И ТРОНЕТСЯ В ПУТЬ ВАГОН...
- Подробности
- Дата публикации 25.05.2017 09:54
- Категория: Разное
Поезда - для кого-то это просто способ передвижения, для других - романтика. Именно здесь за несколько часов можно узнать необыкновенные истории из жизни случайных попутчиков… А еще есть те, что перевозят тонны грузов из пункта А в пункт Б, совсем как в задачках из школьных учебников… На предприятии АО «ЗИКСТО» работают люди, благодаря ежедневному труду которых и создаются эти огромные мощные составы. О перспективах отечественного вагоностроения поведал читателям нашей газеты генеральный директор компании Сергей НЕПОМНЯЩИЙ.
Завод с многолетней историей
История предприятия началась в 1895 году со строительства в Симоновской слободе города Москвы кузнечно-котельного, медно-литейного и механических цехов. В августе 1941 года завод был эвакуирован в наш областной центр, где работал в военном режиме. Во время Великой Отечественной войны здесь выпускали 13 видов военной техники: морские мины, оборонные щиты, другое оборудование и приборы для военно-морского флота. В послевоенные 70-80-е годы завод стал крупным предприятием оборонно-промышленного комплекса страны, на котором трудилось более 8 тысяч человек, многие работники завода за свой труд были награждены орденами и медалями.
С 1994 года предприятие было преобразовано в ОАО «ЗИКСТО». Несмотря на сложные рыночные условия, оно сумело сохранить свою структуру и уникальные технологии, технический и кадровый потенциал. Именно на этом заводе был запущен первый казахстанский вагон, старт производству дал лично Президент страны Нурсултан Назарбаев. В наши дни предприятие заручилось поддержкой Правительства и реализует несколько широкомасштабных инновационных проектов.
Генеральный директор акционерного общества Сергей Непомнящий рассказал, что предприятие занимается производством продукции по двум направлениям: вагоностроение и изготовление специзделий для нужд Министерства обороны.
Первый полувагон выпустили по собственной инициативе за счет своих средств в 2008 году, что положило основу отечественному вагоностроению. Оригинальная модель была создана путем обобщения удачного мирового опыта и внесения идей местных конструкторов.
«В Казахстане имеется всего две площадки по производству вагонов: АО «ЗИКСТО» и ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» в Экибастузе. На данный момент они представляют собой единое целое: второе предприятие находится на доверительном управлении петропавловского завода. Основной наш потребитель - АО «НК «Қазақстан темiр жолы», которое распределяют продукцию по грузоперевозчикам. Завод производит все виды грузовых вагонов: полувагоны, зерновозы, окатышевозы, применимые для нужд металлургии», - рассказал Сергей Анатольевич.
Инновации в вагоностроении
Руководитель компании добавил, что предприятие является участником государственной программы поддержки Правительства РК в области вагоностроения. В 2016 году в рамках этой программы заводу было выделено 17,5 млрд тенге, что позволило выпустить и реализовать около 320 единиц вагонного парка. Выделенные средства необходимо освоить до окончания первого полугодия 2017 года. Программа успешно реализуется на практике согласно плану производства, в этом году будет выпущено еще порядка 900 единиц.
Прогресс не стоит на месте - нововведения коснулись и этой отрасли машиностроения.
«На данный момент мы освоили ряд новой продукции в области вагоностроения, что позволяет нам успешно конкурировать не только на казахстанском, но и на российском рынке», - отметил Сергей Непомнящий.
Так, в 2016 го-ду был освоен новый вид изделия: 80-футовая длиннобазная платформа, которая на сегодняшний момент является очень востребованной. Длина платформы - 25 метров, она выдерживает груз до 70 тонн. На этой платформе может поместиться четыре двадцатифутовых контейнера вместо двух.
Кроме того, освоили большекубовый зерновоз, в узких кругах называемый «пузатым», способный перевозить гораздо больше зерна, чем его предшественник. Отметим, что ранее объем зерновоза составлял 96 кубометров, сейчас получен сертификат на перевоз 120 кубометров, который также будет пользоваться спросом на просторах нашей родины к сбору урожая.
Радужные перспективы
Перспективы развития по обоим направлениям деятельности весьма оптимистичные. Что касается производства специзделий, компания сотрудничает не только с Министерством обороны нашей страны, но также имеет заказы от Российской Федерации.
«Мы планируем увеличить мощности нашего предприятия, чтобы закрыть потребность, прежде всего, казахстанского рынка. Географическая карта Казахстана - вот громадная территория, по которой пойдут наши вагоны.
Во втором полугодии 2017 года собираемся провести набор по ряду специальностей, что позволит привлечь специалистов нашего региона», - сказал генеральный директор.
К слову, сегодня на заводе работает порядка 700 человек. Задействован обширный спектр рабочих специальностей: токари, сварщики, слесари, работники кузнечно-прессового цеха, маляры, электрики, крановщики. Руководство делает ставку на молодежь и с готовностью взращивает новые кадры. Сначала желающий устроиться на работу должен пройти обучение на производстве, которое длится в среднем от 1 до 3 месяцев, после чего аттестационная комиссия выносит решение о его трудоустройстве. Главное - иметь желание работать.
В эпицентре производственного процесса
В основном производстве завода задействовано 5 цехов, в каждом из них происходит определенный вид работы для конечной сборки единицы подвижного состава. В одном осуществляется сборка колесной пары, в другом собирают тележки для вагона, еще два цеха заняты сборкой вагона из всех составляющих. Также существуют малярные камеры для покраски вагонов, далее продукцию реализуют конечным потребителям.
Углубиться в процесс производства позволила мастер участка Алена Ряхова, работающая в цехе по формированию и ремонту колесных пар. В этом цехе трудятся 38 рабочих в 2 смены по 11 часов. Вес одного цельнокатаного колеса внушительный - он составляет 380 кг, а два колеса вместе с осью весят около 1,5 тонны. Производится колесная пара в три этапа, включающие в себя расточку ступицы колеса, запрессовку и монтаж колесной пары.
«Расточка ступицы колеса осуществляется на колесорасточном станке с программным управлением ЧПУ. При запрессовке все детали тщательно смазываются маслом. На третьем этапе бригадиры подбирают подшипники по диаметру, на гидропрессе слесари подвижного состава производят монтаж. В процессе всего производства следим за качеством продукции», - рассказала Алена Ряхова.
После монтажа специальная вибродиагностическая установка проверяет собранную колесную пару на биение и правильность сборки. При отсутствии претензий на экране прибора загорается надпись «годен». За одну смену здесь производится 32 колесные пары для восьми 80-футовых платформ. Также в этом цехе производят 3 вида ремонта колесных пар: текущий, средний и капитальный. Кажется, что работа на заводе - не женское дело, но Алена с улыбкой замечает, что работать на производстве ей совсем несложно, главное - проявлять коммуникабельность и уметь находить подход к каждому работнику.
Татьяна ДЕЛЛЬ