Глубокий смысл Наурыза
- Подробности
- Дата публикации 17.03.2017 03:40
- Категория: Разное
Наурыз - один из самых древних и знаменитых праздников на Земле, он поражает своей красотой и многочисленностью примет, обрядов и поверий народа. В этот день обновляется природа, и жители Земли вступают в новый год по восточному календарю. К сожалению, этот праздник оставался под запретом более 70 лет, и значительная часть традиций была незаслуженно забыта. Большинство граждан нашей страны связывают с Наурызом лишь несколько ассоциаций: выходные дни, всенародные гуляния и похлебка «наурыз-көже». На самом же деле - это древний праздник, имеющий глубокий философский и нравственный смысл. Разобраться в этом помог корреспонденту «Проспект СК» руководитель Северо-Казахстанского областного филиала РОО «Всемирная Ассоциация казахов», сотрудник областного музейного объединения Сагиндык САЛМУРЗИН, поделившийся своими знаниями с читателями нашей газеты.
Необратимый бег времени и вечная сменяемость времен года - символ нашей жизни, в которой действует свой закон сохранения душевной энергии, закон радости и добра, передаваемый из поколения в поколение. Празднику Наурыз уже более 5-ти тысяч лет, это праздник весны и обновления природы, мира и добра. Его отмечают не только в нашей стране, но и в Иране, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Туркменистане, Узбекистане, Индии, Турции и Китае. По некоторым данным, широко отмечался он в прошлом и у восточных славян. Однако, казахская пословица гласит: «Әр елдің салты басқа, иттері қара қасқа», что в образном переводе означает «Сколько стран - столько обычаев». Поэтому в каждой стране сложились свои традиции празднования Наурыза.
Исторические сведения о празднике встречаются в трудах античных и средневековых авторов. Древние греки называли его «Патрих», в Бирме - «Праздник воды», таджикам он известен как «Гульнавруз», татарам - «Нардуган», бурятам - «Сагаан сара», монголам - «Наркояш».
Исторические факты: первое упоминание в Казахстане
В 1221 году китайский путешественник Чан Чунь описал празднование Наурыза в древнем городе Отрар: «Молодежь устраивала на улицах гуляния и, останавливаясь у каждого двора, пела жарапазан - частушки шутливого характера. Домочадцы одаривали исполнителей всевозможными сладостями, сушеными дынями, хурмой, бауырсаками, куртом, жентом, халвой. Самым искусным певцам - жарапазаншы удавалось собрать за день полные мешки подарков».
«Особенно изумила китайского путешественника крепость отведанного кумыса: Чан Чунь потом не мог прийти в себя 3 дня! Откуда было знать зарубежному гостю, что к Новому году готовят особый кумыс - семидневку с зернами кучелябы, редкого степного растения. Наши предки использовали его как лечебный и омолаживающий напиток, а мужчины после нескольких пиал долго не могли заснуть», - рассказал Сагиндык Досмакович.
Марко Поло в своей «Книге путешествий» тоже описывал большой праздничный той. Его поразили новогодние состязания едоков: некоторые умудрялись съесть мясо двух баранов! Не меньшее впечатление произвели на итальянского путешественника и верблюжьи скачки. Сейчас даже спортсмен вряд ли сможет усидеть на таком «жеребце», а раньше иные мастера к концу соревнования загоняли по 3 верблюда! Они готовились долгое время.
Наурыз известен как праздник великого равноденствия, когда Солнце находится в созвездии Овна. В представлении древних иранцев, весь мир был сотворен в момент восхода Солнца из созвездия Овна. Именно в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла. Считалось, что в этот день все небесные тела, возвращаясь к своей исходной точке, завершают год, и начинается обновление окружающего мира. Главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях, буйное прорастание зелени.
«В Казахстане первое упоминание о Наурызе связано с именем Толе би, советника Тауке хана, и относится к 1720 году. Так как Наурыз - это праздник весны, а весна - пора, когда нужно пахать землю, то Наурыз связывался, прежде всего, с земледельческой культурой. В переводе с персидского слово «наурыз» звучало как «нау» (новый), «роз» (день) и означало новый день или новый год», - отметил руководитель СКОФ РОО «Всемирная Ассоциация казахов».
Жертва советской идеологии
С 1926 года до недавнего времени Наурыз в нашей республике был запрещен советской властью как мусульманский религиозный праздник, хотя на самом деле таковым не является. Ведь мусульманство на территории Средней Азии и Казахстана распространилось только в VIII веке, а уже задолго до этого (более 2 тысяч лет назад) наши предки праздновали свой Новый год. Однако, советская идеология провозгласила: «Нет никаких национальностей. Есть только Советский Союз». Далее в голодные годы и тяжелые лихолетия Великой Отечественной войны предпринимались периодические нападки на национальную интеллигенцию со свойственными ей ценностями, попирались национальные традиции и обычаи. На протяжении 62-х лет данный праздник был жертвой идеологии, поэтому многие обычаи остались в прошлом.
«После запрета в 1926 году Наурыз мейрамы в Казахстане впервые праздновался в 1988 году и получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны - Наурыз мейрамы». В целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления дружбы и братства народов республики, возрождения исконных традиций, а также гармонии природы и человека, его нравственного очищения в духе подлинного гуманизма Президент страны объявил 22 марта Днем народного праздника весны - Наурыз мейрамы», - продолжил сотрудник областного музейного объединения.
С этого времени началось широкое празднование Наурыза по всей республике. Праздник приобрел современные очертания не только в виде театрализованных представлений и богато убранных юрт, вкусно приготовленного наурыз-көже, но и проведении благотворительных акций, народных спортивных игр, ухода за зелеными насаждениями, в посадке деревьев, очистке парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. Однако вернемся к истории праздника, а для этого обратимся к источникам.
Связь с культом плодородия
Если мы откроем книгу Еркебулана Джелбулдина «Традиции и обычаи казахов», то сможем узнать много интересного о празднике Наурыз. Так, этот праздник отмечался как земледельцами, так и скотоводами. Содержание праздника не сводилось исключительно к земледельческим ритуалам. На первый план выступала связь весеннего праздника с культом плодородия в самом широком смысле этого понятия. Весеннее пробуждение природы от зимнего сна рассматривалось в древности как воскрешение умершей жизни, порождало благоговейное отношение к этому значимому явлению.
В казахском Наурызе обнаруживаются не только традиции ираноязычного населения, но и традиции кочевого и полукочевого скотоводческого населения степей, придавшие своеобразие этому празднеству. В прошлом казахи называли Наурыз «Днем улуса» (народа), «Великим днем улуса» - «Ұлыстың ұлы күні».
На неразрывную связь празднования Нового года с культом плодородия у кочевников-скотоводов более четко указывает еще одно ритуальное действие, которое, надо полагать, исполнялось широко. В новогодний день вспоминали духов предков, состоятельные люди совершали им жертвоприношения животными, причем резали самцов-производителей.
По народному календарю начало года наступает в день весеннего равноденствия - 21-22 марта, но на практике этой даты строго не придерживались. Во многих южных районах ориентировались, к примеру, по прилету трясогузки (третья декада марта - начало апреля).
Традиции и обычаи Наурыза
Отношение народа к Великому дню и ко всему, что происходило в этот праздник, было особенным. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и возрождающуюся природу. Описание различных интересных поверий и традиций Наурыза находим в лингвострановедческом пособии по русскому языку «Республика Казахстан» под редакцией кандидата педагогических наук С. А. Мамекбаевой.
Если в этот день рождался ребенок, его принято было считать за годовалого. Мальчиков нарекали, по традиции, Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек - Наурыз или Наурызгуль. К слову, этот обычай сохранился и по сей день. Если в этот день выпадал снег, это считалось добрым знаком - наступающий год обещал быть урожайным. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной. Впрочем, и дождь считался хорошей приметой - говорили, что земля озарилась светом - «нұр жауды».
В день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, поссорившиеся мирились между собой, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.
В этот день хозяин дома старался сделать все, чтобы его стол был особенно роскошным. Дастархан в каждом доме состоял из 7 видов еды, традиционным было приготовление «наурыз-көже» (похлебки из 7 компонентов: пшеницы, мяса, жира, соли, лука, курта, муки). Эти компоненты символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет 7 дней недели - единицы времени вселен-ской вечности. Перед аксакалами ставились 7 чаш с наурыз-көже. Главный напиток Наурыза - кумыс - белое вино скифов.
По мифологическим представлениям казахов, накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому предпраздничная ночь называется «ночью счастья». В эту ночь перед празднеством девушки, приготовив блюдо из мяса и молозива, называемое «ұйқы-ашар», угощали женихов.
Этому кулинарному произведению приписывалась способность увеличивать духовную и физическую силу джигита, пробуждать в нем чувство любви, чтобы юноша не проспал начало пробуждения природы. В свою очередь, джигиты должны были преподнести невестам подарки «селт еткізер»: зеркало, гребень или духи, символизирующие красоту, молодость и вечность.
В новогоднюю ночь на самом почетном месте юрты (тор) зажигались 2 лампады, чтобы в жилище было светло, когда в него войдет Наурыз. До прихода праздника хозяева тщательно протирали от пыли мебель и утварь, выметали сор - в юрте и вокруг нее наводился идеальный порядок. Существовало поверье: если Наурыз встретить в убранной юрте, то болезнь, неудачи и невзгоды обходят ее хозяев стороной. Кроме того, до наступления Великого дня старались расплатиться с долгами.
В ночь перед праздником вся посуда заполнялась молоком, айраном, шубатом и другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшеницей и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений прост - ожидали обилия молока, урожая и дождя. В Великий день каждый старался одеться во все новое, если же не было обновки, то ходили в чистой и опрятной одежде.
«Первый день нового года начинался традиционной встречей рассвета, со старинного ритуала «Бұлақ көрсен - көзін аш» («Если увидишь родник - расчищай его исток»). Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев со словами: «Атадан мал қалғанша, тал қалсын» («Пусть лучше от предков останется дерево, нежели стадо»), «Бір тал кессең, он тал ек» («Срубишь одно дерево - посади десять»)», - добавил Сагиндык Салмурзин.
Женщины, поклонившись восходящему солнцу, кропили молоком очищенные родники и посаженные деревья, что символизировало пожелание благословения земле и воде («жер-су»).
Великий день праздника
После исполнения ритуальных мероприятий 3 человека в образе жыршы - зазывал (глашатаев) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок: Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали состязания в скороговорках - жаңылтпаш, отгадывании загадок - жұмбак.
В этот день люди даже приветствовали друг друга по-особому. Например, выражали взаимные пожелания при встрече. Если первый говорил «Ұлыс береке берсін!» - «Пусть будет год обильным!», то второй отвечал: «Пәле - жала жерге енсін!» - «Пусть сгинут все напасти!» Кроме того, говорили: «Ұлыс бақытты болсын!» - «Пусть будет год счастливым!» и отвечали: «Төрт түлік ақты болсын!» - «Пусть скот будет тучным!»
В этот день снимались все возрастные барьеры при общении, даже невестка могла запросто подшучивать над свекром, молодые женщины старались чаще приветствовать почетных старцев. Эти обряды имели глубокий смысл - в подобных приветствиях отражалось поверье о том, что добродетель пожилых людей перейдет через женщин ко всему их потомству.
В полдень жители всего аула собирались на открытой местности вблизи селения и устраивали праздничный дастархан. Здесь резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-көтерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость. Важным атрибутом Наурыза был тайказан - огромный казан, в котором готовили угощения для всего аула. А поскольку торжество приходилось на раннюю весну, к сроку, когда обычно все заготовленные продукты на исходе, то готовили праздничное блюдо буквально всем миром, асаром: кто-то соғым принесет, кто-то бросит пшено в казан, кто-то риса, кто-то сдобрит варево маслицем.
После ритуальной трапезы начинались игры: «айқыш-ұйқыш» («навстречу друг другу»), «аударыспақ», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Самой примечательной игрой была борьба, где женщины вызывали на состязание мужчин. Такой вид состязаний в наше время выглядел бы довольно экзотично. Участники поединков готовились к ним всю зиму и отличались большой силой и ловкостью - среди девушек были знаменитые борцы-палуаны, не знавшие поражений. Согласно правилам игры, девушка ставила следующие условия: победивший ее джигит имел право на ее руку и сердце. В этом случае праздник Наурыз продолжался свадебным тоем. Отсюда в народе сохранилось пожелание: «Той тойға ұлассын» - «Пусть продолжением праздника будет праздник».
Перед наступлением сумерек начиналось театрализованное представление, где 2 акына в поэтической форме воспевали жизнь и смерть, добро и зло, уходящий старый и наступивший новый год.
«Особой популярностью в дни Наурыза пользовались состязания в беге, которые проводились непременно босиком. Считалось, что таким образом бегуны получают от весенней земли новые силы и жизненное тепло. Самым знаменитым бегуном был старейший акын Шашубай, который всегда занимал на этих состязаниях первое место», - отметил Сагиндык Досмакович.
Затем разжигали костры и все прыгали через них, либо, следуя друг за другом в порядке старшинства, проходили между ними. В руках каждого - заранее приготовленные факелы, которые зажигали от огня этих костров и изгоняли ими злых духов. Корни этого праздника уходят в далекое прошлое, где, в представлении людей, огонь обладал магической, очищающей силой. Согласно древним источникам, Наурыз ранее отмечали в течение 9 дней, и назывался этот праздник «Нурызнама». Но столь продолжительное празднование могли себе позволить только баи и очень богатые люди.
Современный облик праздника
Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. По словам моего собеседника, с каждым годом творческая фантазия организаторов и участников Наурыза обогащается. Это шествие по городам веселых караванов верблюдов и лошадей с героями народного эпоса, карнавалы объединенного отряда народных батыров, национальные конно-спортивные состязания джигитов (байга, борьба, сайыс, джигитовка, кыз-куу). Припоминают, спорят, восстанавливают, обогащают праздник новым содержанием с учетом возрождающихся традиций и национальных ценностей.
И, как повелось издревле, в честь этого дня сажают деревья, роют арыки, шьют костюмы, пекут, мастерят... А ныне еще и непременно проявляют милосердие к тем, кто в нем нуждается. И потому одной из примет праздника стало посещение детских домов, домов престарелых, ибо праздник должен коснуться каждого и привнести в наши души весеннее тепло.
«В наши дни Наурыз мейрамы стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня он приобретает глубочайший духовно-эстетический смысл, в нем заложена актуальнейшая проблема современности - единение и гармония человека с природой. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств: открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И не случайно программы праздника повсеместно по республике носят не только развлекательный, но и созидательный характер - выработана концепция. Как не бывает культуры, основанной на обломках прошлого, так не бывает и настоящего праздника без танцев и песен», - сказал руководитель СКОФ РОО «Всемирная Ассоциация казахов».
Свое мастерство в эти дни показывают артисты, певцы, музыканты, звучат песни и речи на разных языках. Они свидетельствуют о преемственности поколений, вечности национальных традиций, дружбе всех народов нашей страны. Одним из идеологических стержней в праздновании Наурыза является межнациональное согласие и взаимное уважение, соответственно, мероприятия проводятся под девизом дружбы между народами и терпимости друг к другу. Активными участниками всех мероприятий являются члены национально-культурных центров областной Ассамблеи народа Казахстана.
Сагиндык Салмурзин считает, что древние традиции и сегодня способны послужить воспитанию у молодежи чувства ответственности за окружающую среду, призывая найти гармонию и равновесие с ней. С другой стороны, соблюдая принцип преемственности, взрослая часть населения посредством воспитательных приемов передаст добрые традиции Наурыза молодому поколению страны.
«Праздник есть праздник, он призван одаривать настроением всех, кто рад принять в нем участие, кто искренне тянется познать и приобщиться к прекрасному и доброму. Исчезает куда-то озабоченность, злоба, страх - привычные маски наших будней. Совершенно разные люди становятся братьями и сестрами, забывая о разделяющих их границах. И неважно, что ими движет в этой жизни: вера в Бога, любовь к красоте, надежда на лучшее или оптимизм - возникает необыкновенное чувство единения душ», - заключил Сагиндык Салмурзин.
… Этот праздник - символ всеобщего обновления, радости, духовного подъема, торжества добра. Это гимн человеку труда. Он воспитывает в людях такие качества, как трудолюбие, уважение к земле, бережное отношение к природе, способствует сближению и взаимопониманию людей и не зря так широко празднуется в современном Казахстане.
Татьяна ДЕЛЛЬ