ФОТОГРАФ, ЧТО СНИМАЕТ ЖИЗНЬ

Труд настоящего фотографа, а тем более фотокорреспондента простым не назовешь. Профессионал, как правило, делает сотню снимков, а выбирает из них всего несколько. Но даже эта пара-тройка изображений может донести до читателя всю глубину событий. Безусловно, фотокор должен быть еще и творческой натурой, тонко чувствующей окружающую действительность, обладать отличным художественным вкусом. Нашему земляку, фотокорреспонденту, члену Союза журналистов СССР и Республики Казахстан Александру КОРОТКОВУ, чье имя хорошо известно в нашей стране и за ее пределами, все эти качества, конечно же, присущи. Наша встреча с североказахстанским мастером фотографии в преддверии Всемирного дня фотографии (отмечается 19 августа) открыла немало интересных тонкостей этого увлекательного дела.

 

Судьба вела в профессию

Раскрытый фотоальбом… Наш собеседник с упоением рассказывает об истории каждого снимка - все это вдруг остается далеко-далеко: воображение заставляет с головой окунуться в атмосферу запечатленных когда-то событий. Кажется, что только протяни руки и коснешься золотистого моря зрелой пшеницы, шагни вперед - и вот ты уже посреди оживленной городской улицы. Каким же все-таки удивительным свойством обладают фотографии, словно по мановению волшебной палочки отправляющие нас в прошлое! Именно такие мысли возникли в ходе нашего разговора с Александром Коротковым, который о фотографическом искусстве может рассказывать долго и вдохновенно, ведь за плечами огромный опыт и до сих пор не угаснувший интерес к любимому делу. Эта необъяснимая тяга, идущая из глубины души, собственно, и привела в эту не легкую, но такую увлекательную профессию.

Выхватывая из памяти детские воспоминания, Александр Львович рассказал, что важную роль в его жизни сыграла бабушка Таисия Павловна, которая разглядела во внуке талант тонко чувствовать окружающую действительность и прививала любовь к прекрасному, познакомив его с захватывающим миром книг. Маленький Саша, читая о приключениях капитана Немо, Робинзона Крузо и других литературных героев, живо представлял (помогала богатая фантазия) неизведанные глубины океана, экзотический колорит необитаемого острова. Именно Таисия Павловна и подарила ему в 11 лет фотоаппарат «Юнкор». Надо ли говорить, что первую камеру, как и первую любовь, не забудешь? Со снимков друзей и родственников, сделанных детской рукой, пожалуй, и началась славная галерея фотомастера. Но жизнь мальчика безмятежной не назовешь: произошел развод родителей. На хрупкие женские плечи матери Лидии Михайловны легла основная забота о детях - Саше и его младшей сестре Татьяне. Хорошо понимая, что семье без его помощи просто не обойтись, наш собеседник в 16 лет устроился учеником слесаря-сантехника на наливную станцию. Он не понаслышке знает, каким нелегким трудом достается рабочим людям хлеб насущный, от этого, наверное, фотографии простых работяг у него прекрасно получаются - на них всегда живые эмоции.

Несколько позже была армейская служба в городе Калининграде в инженерно-технических и танковых войсках. Но даже здесь любимое дело, что называется, не отпускало: на простенький фотоаппарат Александр Коротков снимал незатейливые солдатские будни, своих сослуживцев для боевого листка. Примечательно, что судьба будто специально подкидывала новые знания. Так, у армейского друга из Львова отец профессионально занимался фотосъемкой, соответственно, боевой товарищ с удовольствием рассказал о своих познаниях в этой деятельности. Как признался герой нашей публикации, такие полезные сведения еще больше разожгли интерес к профессии. После армии жизнь шла своим чередом, включив в себя радостные события: женитьбу на любимой Раисе, рождение сына Сергея и дочери Татьяны. И, конечно же, первые шаги детей и другие яркие моменты семейной жизни были запечатлены на пленку и сохранены в личном архиве. В это время Александр трудился уже на ТЭЦ-2, но и совершенствоваться в фотоискусстве не забывал. Плюс к этому, узнав о заочном народном университете изобразительных искусств в Москве, на протяжении двух лет обучался на фотоотделении этого замечательного учреждения. Не-заурядный талант, хороший опыт, от-личные знания, но вместе с этим и постоянная тяга к новому - все это постепенно и превращало Короткова из любителя в настоящего фотомастера.

В дальнейшем герою нашей публикации довелось возглавлять любительскую фотокиностудию на базе горводоканала. Отправной же точкой, с которой, можно сказать, и началась профессиональная фотографическая деятельность, стала работа на местном телевидении в качестве фотокорреспондента. Именно здесь и довелось узнать, как непрост и ответственен этот труд. Но целеустремленность, неравнодушный и творческий подход к делу помогли преодолеть все эти трудности. К тому же многое удалось почерпнуть и из московской учебы - на этот раз в фото-центре Союза журналистов СССР.

Фото - во что бы то ни стало

Следующая же веха профессионального пути Александра Короткова требует отдельного разговора - его работа в известной газете «Ленинское знамя», которая затем сменила название на «Северный Казахстан». В то время в воздухе уже ощущалась новая атмосфера и грядущая смена политического строя. От опытного взгляда фотокора все это, безусловно, не укрылось. Его память и снимки отлично сохранили еще период расцвета тех же совхозов и колхозов. Но вот через время все это исчезло без возврата. Жутко было смотреть на заколоченные крест-накрест двери контор, заброшенные, покосившиеся постройки, отмечает собеседник. Особенно гнетущее впечатление производили срезанные высоковольтные провода - люди выживали, как могли. Но все это - наша история и живые факты. Благо, этот тяжелый для всей страны период тоже миновал. Однако газете всегда нужны фотографии, которые иной раз приходилось делать с огромным трудом. Но надо - значит надо, и другого варианта здесь нет! Например, как рассказал Александр Львович, однажды где-то под Сергеевкой срочно в номер требовалось сделать снимок одной из доярок, представленной к награде. Журналисты прибыли на место, но самой женщины нет. Оно и понятно, человек-то без дела не находится - тоже работает. И все же ее нашли, а на труженице, скажем так, халат совсем непрезентабельный, да и сама женщина не хотела фотографироваться. К тому же в огромном коровнике горели всего две тусклые лампочки - такого света для хорошей газетной фотографии явно недостаточно. Но эти проблемы удалось решить, самое главное - снимок вышел в номере газеты. И это только один из случаев, но он показывает воочию, что труд фотокора - далеко не сахар. Сам Александр Коротков на месте никогда не сидел - всегда планировал на неделю, куда и что пойти фотографировать, встречали вот только не всегда приветливо. Но увлеченность любимым делом перевешивала все, придавала новых творческих сил. Порядка 20 ярких, незабываемых лет было отдано этой нелегкой фотокорреспондентской деятельности (здесь же стоит упомянуть и работу бильдредактором в издательстве «Северный Казахстан»). Кроме этого, снимки Александра Львовича публиковались в областных и республиканских газетах, журналах, например, «Казахстанская правда», «Советы Казахстана», «Огонек» и др., российских изданиях. Им проиллюстрированы книги: «Поклонимся великим тем годам», «Петропавловск. Время. События. Люди», «На пути созидания» и т.д. Создание энциклопедии «Северо-Казахстанская область», книги «Североказахстанцы в годы Великой Отечественной войны» тоже не обошлось без его участия. А еще Алек-сандр Коротков - автор многих фотоальбомов: «Победители», «Золотая летопись Победы»… Не так давно вышел в свет красочный альбом «80 лет Северо-Казахстанской области», в котором свое отражение нашли яркие события из жизни северного региона. За эти годы он изъездил нашу область вдоль и поперек, посещал и соседние российские территории. Не-сколько раз попадал в аварии, сильно простывал в пути, но всегда честно и профессионально выполнял свою работу - без новых интересных снимков не возвращался.

Остановись, мгновение, замри!

Сейчас за спиной Александра Короткова уже около 40 лет профессиональной фотографической деятельности. За такой немалый срок он сделал больше 10 тысяч самых разнообразных снимков - этих застывших мгновений. Точную же цифру назвать весьма затруднительно - попробуй, подсчитай их все!

«Помню, кто-то сказал, что фотография - это маленький памятник событию или человеку. И с этой мыслью я пол-ностью согласен», - замечает Александр Коротков, фотоаппарат  которого  запечатлел, действительно, множество все-го интересного, а его снимки можно считать своеобразной исторической  летописью.  К  примеру,  в  архиве  у  героя      публикации есть фотографии Главы государства Нурсултана Назарбаева, снимки знаменитостей - Святослава Рихтера, Людмилы Зыкиной, Армена Джигарханяна, а также простых североказахстанцев - все они пропущены через сердце, поэтому и чувствуется в них особая теплота, видны искренние эмоции и сама жизнь - именно это всегда и стремится передать Александр Львович.

Конечно, помимо работы, фотомастер снимал, что называется, и для себя - каких только видов города нет у него в архиве, а чего стоят фотографии живой природы и портретные изображения людей - любимый жанр. Далеко не каждый из фотографов может владеть одинаково хорошо всеми видами съемок, но нашему собеседнику это по плечу. Назвал он и одну из своих самых любимых фотографий - это черно-белое изображение девочки лет десяти из детского приемника с необыкновенно грустным взглядом (на фото). Стоит внимательно приглядеться к этому снимку и понять, что чувствовал в тот момент фотограф и почему этот снимок ему особенно дорог.

Принимал собеседник участие в коллективных выставках фотохудожников и организовывал свои. По его словам, выбирать снимки для показа - еще то непростое дело, ведь каждый из них дорог, как родной ребенок. Неиссякаемым же источником вдохновения до сих пор является родной край и милые сердцу земляки, у которых в квартирах бережно хранятся фотографии, сделанные когда-то А. Коротковым.

Назвался фотографом...

Не обошли в нашей беседе мы и тему развития современного фотоискусства. Ведь нередко в том же Интернете видишь людей, совсем недавно купивших «зеркалку», а уже считающих себя выдающимися фотографами. Честно сказать, для Александра Львовича это одна из острых тем. Ведь кому, как не ему, знать, что значит вести съемку механическим фотоаппаратом на лю-том морозе, а снимок нужно сделать любой ценой? Не понимает мастер старой закалки молодежь, часами обрабатывающую фотографию при помощи пресловутого фотошопа. И здесь вопрос не столько во взаимоотношениях разных поколений, сколько в профессионализме и эстетической стороне: всё на таких фото выглядит ярко, но неестественно. А мы-то знаем, что служенье муз не терпит суеты и фальши. Однако высоко отозвался собеседник о работе фотокорреспондента газеты «Время» Владимира Заикина, в снимках которого ярко видна настоящая жизнь.

Остановились мы и на профессиональной этике фотографа. Во-первых, при съемке важно уважать себя и других, не мешать людям делать свою работу. Во-вторых, протягивать руку помощи начинающим: подсказать правильную позицию, уступить место, когда фото уже сделано, и т.д. Александр Львович дал и еще парочку нехитрых советов. По его словам, совсем необязательно сразу же покупать дорогостоящее чудо техники: только когда все возможности фотоаппарата исчерпаны, тогда и стоит его обновить. Кстати, Коротков в настоящее время использует для съемок полупрофессиональный фотоаппарат фирмы «Sony», или просто «Сонечку», как ласково он называет эту технику. Вот уж где искренняя влюбленность в профессию! Плюс к этому необходимо понять, что на первых порах все только кажется легким и простым, но на самом деле это далеко не так (сам собеседник, с его колоссальным опытом до сих пор стремится узнавать новое). И напоследок - нужно просто снимать, снимать и еще раз снимать - только так и можно добиться успеха.

Отдельно нужно сказать, что у Алек-сандра Короткова есть свой небольшой рекламно-издательский центр, а с его фотоработами всегда можно ознакомиться в Интернете на персональном сайте: www.akorotkov.net. Заходите - не пожалеете.

Просто любимый дедушка

В ходе нашего разговора было интересно узнать об Александре Короткове и вне любимой деятельности. К слову, вместе со своей женой Раисой Николаевной он живет рука об руку уже 45 лет. За это время сын и дочь получили высшее образование - оба трудятся на железной дороге. Но особая гордость Александра Львовича - его пятеро внуков, которые горячо любят своего дедушку, собственно, как и он их. Отдыхать душой помогает и дача, впрочем, на ее красоты мастер смотрит сугубо профессиональным взглядом - через объектив фотоаппарата. Что здесь скажешь, такой уж выработался подход к явлениям нашей повседневной жизни.

«Желаю удачных кадров, творческих открытий и хороших взаимоотношений с окружающими», - пожелал Александр Коротков всем, кто связал свою жизнь с фотографической деятельностью.

 

Павел РОЩУПКИН

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.