АЛЕКСАНДР ШИНГУРОВ: "ВСЯ НАША ЖИЗНЬ - КИНО!"

Развитие кинематографа прошло так стремительно, что мы толком не успели ощутить, что за сравнительно короткий период был проделан огромный путь: от немых короткометражных черно-белых лент до современных блокбастеров, в которых используются самые передовые технологии нашего времени, заставляющие зрителя просто растворяться в бегущей картинке. Кино, что ни говори, стало неотъемлемой частью жизни каждого из нас, а его выбор в настоящий момент действительно огромен. Но мы получаем только конечный продукт - фильм, который и «употребляем». А вот сложно ли самому создавать кино, трудно ли угодить уже пресытившемуся зрителю, да и нужно ли угождать, если считаешь, что кино - искусство? На эти и другие не менее интересные вопросы нам удалось получить ответы в беседе с молодым режиссером-любителем Александром Шингуровым, который уже знаком Петропавловскому зрителю своей короткометражной творческой работой «Укрощение строптивой», которая завоевала первое место на фестивале Fiestalonia Milenio в Испании. Да и сама наша встреча прошла накануне Международного дня кино, традиционно отмечаемого 28 декабря. Словом, нам было о чем поговорить.

Портрет героя с камерой и без

Родился Александр в нашем городе в самой обычной семье: папа - водитель, мама - библиотекарь. И с малых лет он стал пусть и косвенно (читать еще не умел), но приобщаться к книжному творчеству: нередко бывал на рабочем месте матери. А еще маленькому Саше частенько приходилось оставаться дома одному и смотреть телевизор, чтобы не скучать. С этого момента в его душе постепенно стала проявляться любовь к кинематографу, сначала просто зрительская.

«Все эти «боевики», которые в большом количестве показывали в девяностые годы, безусловно, оставили свой след в моей душе, можно сказать, воспитали меня. Даже сейчас, только заметив тех знакомых героев в исполнении Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, я будто возвращаюсь в те времена - настолько сильны воспоминания!» - рассказывает Александр.

Позже, когда отцом была приобретена видеокамера, Саша попробовал себя уже в роли режиссера, снимая с друзьями свои первые любительские фильмы.

Но, как подчеркнул наш собеседник, кинематограф для него не только общая теория искусства, съемки и пр., но и актерская игра, поэтому большое внимание он уделяет и ей.

А тяга к театральному искусству у нашего героя тоже родом из детства, еще с утренников. Если многим детям нравилось просто наряжаться в разные красочные костюмы, то Саше по душе пришлось именно выступление, когда можно исполнить пусть маленькую, но роль и получить толику всеобщего внимания.

Кстати, развивать актерское мастерство Александр Шингуров продолжил и дальше, уже обучаясь в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева, когда записался в студенческий театр «Кривое зеркало».

«Здесь я получил огромный, ценный опыт, научился понимать, что такое «актерский хлеб». К тому же студенческий театр познакомил меня со множеством интересных людей, с которыми я до сих пор поддерживаю теплые отношения. Что касается самой запомнившейся роли, то это, конечно, помещик Смирнов из пьесы Антона Чехова «Медведь». В его характере меня привлекла, прежде всего, экспрессия. Это отличная роль для выражения чувств, эмоций. Можно побыть даже немножко сумасшедшим, и это здорово! Зритель лучше поймет твоего персонажа, а ты получишь эмоциональную разрядку!» - признается А. Шингуров.

Словом, к своей любимой деятельности - кинематографу - молодой человек подошел со всей основательностью.

Кстати, по специальности Саша - журналист, и профессию он выбрал осознанно: готов как можно чаще держать в руках камеру и снимать интересные сюжеты. Да и сегодня работа Александра связана с видеосъемкой: он делает рекламу, к которой, конечно, подходит с присущей ему творческой ноткой.

Профессий много, но прекрасней всех кино!

- Саша, согласен ли ты со знаменитой фразой В. Ленина о том, что кино - важнейшее из искусств?

- Полностью согласен с высказыванием. Как бы громко это ни звучало, но кино - вершина всех искусств. Ведь в нем объединились литература, мастерство художников, актеров, режиссеров и т.д.

- А лично для тебя кино - это…

- Демонстрация альтернативной реальности, которую придумали создатели фильма, опираясь на свои внутренние ощущения. Это по-научному (улыбается). А если по-простому, то это средство самовыражения, способ поделиться своими впечатлениями от происходящего в мире. Так или иначе, вся наша жизнь - кино! И еще я не согласен, когда говорят, что кино снимают для себя, - это неправда. Фильм делается для зрителя, даже если посмотрит его только один человек.

- Процесс съемок - это ремесло или творчество?

- Хороший вопрос. Знаешь, даже поймал себя на мысли, что сейчас в спокойной, нерабочей атмосфере я говорю о создании фильма в возвышенных тонах. Но в период активной работы - это нелегкий труд, который забирает просто массу физических и моральных сил. Написание сценария, монтаж кадров, другая техническая работа - все это чистой воды ремесло. Словом, интересная идея воплощается в жизнь через кропотливую работу. И точно не ответишь, чего здесь больше: творчества или ремесла.

- Неоднократно я слышал, что мировой кинематограф переживает кризис. Казалось бы, есть современные технологии - создавай что хочешь…

- Это палка о двух концах. С одной стороны, техника помогает, с другой - влияет отрицательно. Она позволила делать фильмы быстро и в большом количестве. Но это сказалось на качестве. Плохих фильмов стало больше. Но это вовсе не значит, что хорошие картины совсем не появляются. Просто из всего этого потока стало трудно выделить действительно интересную киноленту. К примеру, американскому зрителю нравятся их современные фильмы, основанные на комиксах, а нам - нет. Разница менталитетов. Для жителей США комиксы - целый культурный пласт. Мы же ищем что-то более знакомое, а когда не находим, возникает чувство, что смотреть нечего.

- А на самом деле?

- Нужно уметь выбирать и ждать: хорошие фильмы на раз-два не делаются. Если вы идете в кинотеатр на классический «боевик», то не нужно требовать от него чего-то возвышенного.

- Что по поводу кризиса говорят эксперты из мира кино?

- Отмечают упадок. Не так давно два корифея: известнейшие режиссеры Голливуда Джордж Лукас и Стивен Спилберг - выступили с докладом, в котором заявили, что кино «умирает». По их словам, создание фильмов только для прибыли, а не для людей, постепенно приведет к оттоку зрителя. К тому же видеоигры стали настолько популярны, что вытесняют кино, интерес к которому уже заметно угас. Все это грозит обернуться огромной проблемой для кинематографа.

- И какие прогнозы дали режиссеры? Что-то изменится?

- Да. Кино будет элитарным. Предполагается, что поход в него станет дорогим удовольствием, а масштабные и популярные фильмы будут крутиться в прокате годами, как это бывает с успешными мюзиклами и театральными постановками. Хотя лично я не вижу в этом такой уж проблемы. Кино-то останется, а с ним и зрители, которые не перестанут его смотреть. Иначе говоря, у режиссеров будет одна аудитория, у разработчиков игр - другая.

Если делать, то с любовью!

- Саша, когда ты понял, что «созрел» для короткометражного кино?

- Конечно, не сразу. Только набравшись определенного опыта в съемке рекламных роликов, мы решили взяться за нечто более серьезное.

- Так пришла задумка снять «Укрощение строптивой» по комедии У. Шекспира?

- Почти. Но идея принадлежала не мне, а моему хорошему другу Ринату Исмаилову, который предложил экранизировать отрывок из пьесы. Тем более что мы его уже несколько раз ставили на театральных подмостках. Первоначально планировали классическую подачу, но технически это было трудно осуществить. И мы пошли другим путем - придали комедии современный вид.

- Насколько трудно было все это?

- Съемки давались нелегко, мы все люди работающие, приходилось выгадывать время. Но подобралась отличная команда, в которой все было четко распределено и работало как единый механизм. К слову, Ринат готовил творческую часть, а на мне были технические вопросы.

- Плюс ко всему ты выступил сценаристом, режиссером, актером…

- Несмотря на это, повторюсь, «Укрощение…» - командная работа, которая бы не получилась без слаженного труда всех нас.

- И вот фильм снят, показан зрителям. Какой он получил отклик?

- Многие люди с пониманием отнеслись к нему: особо никто нас не хвалил, но и не критиковал. Однако именно добрые, дружеские слова зарядили нас положительными эмоциями, придали сил для дальнейшего творчества. К тому же мы получили огромный опыт, который дорогого стоит.

- Насколько я знаю, «Укрощение…» было представлено и на суд европейского зрителя?

- Действительно, наш фильм был показан на международном фестивале непрофессиональных коллективов и отдельных артистов Fiestalonia Milenio (Испания) в номинации «Фото-видео». А еще скажу, что на этом же фестивале мы с партнершей приняли участие в танцевальном конкурсе. В общем, сделали сразу два дела: кино показали, вальс и ча-ча-ча исполнили (улыбается).

- Здорово. И как успехи на танцевальном поприще?

- Заняли 3 место, что было очень неожиданно, учитывая количество и мастерство других конкурсантов. Но выложились мы тогда, что называется, по полной программе!

- И за фильм была награда?

- Да, «Укрощение…» получило первое место в своей номинации. Фильм восприняли очень тепло, была отличная атмосфера. Потом вручили оригинальный диплом, на котором выгравировано название нашей студии.

- Но я знаю, что ваша команда не собирается почивать на лаврах. Вы говорили о новом кино «Silentium». Расскажи о нем.

- Это фильм-размышление о том, что было бы, если бы современные технологии стали развиваться значительно раньше и гораздо стремительней. И все это показано через небольшой период жизни главного героя, очень непростого героя. Если говорить о «внутренней кухне», то актеров уже не двое, а пятеро. И сама картина будет идти порядка 20 минут. Мы тщательно прорабатывали каждую деталь. Только один сценарий много-много раз переписывался. Кстати, «Silentium» - это проект Даниила Кодубенко. Он автор идеи и основной вдохновитель. Даниил отвечает за техническую часть, и, несмотря на то что он сейчас работает в крупной московской студии по созданию визуальных спецэффектов в кино, - это никак не мешает вести работу над нашими проектами.

- Что за темы поднимает этот фильм?

- Главная - вопрос свободы личности. Есть и любовная линия, как без нее! В общем же, это картина о том, каково ощущать себя винтиком в каком-то большом механизме.

- Звучит интригующе. А вот лично тебе какие темы не по душе?

- Не люблю жестокость на экране во всех ее проявлениях. Просто на дух не переношу фильмы с обилием грязи, крови, натурализма. Сюда же отнесу арт-хаус, в котором на зрителя чаще всего выплескивается целый поток бессмысленного негатива. Не нравятся мне и зомби - они уже оскомину набили!

- Если бы тебе дали «кругленькую» сумму денег, что бы за фильм ты снял?

- Тогда бы «Silentium» был бы очень быстро закончен и расширен до полнометражного кино (смеется). Но нам бы и свой короткий вариант завершить. Хотя здесь важны не столько деньги, сколько время, которого, к сожалению, не хватает. В целом же за определенную сумму можно снять все, что угодно. Но вот конкретно сейчас я бы остановился на чем-нибудь легком, ненавязчивом. Считаю, что кино не должно «перегружать» людей, а быть развлекательным, но в меру. И вообще нужно любить и уважать зрительскую аудиторию.

- Твои советы начинающим режиссерам-любителям?

- В первую очередь, необходима практика, чтобы опыта набраться и отшлифовать мастерство конкретными съемками, а не теорией (она тоже понадобится, но в дальнейшем). Надо работать над собой. А с техникой сейчас никаких проблем нет, по сравнению с прошлым, когда приходилось прилагать массу усилий, чтобы просто смонтировать видео. И еще важно - не сидеть на месте, если ты захотел делать кино, так дерзай, не бойся! Результат со временем придет.

- Совсем скоро наступит Новый год, что бы ты пожелал нашим читателям в этой связи?

- В Новом году хочу пожелать того, что испытываешь от просмотра хорошего фильма: увлекательных историй, незабываемых впечатлений и совершенно неожиданных развязок, обязательно с хеппи-эндами!

Анкета

Александр Шингуров

Любимая книга: Стивен Кинг «Темная башня».

Любимый фильм: «Назад в будущее».

Любимый актер: Брайан Крэнстон «Во все тяжкие» (сериал).

Рецепт к Новогоднему столу

«Воздушный омлет по-шингуриански»

Способ приготовления:

Жарим лучок и маленькие кусочки колбаски или бекона. Закидываем свежих помидорок с кусочками свежего болгарского перца и тоже, как следует, прожариваем. Блендером не менее двух минут хорошенько взбиваем яйца (количество зависит от степени голода). Затем подсаливаем и выливаем яйца на сковороду. Накрываем крышкой и жарим на медленном огне 10-15 минут. Получается необыкновенно нежный и сочный омлет. Приятного всем аппетита!

Беседовал Павел РОЩУПКИН

 

 

 

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.