Роза САРКЕН: «УМЁН НЕ ТОТ, КТО МНОГО ПРОЖИЛ, А ТОТ, КТО МНОГО ВИДЕЛ»

Осенняя школьная пора приносит с собой прохладные утра, золотые листья и запах свежих тетрадей. Ученики возвращаются в классы, вдохновленные возможностями новых открытий. Часто в школьных стенах осень ассоциируется с приближающимся Днём учителя, который, кстати, с этого года в Казахстане будет отмечаться 5 октября. К этому празднику всегда готовятся ответственно и с трепетом, ведь без педагогов не было бы главного - возможности передавать знания будущим поколениям. С первых дней работы в классе учителю важна методическая поддержка, так как именно она формирует систему обучения и даёт сфере образования совершенствоваться. Именно поэтому мы решили рассказать нашим читателям о деятельности Центра методической работы и информационных технологий в сфере образования и его руководителе Розе САРКЕН, которая всю свою профессиональную карьеру посвятила педагогике.

 

Прошла все ступени педагогического статуса

Роза Сакеновна родилась в Омской области. Её детство прошло в Исилькуле. После успешной сдачи выпускных экзаменов она приняла решение поступить на факультет русского языка и литературы Омского педагогического института. Спустя некоторое время вышла замуж и переехала в Петропавловск, где продолжила своё обучение в педагогическом институте имени К. Д. Ушинского. Её трудовая карьера началась с должности старшей пионервожатой в школе № 35. Немного позже появились дети, и семья перебралась в Булаевский район, в село Успенка. Роза, будучи молодой, полной энергии и амбиций, справлялась со всем: была великолепным педагогом, активно участвовала в конкурсах и, помимо преподавания русского языка, обучала детей хореографии, потому что очень любила это занятие. Кроме того, была депутатом двух созывов в районном маслихате.

Роза Сакеновна стремительно продвигалась по карьерной лестнице. Начала с директора Октябрьской средней школы, затем стала начальником отдела образования в Булаевском районе, после чего возглавила институт повышения квалификации. С 2008 года она стала руководителем СШ №43. К слову, новый директор принес кардинальные изменения в жизнь школы.

«Все ступени педагогического статуса я прошла. Вожатая, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе, директор школы - всё было. Даже помню, что застала время оптимизации образования, была директором центральной и четырех восьмилетних школ. В общем, опыт у меня действительно большой и разносторонний. Наверное, поэтому меня и заметили.

Для меня педагогика - это призвание, ведь я уже 42-ой год посвящаю себя этой сфере и нисколько не жалею. Сейчас я магистр педагогики, с отличием окончила Омский педагогический университет в 2021 году, получила категорию педагога-мастера, уже будучи методистом. В Центре методической работы и информационных технологий в сфере образования я работаю уже пять лет, и мне всё очень нравится», - рассказала Роза Сакеновна.

Так как на своем карьерном пути Розе Саркен довелось поработать в институте повышения квалификации, влиться в сферу методической работы ей было несложно. Она была уже хорошо знакома с проектной деятельностью, внешними оценками и подготовкой к различным оценочным мероприятиям.

Роза Сакеновна признаётся, что свою родную школу №43 она по-прежнему обожает. Отмечает: в этой школе сложились отличные традиции и наработана прекрасная система обучения. «Я поддерживаю связь с коллективом до сих пор, они большие молодцы. На тот момент, когда я была ещё директором, мы достигли значительных результатов, повысили уровень сдачи ЕНТ и добились выдающихся спортивных достижений. Однако в школе мне стало тесновато, у меня было столько идей, которые я хотела реализовать, что нужно было двигаться дальше. В итоге меня пригласили в методический центр, где я продолжаю работать, стремясь расширить границы образования. Думаю, мое преимущество было в том, что я успела поработать и в городской системе образования, и в районной. Это действительно в какой-то степени разные сферы, для которых нужны индивидуальные подходы. А так как я имела опыт, я влилась сразу. Мне хотелось и хочется, чтобы наши педагоги чувствовали, что их поддерживают», - поделилась мнением директор методического центра.

Проектная деятельность кипит

Работа в Центре проводится колоссальная, создаются проекты для учителей и учащихся, прорабатываются методы и система обучения. В этом деле Розе Саркен помогают 35 методистов, которые курируют всю образовательную сферу области. Директор рассказала нашему корреспонденту, какие проекты сейчас реализует КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования». Их на самом деле очень много. Например, «Әр бала - біржұлдыз». Его уникальность реализуется в рамках условий комплексной инновационной образовательной деятельности дошкольных организаций. Роза Сакеновна отметила, что главной задачей проекта является активизирование процесса совершенствования творческого потенциала через создание благоприятной обстановки для формирования и воспитания личности современного выпускника ДО. «У нас более 400 детских садов, и уже 60 педагогов обобщили свой опыт, совместно выявляют таланты наших детей. Это важный проект, который помогает уже в раннем возрасте развивать детей в том направлении, в котором ребенок сможет максимально реализоваться», - отметила Роза Саркен.

Одним из основных направлений в работе Центра является образовательный проект «Бірлестік», который оказывает педагогу всестороннюю помощь при решении различных вопросов, привлекает педагога к реализации проекта на основе сотрудничества, обеспечивает условия профессионального роста с учетом уровня профессиональной компетентности, с одной стороны, и запросов, интересов, потребностей самого педагога, с другой стороны. «У нас действует 16 ассоциаций педагогов по разным предметам. Каждый методист Центра координирует целое направление, где педагоги одного профиля могут взаимодействовать, спрашивать мнение, помогать и получать помощь. Ещё мы ведём плотное сотрудничество с нашим университетом. Сейчас мы разрабатываем клятву педагога, чтобы учителя уже во время обучения понимали миссию педагога, знали её и осознавали, куда идут», - поделилась планами директор.

Ещё один проект, который сейчас реализуется - «Жас маман, жаңа қадам». Он заключается в поддержке молодых педагогов. «Мы провели первый международный форум, а также два слета молодых учителей. Ещё у нас есть ассоциация. Молодыми педагогами считаются учителя со стажем до трёх лет. У нас их по области около трёх тысяч, это 16% из всех. Цифра немаленькая, поэтому педагоги с большим стажем должны поддерживать коллег, помогать им влиться. А они нас в свою очередь подстёгивают, вдохновляют, вносят новые идеи и заряжают энергией», - рассказала Роза Сакеновна.

Помимо этого, сейчас методисты готовятся к проведению конкурса «Дебют», который создан совместно с профсоюзом. 9 октября стартует первый этап, который будет заключаться в написании эссе. По результатам творческого этапа отберут по два учителя из города и из районов. Они должны будут подготовить уроки для экспериментальных классов, которые будут специально созданы методистами Центра совместно с психологами. Справившимся предоставят возможность публично выступить и представить свою авторскую педагогическую идею. Можно будет получить ценные подарки.

Проект «Зерделі ұстаз» раскрывает исследовательскую деятельность педагогов. «Внешняя оценка показала, что нашим учителям без сопровождения сложно, поэтому и был создан этот проект. В рамках областного образовательного проекта «Зерделі ұстаз» в городских школах запущена программа «Байланыс», через которую мы осуществляем интеграцию разных школьных предметов, совмещение нескольких предметов, учим проявлять функциональную грамотность. Всё осуществляется через сотрудничество и взаимодействие. У нас работает Youtube-канал, где публикуются информационные видео от методистов, где они рассказывают о нововведениях в нашей сфере образования, например, о добавлении новых предметов или об увеличении часов. Там же действует «Лаборатория мастеров». В нашей области 46 педагогов-мастеров, которых мы называем нашими изюминками! В видео они рассказывают о своих идеях, которые они защищали, посвящают в свои проекты», - рассказала Роза Саркен.

Ещё Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования начал сопровождать новый республиканский проект - центры педагогической поддержки родителей. Их обучение будет проходить два раза в месяц. «Национальный институт гармоничного развития человека разработал программу для заместителей директоров школ и вожатых, а также классных руководителей. Сейчас они уже поэтапно обучаются, а затем те смогут обучать родителей, как помогать ребенку. Есть три программы: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. На этом обучении родителям будут рассказывать о первых шагах в школу, как привить детям самостоятельность, как ребёнку отстоять мнение и так далее», - рассказала Роза Сакеновна.

При Центре работает телефон доверия 8 800 080 81 50, куда могут обратиться и учащиеся, и педагоги, и родители. Ответами занимаются четыре обученных психолога. Можно обращаться по любым вопросам, например, буллинг, отношения с родителями и учреждениями образования, проблемы с учителями и так далее. По словам Розы Сакеновны, с мая и за летний период им поступило 674 обращения. «Не нужно бояться звонить! Мы всегда за то, чтобы помочь. Можно остаться анонимным, а можно назваться, все данные также остаются конфиденциальны. Но у нас действует меморандум с Центром психического развития и ДП СКО. Если ситуация из рук вон выходящая, то мы можем направить информацию в один из органов на рассмотрение. Таким образом, мы можем осуществлять и психологическую, и практическую помощь», - добавила Р. Саркен.

Вошли в четверку лучших в Казахстане

Наш Центр также реализует проект «Тірек» по подготовке организаций образования к государственной аттестации. Получается своего рода наставничество, и школа в короткий срок заполняет свои пробелы в работе. Такие объезды и помощь дают свои плоды. Как отметила Роза Сакеновна, управление образования уже увидело и оценило, что это эффективная мера. Мониторинг качества образования в школах на этом не заканчивается - на самом деле Центр методической работы весь год сопровождает школы, методисты регулярно просматривают «Күнделік», но проверяют, конечно, не учеников, а учителей.

А ещё Центр занимается курсами повышения квалификации. Специалисты подходят к этому вопросу с умом, предлагая не только плановое обучение, а досконально изучая потребности коллег, разрабатывая что-то новое. «Я рада, что с этого года курсы у учителей будут не раз в 5 лет, а раз в три года. Обучение в образовательной сфере важно, нужно постоянно совершенствоваться, чтобы эффективно обучать детей, которые и сами сейчас стремительно развиваются», - отметила Роза Саркен.

Центром были проработаны шесть курсов по повышению квалификации: по инклюзивному образованию для дошкольников, для среднего звена, менеджмент для методистов, директоров и их замов, партнерские курсы с Россией по русскому языку и литературе, курсы для учителей начальных классов, библиотекарей. Все они вошли в реестр министерства просвещения.

Конечно, объем работы впечатляет, но все это даётся Розе Сакеновне легко, потому что за её плечами огромный опыт в разных аспектах образовательной сферы. Осваивать проектную деятельность она начинала, ещё работая директором СШ №43. «Будучи директором, я трудилась над прославлением имени школы, названной в честь Габита Мусрепова. Тогда мы проводили большие мероприятия, изучали произведения писателя, вводили дополнительные занятия и многое другое. Также большое внимание я уделяла индивидуальному внешкольному образованию учеников, рекомендуя кружки или спорт для всестороннего раскрытия ребёнка и его талантов», - отметила Роза Сакеновна.

В целом, по результатам мониторинга министерства просвещения, Северо-Казахстанский Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования выбрали одним из лучших в стране. Всего в Казахстане четыре таких центра из 20 были удостоены награды. Кстати, а по ведению «Күнделік» наша область третья.

К слову, наш Центр методической работы уже отметил свой 10-летний юбилей, получив за успехи денежное вознаграждение. В 2022 году здесь издали энциклопедию, а также продолжают ежегодно проводить форумы педагогов. В 2019 году - физика, в 2020 - химия, биология, 2021 - казахский язык, в 2022 - история и география. В этом году методисты готовятся к встрече с учителями начальных классов. После каждого форума издаётся сборник статей и методических рекомендаций. Методические продукты и авторские проекты также издаются при поддержке Центра.

Педагог без любви к детям - это не педагог

«Я являюсь членом экспертной группы в республиканском учебно-методическом совете. Также являюсь рецензентом республиканского журнала «Хабаршы - Вестник» при национальной академии им. И. Алтынсарина. К 130-летию М. Жумабаева разрабатывается введение факультатива «Мағжантану», и если всё будет успешно, то хотим ввести его в школах, которые носят имя поэта», - рассказала о ближайших планах директор Центра. Ещё добавим, что в этом году в Центре открыт отдел психологической поддержки детей и методического сопровождения психологов области, так что это направление будет развиваться.

Роза Сакеновна отметила, что за все годы её работы сфера образования много раз менялась, развивалась, часто применялись новые подходы. В 2016 году появилось обновленное содержание образования, пришлось обучаться новой системе, которую на сегодняшний день все уже освоили, считает Роза Сакеновна.

«Мышление и подходы бесспорно изменились. «Обновлёнка» - это командная работа, и это мне очень нравится. Если раньше многие учителя предпочитали работать как-то обособленно, то теперь с таким подходом ничего не получится. И это на самом деле большая заслуга системы, потому что ни одна сфера не будет развиваться, если решения не будут приниматься коллективно. Мир меняется, и мы меняемся. Дети тоже стали более продвинутые. Нам сейчас необходимо соответствовать. Например, учителя работают с платформой Microsoft Teams, проводят уроки и приобщают детей. Им это интересно, а значит, они более погружены в обучение. Дети сегодня другие, им нравятся гаджеты, так это нужно использовать, а не отнекиваться, я так считаю. Учителям бывает сложно пытаться обогнать детей, ведь они развиваются очень быстро, но мы стараемся», - подметила Роза Саркен.

Директор Центра методической работы считает, что если учителя смогут научиться правильно работать с новыми технологиями, то дети будут отзывчиво принимать всё и не отвлекаться на уроках. Нужно просто быть с детьми на одной волне и не отставать. «Ребенка необходимо направлять в нужное русло. Мы должны обучать детей учиться в гаджетах, искать полезную информацию, развиваться. Это не то же самое, что и играть, хотя и игры могут развивать. Главное - правильный подход. Конечно, было трудно настроиться на обновлённое образование, но, конечно, больше были против сами родители, нежели дети. Дети всегда быстрее приспосабливаются и, так сказать, более «безболезненно», - отметила Роза Саркен.

Бывают у Центра методической работы и трудности, но они рядовые. Например, кадры. Сейчас все методисты обязаны иметь не только образование бакалавра, но и должны быть магистрами, педагогами-исследователями или мастерами. «Сейчас нам нужны психологи, но возникают проблемы, потому что к ним требования такие же. Но это обычная наша рутина сейчас, и всё решаемо. Например, за степень магистра есть доплата к зарплате, а также надбавки за категорию, разве не хороший стимул? По закону «О статусе педагога» методисты также приравнены к педагогам, поэтому мы имеем все те же льготы! Если говорить простым языком, то мы учителя учителей, так что соответствовать обязаны», - поделилась подробностями Роза Сакеновна.

В нашей области есть много мероприятий, которые стимулируют учебные заведения развиваться и брать новые вершины. В прошлом году в Центре был открыт отдел анализа, чтобы можно было видеть все проблемы, введены рейтинги инновационных школ и методических кабинетов. Например, в прошлом году методический кабинет Кызылжарского района получил 1 место, им выделили миллион тенге.

«Работа у меня, конечно, интересная. 41-летний опыт, хорошая команда, с которой мы все поддерживаем друг друга. Я всех методистов мотивирую, чтобы они работали, думали, старались продвинуться сами. Если ловят азарт, то и делают много полезных вещей. Педагогика - творческая работа, тут нужно разворачивать сознание. В моей же жизни я важным считаю вообще каждый карьерный скачок. Меня тоже признавали, мне доверяли, как я сейчас своим сотрудникам. Но, конечно, когда я в 2018 году пришла в Центр, - это было поворотным моментом в работе и в жизни», - поделилась мыслями педагог-мастер.

Когда у Розы Сакеновны спросили, каким должен быть идеальный учитель, она задумалась, но совсем ненадолго. Наверное, этот ответ у неё сложился в голове уже давно и именно эту философию она и применяет в своей деятельности. «Идеальный учитель? Ох, многие начинают с «Он должен быть креативным…и всё такое», но я не согласна. Самое главное и незыблемое, что должно быть в душе у будущего педагога, - это любовь к детям. Креативить, думать, создавать смогут все, но без любви к детям не будет ни терпения, ни сил, ни страсти к работе. Всем говорю, если вы не любите детей, уходите из школы! Пусть где-то это прозвучит грубо или обидно, но это реальность. Когда провожу встречи с педагогами, часто включаю им ролик, где в учителя кидают бумажки и не уважают. Все они начинают возмущаться, как так можно, но я отвечаю, что, если они не подготовятся к уроку, не отнесутся к каждому ребенку с любовью и интересом, так будет с каждым. Это ставит на место», - поделилась мнением Роза Саркен.

Педагог отметила, что некоторые ее коллеги не понимают, что такое инклюзивное образование, и думают, что это связано с детьми с отклонениями. «Это совсем не так, инклюзивный - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Люди все разные, это и так понятно. Тогда почему подход должен быть ко всем одинаковый? В этом всегда поможет и обучение. Подходы меняются, и их нужно ловить. Умён не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел. Мой совет начинающим педагогам такой: каждый день нужно быть на шаг или два впереди себя прошлой. Нельзя останавливаться на достигнутом. Мне на самом деле очень нравится работать с молодыми педагогами. Многие сейчас прям заряжены энергией. Мы можем разговаривать как художник с художником», - поделилась Роза Сакеновна.

Отметим, что сейчас в Казахстане действительно много внимания стало уделяться статусу педагога, поэтому профессия вновь приобретает престижность. Это не может не радовать! Роза Саркен подметила, что было время, когда учителя стали уходить из школ, работать оставались только женщины, так как заработная плата была очень маленькой. Мужчин-педагогов становилось всё меньше, так как им нужно было содержать семьи, а на зарплату учителя это было почти невозможно. «Знаете, все педагоги, независимо от пола, не чувствовали, что их работа важна, они не ощущали себя нужными. Сейчас же мотивация поступать на педагогическое направление растёт с каждым годом. Например, стало заметно больше мужчин, теперь они могут не просто выбирать работу, чтобы зарабатывать больше денег, а заниматься любимым делом. Ежегодно зарплата повышается на 25%», - отметила Роза Сакеновна.

Педагогика выручает и дома

В жизни Розы Сакеновны, конечно, существует на только работа, а ещё и большая семья - двое детей и уже четверо внуков. Дома нужно быть опорой, любящей мамой и бабушкой. Роза Саркен признается, что заниматься с внучатами ей очень нравится, она уделяет внимание каждому, любит с ними гулять и полезно проводить время.

Сын Нурмулла является майором полиции и живёт в Петропавловске, воспитывает с женой трёх дочек, с которыми его мама, конечно, помогает управляться. А дочка Розы Сакеновны, Менсулу, живёт с семьёй в Алматы и работает в Международной школе учителем русского языка и литературы.

«Свою семью я очень люблю и горжусь ими. Конечно, во всех сферах жизни я применяю педагогику, в том числе и в общении с семьёй. Даю своим детям советы, как разговаривать с их детьми, как с ними вести себя. Детей всегда нужно защищать и слушать, ни в коем случае не повышать голос и даже не думать поднимать руку. Это, конечно, далеко не всё, чему я их учу, но чувствую, что моя поддержка им помогает. Мы часто собираемся всей семьёй, это для нас обязательно! И на Новый год мы стабильно или все собираемся и уезжаем в Боровое, или наоборот дочь с семьёй приезжает к нам, и мы собираемся у сына. Внуки у меня увлекающиеся, это радует. И я, конечно, всегда им буду помогать», - поделилась Роза Сакеновна.

Педагогическая деятельность занимает весомую часть жизни Розы Саркен, именно это придаёт ей духовных сил развиваться, успевать уделять внимание всему - от работы до всей семьи. Этого педагог и желает своим коллегам в честь Дня учителя. «Здорово, что теперь День учителя будет отмечаться в одну дату каждый год, так праздник получит более весомое значение, я считаю. Самое главное, что я хочу пожелать коллегам, это вдохновения. В этом слове заложено и здоровье, и творчество. Это как раз то, что необходимо всем педагогам!» - заключила Роза Саркен.

Редакция газеты «Проспект СК» присоединяется к поздравлениям Розы Сакеновны. Уважаемые педагоги, пусть ваше вдохновение никогда не иссякает, а ваше терпение всегда находит отклик в сердцах учеников! Выражаем вам огромную благодарность за ваш неоценимый вклад в образование наших детей. Пусть ваш труд приносит радость и удовлетворение, а ваши ученики растут умными, добрыми и вдохновленными. Вы - настоящие герои образования!

Анна ХОДЕЕВА

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.