ЕНТ, сессии и 1 сентября
- Подробности
- Дата публикации 14.05.2020 10:38
- Категория: Образование
Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в прямом эфире Instagram рассказал корреспонденту Tengrinews.kz о дистанционном обучении казахстанских школьников, сдаче сессий и ЕНТ. Это интервью прошло в рамках проекта #TengriLive и набрало более 62 тысяч просмотров.
- Пойдут ли после 11 мая ученики в школу?
- И школа, и университеты также продолжат работу в дистанционном формате. Привыкание есть, процесс идет, больших проблем не испытываем.
- Когда завершится учебный год?
- Мы планируем завершить учебный год по графику, то есть 25 мая для всех организаций среднего образования.
- Возможно ли отменить итоговые СОРы (суммативное оценивание за раздел) и СОЧи (суммативное оценивание за четверть), так как родители просят вывести оценку на основе трех четвертей?
- У нас достаточные послабления. По тем предметам, где два и более часов (в привычную учебу), сдавали по два, три СОРа, в зависимости от пройденных разделов. Мы приняли решение, что будет проводиться только один СОР и один СОЧ, это уже большие послабления для наших детей. (...). Большой нагрузки нет. По 11-м классам. Это единственный класс, где нет обновленного образования, там классическая система оценивания.
То есть в 1-10-х классах один СОР и СОЧ. Не по всем предметам есть СОРы и СОЧи, по некоторым предметам - зачеты и незачеты. Вариант, который мы выбрали (на время карантина), - смягченный. Также мы убрали требование по времени (для выполнения заданий) в начальных классах. Если раньше требовали 20 минут на сдачу СОРа и 40 минут на сдачу СОЧа, сейчас это требование убрали. Лимитирование времени сыграло бы злую шутку.
- Справедливо ли проводить СОРы и СОЧи дистанционно?
- Критериальная система оценивания направлена не на оценки. Дети учатся не ради оценки, дети учатся, чтобы получать знания. Система оценивания выполняет функцию больше диагностики, то есть это нужно прежде всего родителям, детям. Чтобы видеть, где находится ребенок и какую коррекционную работу проводить. Например, какие темы им не освоены.
Даже если будет завышена оценка (например, он списал или ему помог родитель), то в любом случае годовая оценка выводится по общим за четыре четверти. Соответственно, большого влияния на итоговую оценку не будет. Поэтому списывать или не списывать - это вопрос каждого родителя и каждого ребенка, но я думаю, что наши дети списывать не будут.
- Будут ли переносить даты ЕНТ?
- Ежегодно ЕНТ проводится в конце июня - начале июля. У нас достаточно времени, чтобы подготовиться. Надеемся, что в конце июня ситуация поменяется и мы будем иметь возможность провести ЕНТ в традиционном формате. ЕНТ проводить будем. Формат и сроки не меняются.
При этом в тестах нет вопросов по четвертой четверти. Я считаю, что для тех, кто сдает ЕНТ в этом году, созданы достаточно комфортные условия. У них больше времени на подготовку, находясь дома, потому что мы их освободили от итоговой аттестации.
Обеспечили на сайте бесплатно 70 вариантов тестовых вопросов по ЕНТ. Они бесплатны. Созданы беспрецедентные условия, чтобы дети могли спокойно подготовиться и благополучно сдать ЕНТ.
Кто-то пишет: "Давайте будем организовывать поступление в вузы на основе баллов аттестата". Абсолютно не поддерживаем, потому что на кону стоит государственный грант. (....) Чтобы объективность была, нам необходима сдача единого тестирования.
При этом готовим два альтернативных варианта, если ситуация с пандемией не улучшится.
- Как студенты будут сдавать сессии?
- Мы решения в тиши кабинетов не принимаем. Есть студенты 1-х, 2-х, 3-х курсов, это не выпускники. Они сдают обычную летнюю сессию. Убирать летнюю сессию и выставить суммированные оценки или все-таки сдавать - решение будет принимать вуз самостоятельно. Два года назад мы дали автономию вузам. Мы должны отходить от того, что скажет МОН. Я знаю, что часть вузов все-таки приняли решение (отменить сессии) и выставить итоги суммативным оцениванием. Другие вузы считают, что экзамены или тесты нужно сдавать.
Что касается четвертых курсов. Выпускные должны были сдавать комплексный экзамен и защищать дипломные работы. Дипломные работы необходимо обязательно защищать, и другого варианта нет.
- Увеличится ли количество грантов из-за ЧП?
- Как дистанционное обучение может повлиять на это? Сам факт дистанционного обучения не повлияет на увеличение количества грантов.
Но в колледжах мы определенное увеличение количества грантов планируем, так как ежегодно увеличиваем охват средним специальным образованием.
- Можно ли учебный год завершить раньше 25 мая, хотя бы для младших классов?
- Чем будут заниматься дети, если они не будут учиться. Условно, если мы завтра завершим, дети будут смотреть мультфильмы, телевизор или же - в девайсах. Гораздо полезнее, когда ребенок занят, когда он учится. Другого варианта нет. Сейчас и дети, и школа, и родители работают вместе.
- Казахстанцы жалуются, мол, роль учителя переложили на родителей. Как быть в этой ситуации?
- Нагрузка на моих коллег, на учителей, увеличилась просто невообразимо как. Это огромная нагрузка, увеличилась она в разы. Недавно я видел исследование по США, там говорят о том, что средняя нагрузка стала 18 часов в сутки у педагогов. Если говорить о Казахстане, я думаю, что ничуть не меньше, если не больше. У нас учителя чуть ли не круглые сутки работают. Хотел бы поблагодарить учителей за большой труд и за то, что в короткие сроки они смогли приспособиться к новым условиям. Мы видим, что они это очень здорово делают.
Дистанционное обучение еще раз показало важность профессии педагога. До этого некоторые думали: "Не сильно сложно учить детей, я сам могу".
Но сейчас, когда родители остались один на один с детьми и сами вынуждены помогать детям во время учебного процесса, я думаю, все родители поняли, насколько это сложно - быть педагогом, насколько для этого нужен отдельный подход, насколько их работа является значимой и важной. Это тоже очень большой плюс, большой урок, который, я думаю, все наше общество вынесло из этой ситуации. Поэтому я не вижу особых проблем.
Одно дело, когда ты приходишь в класс, у тебя сидит 25 детей, ты их на 45 минут охватываешь, рассказываешь урок и идешь к следующему классу. Другое дело, когда во время дистанционного обучения у тебя нет единого класса. Ты должен работать индивидуально с каждым, каждому отправлять задание. Каждый тебе пишет в чаты, каждому надо проверить задания. Поэтому у нас учителя работают круглые сутки. Им большое спасибо за их терпение, за их труд и отдачу.
Я прошу родителей с пониманием относиться к успехам и обучению своих детей.
- О надбавках учителям за работу в дистанционном обучении...
- Я рад, что такие вопросы возникают. Для министра образования это очень хороший вопрос. Такая возможность существует (школы могут сами рассмотреть вопрос о надбавках за период работы в ЧП).
Мы приняли решение по тем учителям, которые в настоящее время, несмотря на ситуацию, помогают нам и участвуют в съемках видео-уроков, это порядка 80-90 учителей. Мы решили, что будем их премировать. Я знаю, что в некоторых регионах такие решения также принимаются, поэтому такие решения министерство всегда приветствует и поддерживает. Премирование учителей в целом зависит от бюджета. Каждый отдел образования и каждая школа в стране имеют самостоятельный бюджет.
- Как начнем следующий год и когда?
- Следующий учебный год начнется 1 сентября, как обычно. В каком формате мы начнем, я думаю, никто на сегодня сказать не может. Никто не может знать, будет ли вторая волна пандемии, насколько быстро мы сможем оправиться. Учебный год начнется 1 сентября, мы готовим несколько вариантов, так же, как и с ЕНТ. Нам очень важно уже более основательно подготовиться.
Если все-таки нам придется начать в дистанционном формате следующий учебный год, мы должны быть более подготовленными, чем в этот раз. Да, первый вал мы выдержали, мы говорим о том, что перешли к дистанционному обучению. Но, откровенно говоря, это не то дистанционное обучение в идеале, какое мы хотели видеть, оно гораздо индивидуализированнее, гибче и эффективнее. У нас есть время. Так или иначе, будет переход на "дистанционку" или не будет, после того, что случилось, система образования должна меняться в хорошем смысле этого слова. И быть готовой к развитию разных событий. (...)
Мы будем проводить обучение педагогов к переходу на дистанционный формат. При дистанционном обучении меняются подходы, инструкции, мониторинг. Нельзя думать, что курсы должны касаться только IT-компетенций. Поэтому летнее время мы максимально используем, чтобы подготовить инфраструктуру, программы и педагогов. Мы должны быть готовы к любому развитию событий.
- Будут ли детей принимать в 1-й класс без подготовки?
- Есть типовые правила приема, утвержденные министром образования и науки Казахстана. Там написано, что для того, чтобы ребенка взять в первый класс, не могут требовать посещения каких-либо курсов. Дети смогут и без "развивашек" и мини-центров, согласно Конституции и правилам, спокойно поступать в 1-й класс, их возьмут.
- Будут ли работать пришкольные лагеря?
- Несмотря на скепсис, и пришкольные, и выездные лагеря мы готовим. Если улучшения с пандемией будут, то мы бы хотели, чтобы летний оздоровительный отдых продолжился. Это важно.
"Я хочу сказать своим коллегам-учителям большое спасибо за их труд, работу, за то, что они так преданно относятся к своему призванию. Работа, которая зависит от Министерства образования и науки, она будет сделана, чтобы облегчить ваш труд.
Когда мы перешли на дистанционное обучение, то мы увидели, что взаимоотношения между школой, родителями и учителями, вышли на другой уровень, стали теснее и ближе. Родители увидели образовательный процесс совсем с другой стороны. Увидели нашу программу, многие начали писать, что программа сложная. Некоторые задавали вопросы о качестве учебников, но, тем не менее, я думаю, что переход на дистанционное обучение дает больше плюсов. Надо видеть позитив, так или иначе, мы не по своей воле перешли на дистанционное обучение. Это была вынужденная мера. Раз так, то нужно видеть больше плюсов. Мы настроены именно так.
Наша страна своевременно приняла эти ограничительные мероприятия. (…) Мне кажется, что сейчас такое время, когда не нужно искать виноватых, не нужно искать проблемы, промахи, а надо вместе объединяться и находить общие цели и решать задачи, которые стоят перед нашим обществом", - сказал Асхат Аймагамбетов.
Беседовала Ботагоз АЙТЖАНОВА