ШКОЛА С ВЕКОВОЙ ИСТОРИЕЙ

Детские годы каждого из нас неразрывно связаны со школой. Белые бантики в косичках и букеты цветов, долгие уроки и веселые переменки, первая двойка и прогулянный урок, формулы и сочинения - всё это было в нашей жизни. Мы вспоминаем родную школу и учителей со светлым чувством грусти. Школа - это первая остановка на нашем жизненном пути, и у каждого учебного заведения тоже есть своя история. У средней школы № 2 она длится уже целый век! 8 ноября все, кто когда-либо учился и работал в этой школе, отмечают ее 100-летний юбилей. О том, с чего всё начиналось в 1919 году и какие изменения произошли с тех времен, рассказала нашему корреспонденту директор средней школы № 2 Амина БАЙБУРИНА.

 

Вехи истории

Глубокими корнями в далекое прошлое уходит история школы № 2. Ноябрь 1919 года… В Петропавловске установлена советская власть. Не затухает пламя гражданской войны, бои продолжаются недалеко от города. Но советский Петропавловск уже живет по-новому: город полон забот о завтрашнем дне молодой республики.

Претворяя в жизнь декрет Совнаркома 1919 года «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», подписанный В. И. Лениным, городской Совет депутатов трудящихся вынес решение об открытии первой трудовой школы II ступени имени С. М. Кирова. Ленинский декрет всколыхнул всю страну - повсюду развернулась большая и напряженная работа. Местные партийные и советские органы живо пропагандировали идеи декрета, мобилизовывали кадры для обучения неграмотных, изыскивали средства.

«Директором открытой в год хозяйственной разрухи школы стал член городского Совета депутатов трудящихся Адам Ипполитович Шивуй. Человек богатой души и горячего сердца, неиссякаемой энергии, Адам Ипполитович отдал много сил и здоровья, преобразуя старую школу в подлинную трудовую советскую школу», - начинает свой рассказ Амина Набиевна.

Старейшее учебное заведение города было образовано сразу же после освобождения Петропавловска от колчаковцев. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолеть, дети обучались в школе. Не было программ, не хватало учебников и тетрадей, не всегда в классах было тепло, но воспитание подрастающей смены в духе нового времени велось с неослабевающим старанием. Коллектив учителей прилагал все силы к тому, чтобы наиболее полно осуществить требование о приближении школы к жизни, воспитать молодое поколение достойными строителями коммунизма…

В 1960-1961 учебном году учреждение было преобразовано в среднюю политехническую школу с производственным обучением. В 1966 году выпустились 6 десятых и 5 одиннадцатых классов на базе старого здания у телецентра. В сентябре 1966 года начались занятия в новом здании по нынешнему адресу школы.

Педагогические кадры

«Наша школа ориентируется на обучение, воспитание и развитие как всех обучающихся, так и каждого в отдельности. Учебная деятельность осуществляется по 5 направлениям: мини-центр на 75 посадочных мест, классы с государственным и русским языками обучения, заочно-вечернее обучение и инклюзивное обучение (5 коррекционных классов)», - отмечает директор школы.

Сегодня в школе трудятся 83 педагога, из них 5 магистров, 11 учителей высшей категории. Есть и молодые активные педагогические кадры - достойная смена учителям с большим стажем.

«Школа - это корабль, плывущий по морю знаний, и ведут его опытные мореплаватели - педагоги, вносящие огромную лепту в развитие и процветание нашего родного края. Есть люди, которые долгие годы делят с нами все будни и праздники, те, кто беззаветно предан своему делу. Это наши дорогие завучи и учителя С.Ж. Макенова, И.Ж. Садвакасова; учителя русского языка С.З. Баймолдина, Л.А. Новичкова; учитель математики Л.М. Акмагамбетова; учителя казахского языка А.Б. Ережепова, С.Б. Омарова; учителя начальных классов У.А. Хасен, А.Я. Калиниченко; учитель химии М.П. Рыженкова», - перечисляет директор список ценных педагогических кадров учебного заведения.

Сама Амина Байбурина возглавила среднюю школу № 2 в феврале 2013 года. Педагогическое кредо директора - гуманная педагогика. Амина Набиевна признается, что работа давно стала частью ее личности: «Считается, что быть начальником - не просто модно и престижно, а даже необходимо для карьеры. Но, став директором школы, я осознаю, что руководить и командовать - это совершенно разные понятия. Необходимо понимать, что на тебя ложится серьезная ответственность за то, каким будет учреждение, насколько мобильным будет коллектив, как ты сможешь создать и сплотить команду, влиять на преобразования и формирование имиджа школы».

Работа в школе для Амины Набиевны - это настоящее призвание. Директор считает, что ко всему, за что берешься, следует относиться ответственно, особенно, если это касается деятельности, связанной с людьми. Важность возрастает вдвое, когда эти люди - дети, такие разные и такие интересные... От нас зависит, какой жизненный путь они выберут!

Обучение доступно каждому

Развитие инклюзивного образования - одно из главных направлений государственной образовательной политики Казахстана. Инклюзивный элемент был введен в средней школе № 2 с сентября 2011 года. Тогда и были открыты специальные коррекционные и инклюзивные классы для детей с особыми образовательными потребностями. С тех пор обучение в школе проводится по общеобразовательной и специальным программам для детей с задержкой психического развития, а также по индивидуальной программе для детей с интеллектуальной недостаточностью. Целью этой работы является создание адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для умственного, нравственного, психологического и физического развития каждого учащегося.

«При выборе методов и приемов обучения педагоги руководствуются принципами индивидуального подхода, изучают возможности каждого ученика. Затем вырабатывают систему, которая учитывает интеллектуальные способности школьника в усвоении программы, продумывают требования, которые были бы посильны детям в условиях щадящего режима.

Адаптированные программы обеспечивают стопроцентную успеваемость детей с задержкой развития», - поясняет Амина Набиевна.

С детьми с особыми образовательными потребностями ведут работу преподаватели, также, как и директор, имеющие второе высшее образование по специальности «Дефектология». Работа учи-телей направлена на многократное повторение ключевых понятий, предлагаются решения заданий по образцу, задачи с подсказкой, ребусы, кроссворды, дети знакомятся с новыми темами в игровой форме.

В рамках проекта «Разные - Равные» при поддержке фонда «Дара» с 1 сентября этого года на базе школы был открыт Ресурсный центр инклюзивного образования. Основной целью деятельности центра является создание необходимых условий для полного и эффективного включения в общеобразовательную школу детей с особыми потребностями. Любая работа в ресурсном центре направлена на всестороннее развитие учащихся.

Ресурсный центр посещают 20 учащихся. Планирует, организует и координирует работу центра по включению детей в образовательный процесс и развитию инклюзивной практики У. Кожахметова. Дефектолог, психолог, логопед и тьютор проводят обследование, помогают детям раскрыться и социализироваться. Специалисты организуют беседы, тренинги и родительские собрания. Благодаря спонсорам, дети выезжают на природу, посещают театры и музеи.

«Каждый ребенок имеет право на достойное образование и развитие. Своевременная и профессиональная помощь специалистов может изменить жизнь к лучшему и дать шанс на достойное будущее любого ребёнка, - считает директор школы. - Данный вид обучения направлен на исключение любой дискриминации детей, что обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, которые в этом нуждаются... Когда мои друзья, далекие от образования, спрашивают меня, как мы работаем в школе с «такими» детьми, я всегда отвечаю, что это и самая интересная часть нашей работы. Это мое искреннее убеждение. Я получаю удовольствие от общения с ними, такими разными и непростыми».

Еще одно из направлений, которое осуществляется только в этой школе - это заочно-вечернее обучение. На данный момент такие занятия посещают 144 слушателя, что составляет 8 классов-комплектов.

Успехи учащихся

Ученики школы № 2 активно участвуют в городских, областных и республиканских интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, борются за звание веселых и находчивых в КВН. Кроме того, школа была отмечена как учреждение с лучшей организацией посещения EXPO-2017 учащихся и преподавателей. Развита проектная деятельность учащихся, о чем свидетельствуют ежегодно занимаемые призовые места. Имеются успехи и в творчестве: ученица школы Дана Баскенова защищала честь нашей об-ласти на национальном детском песенном конкурсе «Бала дауысы». Помимо этого, дети с особыми потребностями ежегодно принимают участие в республиканском фестивале «Жұлдызай» и занимают призовые места.

«Мы гордимся тем, что в 1978 году в нашей школе был открыт музей, посвященный 314-ой стрелковой дивизии. По сей день учителями истории проводятся музейные уроки. Накануне празднования 100-летия нашей школы я с учителем истории К. Коспакаевым и делегацией Северного Казахстана побывала на воинском кладбище в поселке Свирьстрой Лодейнопольского района Ленинградской области. Мы приняли участие в перезахоронении наших воинов, а затем решили сотрудничать со средней школой № 3 этого района», - рассказывает Амина Набиевна.

Выпускник, покидающий стены школы, должен быть личностью, притом не конфликтующей с окружающим миром и не пассивно взирающей на него, а активно сотрудничающей. Именно здесь, в школе, ребята учатся принимать решения, выбирать и понимать, что вместе с правом на выбор приходит ответственность за него. Так коротко определяет Амина Байбурина конечный результат труда всего коллектива школы. Иногда директор задает себе вопрос: «Чем хорошая школа отличается от обычной?».

«Думаю, что хорошая школа способна быстро реагировать на вызовы времени. Нас часто упрекают в консерватизме, а мне кажется, что порой он просто необходим. Но на жизнь современных учителей пришлись такие изменения в системе образования, что о консерватизме приходится забыть, - считает Амина Набиевна. - Чтобы школа была востребована и ученики приходили в нее охотно, чтобы именно сюда родители хотели отдать своих первоклашек, коллектив должен уметь мобильно перестраиваться, творчески реагировать на изменения, происходящие в обществе. С уверенностью могу сказать, что я и мой коллектив - это команда единомышленников хорошей школы. Наше учреждение стало школой со своим именем, одним из лучших учебных заведений нашего города, осуществляющим свою деятельность по пяти направлениям. И я горжусь этим!».

Каждое утро, словно крошечные ручейки, сливаясь в единый поток, сюда направляются дети. Здесь комфортно себя чувствует каждый ученик и с удовольствием работает каждый учитель…

«Школа - наш второй дом, куда мы спешим каждое утро. В этот юбилейный год мы хотим пожелать всему коллективу, чтобы в этом доме всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки и взаимопонимания», - заключает Амина Набиевна, от всей души поздравляя с общим праздником своих коллег и учеников школы.

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.