ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЖИЗНЬ, НУЖНО ПОНЯТЬ ФИЗИКУ
- Подробности
- Дата публикации 04.10.2019 12:16
- Категория: Образование
«И вновь иду к своим ученикам, чтоб снова удивлять и удивляться, стремясь к высотам знаний, увлекать, и гордым именем «Учитель» называться», - с таким девизом шагает по жизни преподаватель Первого городского общеобразовательного IT-лицея Елена ЗЕМЛЯКОВА. Физик по специальности, она лирик в душе и философ по восприятию жизни, а самое главное, педагог по призванию. Её заслуги признаны не только в нашем городе, но и на уровне республики - в прошлом году Елена Николаевна стала одной из победительниц конкурса «Лучший педагог - 2018».
Елена Землякова уже почти 27 лет ведёт уроки в лицейских стенах и за это время успела подготовить немало талантливых олимпиадников. Увлечь физикой интересующегося точными науками школьника нетрудно, но вот что интересно - даже типичные гуманитарии, спустя многие годы, вспоминают Елену Николаевну и её занятия добрым словом. В чём же секрет? В преддверии Дня учителя корреспондент «Проспекта СК» встретилась с педагогом, чтобы попробовать вместе разгадать тайну педагогического мастерства.
«А взрывать будем?»
Чего только не услышишь на уроках в школе! Порой дети способны задать такой каверзный вопрос, ответ на который у учителя найдётся не сразу, однако Елена Землякова в подобных случаях только рада - значит, с любопытством и желанием узнавать новое у ребёнка всё в порядке. Ну а к тому, что на первых занятиях с новым классом какой-нибудь растрёпанный ученик обязательно поинтересуется: «А взрывать будем?», она уже практически привыкла.
Физика - трудная наука, может быть, самая трудная в школьном курсе. Думаю, все, кому довелось учиться в старших классах, согласятся с этим утверждением: много математических расчётов, теоретического материала, формул... Ребятам, особенно тем, кому ближе гуманитарные предметы, не всегда удается понять, зачем всё это изучать. И главная задача педагога - дать понять, что физика - это наука о жизни. Как это сделать? Конечно же, только показать на практике!
«Я обожаю эксперименты», - одна из первых фраз, которую Елена Николаевна произносит, рассказывая о своей работе, и по одному вдохновлённому тону её голоса понятно, что это действительно так. Любое новое знание на её уроках ученики получают экспериментально. «Когда говорят, что на тело действует сила, то непонятно, о чём это. А когда берёшь динамометр, брусок, начинаешь тянуть, всё сразу становится ясно, и вопросов, какая сила и куда действует, больше не возникает», - улыбается моя собеседница.
Когда чай дольше останется горячим: когда ты сразу налил туда молоко и насыпал сахар или когда сначала налил молоко, а через время и сахар добавил? И вот лицеисты уже размышляют о причинах явления, строят гипотезы, измеряют температуру, сравнивают показатели, а потом ищут объяснение на страницах толстых умных учебников. На первый взгляд, это нехитрая бытовая задачка, а ведь в её основе - серьёзная, сложная теория теплообмена с окружающей средой. Такие примеры запускают процесс обучения и развития в головах ребят незаметно для них самих - просто каждому интересно, что будет дальше.
(Кстати, правильный вариант ответа в вопросе про чай - второй, когда сначала добавили молоко, а потом сахар. Чем меньше разница между температурой тела и окружающей среды, тем медленнее происходит теплообмен, а значит, охлаждение. Чай с молоком остывает медленнее, чем чай без молока).
Опыты, которые описаны в учебниках, на уроках Елены Николаевны ребята проделывают самостоятельно, и в лицее для этого есть все возможности - много лет здесь действует интерактивная лаборатория, а сама Елена Землякова является создателем авторской программы курса «Технология физического эксперимента». «По большей части я учу ребят не просто запоминать, как решается та или иная задача, а понимать, для чего это надо, понимать физику в жизни. Считаю, что школьное образование должно научить детей видеть мир вокруг себя, видеть его законы, а потом это понимание пригодится каждому, пусть и через много-много лет», - считает она.
Согласитесь, намного интереснее, а главное, полезнее, разбирать на уроке не голые электрические цепи, а то, как устроен фен или пылесос. В такие минуты даже не особо талантливые физики начинают понимать, что ходить на занятия надо, потому что им лично пригодятся эти знания, а не для того, чтобы учитель поставил оценку в журнале. Выключился телефон? Сломалась машина? Без паники. Незачем возводить случившееся в ранг великой проблемы. Есть задача - есть пути решения. Елена Землякова сама следует этому принципу и учит ребят не бояться трудностей.
Наглядности и доступности сопутствует и воспитательный момент. В кабинете лабораторной физики за каждым ученическим столом закреплён свой шкаф с оборудованием. На уроках ребята сами достают оттуда необходимые приборы, благодаря чему учатся не только правильно их использовать, но и бережно к ним относиться. Ломать и терять ничего нельзя: завтра это не даст тебе же самому справиться с заданием. В то же время полёт мысли никто не ограничивает. А как ещё можно использовать прибор? А что будет, если два амперметра вместе соединить? А три? Что они покажут? За работающей фантазией появляется энергия творить и узнавать что-то новое.
Хочешь быть первым - учись и работай в Первом
Каждая область знания таит в себе особенную притягательную силу. Физика, убеждена Елена Землякова, это наука экспериментальная, которая способна объяснить не только явления природы, но и настроение человека, и даже экономические и политические процессы в обществе. Невероятно, но факт - к жизни героини моей публикации физические законы тоже вполне применимы! Много лет назад Первый лицей притянул её к себе, будто магнитом.
«Когда я окончила университет, лицей в нашем городе был одним из первых инновационных учебных заведений, где и классы формировались по-другому и ученики с учителями общались на других принципах. Эти новшества казались настолько интересными и важными, что, один раз попав сюда, я так и осталась в лицее на всю жизнь», - признаётся Елена Николаевна. С благодарностью она вспоминает и своего первого руководителя, основателя лицея Александра Слухаевского (кстати, по специальности он тоже был физиком, и именно ему принадлежит идея создания в стенах школы лаборатории физического эксперимента). Традиции, заложенные Александром Сергеевичем, под руководством директора учебного заведения Оксаны Николаевны Новиковой сегодня продолжают все педагоги и ученики лицея.
Впрочем, свою роль в судьбе Елены Николаевны сыграла и воля случая. В школьные годы она увлекалась математикой и в Омский государственный университет изначально поступала на математическую специальность, однако на пути ей встретились люди, искренне влюблённые в физику, и сегодня она уже не представляет себе жизни без этой науки. «Пять лет я училась в университете с восторгом, настолько у нас были интересные педагоги и профессора. Конечно, мы увлекались наукой, но и наш общий уровень образования старались держать очень высоко. Мы не пропускали ни одной выставки, скажем, Рериха или Айвазовского. С нашими преподавателями физики мы глубоко изучали философию и культуру, на лекциях слышали очень много стихов, причём написанных не поэтами, а физиками, вместе искали тонкую грань между серьёзной наукой и искусством», - вспоминает Елена Землякова.
Годы учёбы в вузе подарили ей особое понимание и видение мира, которым она с удовольствием делится с ребятами. «Вообще я училась на физика-теоретика и мечтала заниматься исследованиями, но в итоге вот уже 27 лет учу своих детей открывать новые законы на каждом уроке», - с улыбкой рассказывает она.
Во все времена педагоги стараются привить подрастающему поколению только хорошие качества: любовь к учебе и знаниям, навык самостоятельно добывать информацию, умение дружить и ценить труд других. Для любого человека важно идти на работу, зная, что там тебя встретят люди, способные понять и поддержать, но для преподавателя - в особенности. Вместе с Еленой Земляковой премудростям физики лицеистов обучают Виктор Вакин, Елена Космынина, Геннадий Леушин и Наталья Михалёва. Работать в школе непросто, работать в лицее, где уровень требований гораздо выше, ещё сложнее, однако с этой задачей Елена Николаевна и её коллеги справляются легко, заряжаясь вдохновением в атмосфере новых открытий и открытого общения на равных между взрослыми людьми и детьми. Такое отношение к педагогическому труду заслуживает уважения и поощрения. Лицейское братство неоднократно отмечало добросердечные взаимоотношения Елены Николаевны с учениками, её успехи во внедрении инноваций, становящихся традициями, высокий профессионализм и отличные результаты педагогического труда. В рамках ежегодного внутришкольного голосования Елену Землякову неоднократно признавали учителем года и даже учителем пятилетия.
Физика - наука об… удивлении?
Дать ребёнку возможность почувствовать себя Ньютоном, Архимедом, Фарадеем или Марией Кюри своего времени - что может быть ценнее? «Я являюсь тем счастливым человеком, который учит мечтать, самостоятельно совершать ежедневные открытия новых законов, явлений природы в школьной физической лаборатории. Ведь только то знание запомнится надолго, перерастет в понимание и применение, которое ребенок примет как свое открытие», - объясняет Елена Землякова. Даже если что-то не получилось, не беда: когда анализируешь своё неверное действие или всем классом ищешь ошибку, процесс обучения не останавливается, а наоборот, полным ходом движется вперёд.
Что же в физике привлекает Елену Николаевну больше всего? Услышав вопрос, моя собеседница задумалась, но в итоге не смогла определиться с ответом. «Я люблю очень и механику, и электричество, и магнетизм. Трудно выбрать, потому что в любом разделе физики есть свои изюминки», - поясняет она. А если сам с удовольствием проводишь опыты и исследуешь свойства материалов, то почему бы не привлечь к этому своих учеников, с восторгом воспринимающих всё новое? Надо уметь удивлять детей и увлекать их за собой, ведь заинтересовавшись, мальчишки и девчонки способны на настоящие подвиги. Иногда ученики придумывают настолько занимательный способ решения задачи или находят настолько нестандартный способ использования привычных вещей, что преподаватель диву даётся - как детский мозг мог до такого додуматься? «Когда ты открываешь перед детьми двери нового мира, знакомишь их с каким-то разделом физики, обязательно находятся желающие «раскрутить» тему. Среди моих выпускников есть и победители олимпиад, и победители конкурсов научных проектов, и даже уже доктора наук, то есть, те, кто однажды увлёкся и зашагал с этим увлечением по жизни», - добавляет героиня публикации.
Как вспоминает Елена Землякова, некоторые из её олимпиадников, кажется, были готовы решать задачи сутками, только потому, что это им было интересно. Конечно же, такая целеустремлённость принесла ребятам и их педагогу немало побед. К примеру, в 2018 году одиннадцатиклассница Анастасия Сенчурова стала первой в истории Первого лицея трехкратной медалисткой республиканской олимпиады. В копилке у Насти оказались золотая и две серебряных награды, все - по физике. Об успешных выступлениях учеников моей собеседницы на уровне города и области и говорить не приходится.
Помимо олимпиад есть и другое направление работы - научные проекты. «К примеру, с Ильёй Калиничевым мы изучали, почему возникает биение в электродвигателях. А началось всё в восьмом классе с того, что он задался вопросом - почему его компьютер работает тихо, а некоторые шумят со страшной силой», - рассказывает Елена Николаевна. К слову, Илья предложил интересный способ по устранению этого явления и в итоге занял со своим проектом два третьих места - сначала на областном, а затем и на республиканском этапе.
Конечно же, за годы работы Елена Землякова вместе с лицеистами успела рассмотреть самые разные темы, и не один Илья добился успеха со своим проектом. Так, Арина Макаренко исследовала энергоэффективность экономных LED-ламп, Святослав Сокирко - физические основы влияния компьютера на зрение, а Евгений Архипов и Андрей Брюхов - возможности и перспективы использования солнечного коллектора. Ну а Ксения Семейская изучала, как на экологию нашего города влияют шумовые загрязнения. В ходе работы девочка составила шумовую карту Петропавловска, чтобы понять, какие районы областного центра «громче» и почему. Как поясняет Елена Николаевна, факторов много - это и время года и суток, и температура воздуха, и даже качество озеленения. Учитывать пришлось немало деталей, но тем увлекательнее шло дело.
Выяснилось, что основная сложность при работе с проектом - это вовсе не объём работы, а правильный выбор темы. Выбрать вопрос для исследования не так легко, как кажется на первый взгляд. «Ребёнок ещё только тему придумал, а её уже открыли», - смеётся моя собеседница. Действительно, мир семимильными шагами идёт вперёд, так что перед преподавателями предметов естественно-математического цикла стоит дополнительная задача - учитывать не только новые тенденции в сфере образования, но и следить за последними открытиями в науке и технике, работами нобелевских лауреатов. Это непросто, но Елена Землякова не боится трудностей.
Как стать лучшим в республике?
Помимо побед учеников, которыми Елена Николаевна, безусловно, гордится, у неё есть и личные достижения. Наиболее значимое из них - почётное звание «Лучший педагог-2018», полученное на республиканском уровне.
3864 кандидатуры из районов и городов, затем - строжайший отбор, и на областном уровне остаётся 710 участников. На рассмотрение республиканской комиссии по присвоению звания поступило лишь 147 кандидатур. Лучшими из лучших в прошлом году признали 16 преподавателей колледжей и 48 учителей средних школ. В их числе - и наша героиня.
Что требуется для победы в сложном и многоэтапном конкурсе? Большой труд, а также умение сориентироваться в любой ситуации. Так, на городском этапе конкурсантам предстояло провести открытый урок… в незнакомом классе и незнакомой школе! То есть, вечером Елене Земляковой позвонили, чтобы пригласить её в среднюю школу №8, а уже на следующее утро она стояла перед совершенно неизвестными ей девятиклассниками. «Мы экспериментально изучали электромагнитную индукцию, но занятие было построено так, будто мы стремимся к полетам в неведомые дали и встречам с инопланетянами, для чего собираемся изобрести настоящую летающую тарелку. Дети любые опыты воспринимают восторженно, так что они с удовольствием в процессе самостоятельной исследовательской работы изучили законы флотации», - делится приятными воспоминаниями Елена Николаевна.
На областном и республиканском этапах происходило обобщение и представление педагогического опыта. Оставалось ждать результатов - и они оказались отличными, на пятёрку!
В списке необходимых критериев учитывались достижения педагога, успехи его учеников, наличие авторских программ и участие педагога в республиканских и международных конкурсах и конференциях. Отмечу, что Елене Николаевне нравится обобщать и систематизировать свои наработки. Она регулярно делится опытом с другими педагогами на коучингах, семинарах и мастер-классах, участвует в программе менторинга.
«Весной у нас в городе прошла первая международная конференция учителей физики. Я выступала на пленарном заседании, рассказывала о том, что нового есть в физическом эксперименте на сегодняшний день. Говорила об использовании сотовых телефонов в качестве серьёзных измерительных приборов. Сотовый телефон в кармане у каждого - настоящий подарок для учителей физики. Там внутри столько приборов, о которых мы раньше и мечтать не могли: акселерометр, секундомер, датчики света и звука. Этим я делилась с коллегами», - продолжила моя собеседница.
Добавлю, что недавно она прошла обновлённую педагогическую аттестацию и получила самую высокую категорию - «Педагог-мастер».
Учитель учится всю жизнь
«Для меня самое главное в работе - это общение с детьми. Когда ты приходишь на урок и видишь любопытные глаза, тебе хочется рассказать ребятам всё, что ты знаешь про науку, показать всё, что умеешь, а может, и больше. Детские глаза не могут обмануть, они словно заставляют тебя постоянно учиться, быть честнее, потому что дети не терпят фальши, они все видят, все знают», - уверена Елена Николаевна.
Впрочем, моя собеседница стремится к знаниям не только потому, что профессия обязывает, но и потому, что очень любит узнавать что-то новое. Для неё это способ не останавливаться на достигнутом. Уже несколько месяцев Елена Землякова занимается изучением английского языка на специальных курсах для педагогов, чтобы в будущем использовать его на уроках физики. Каждый день по шесть часов очных занятий, потом подготовка и изучение новых слов дома… Непросто, но интересно и полезно, ведь новый язык - это новая культура, новый способ мышления, новые знакомства и методики преподавания. Каждой, даже самой небольшой крупице полученных знаний Елена Николаевна готова найти применение в своей работе.
Зачем физику английский язык? С точки зрения педагога, речь идёт не о том, чтобы полностью вести урок за уроком без единого словечка на родном для ребят языке, а о том, чтобы в полной мере воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет именно английский язык. Так что главная цель - это более глубокое изучение предмета. Например, нужно учитывать, что современная наука говорит преимущественно на языке Шекспира. Кроме того, знание английского языка помогает ребятам лучше взаимодействовать с компьютерами и понимать, о чём написано в инструкциях к приборам, с которыми они работают на уроках. «С другой стороны, если благодаря этому кто-то из них в будущем сможет получать образование где-то в Европе или печататься в иностранных журналах, то почему нет?», - добавляет моя собеседница.
Учёба за границей… Когда-то такая перспектива казалась людям заоблачной, но сегодня это наша с вами реальность. Перемены в мире и обществе не могли не отразиться на профессии учителя. В последние годы она тоже изменилась, и весьма значительно. «Когда я начинала работать, в основном необходимо было выдать определенный объем материала, а сейчас я должна грамотно направить детей в нужную сторону, чтобы они добывали знания сами», - отмечает Елена Николаевна. Данный подход подразумевает, что каждый ребёнок должен заниматься со своей скоростью, в индивидуальном темпе. На уроке, построенном по таким принципам, нет отстающих в привычном большинству понимании. Кто-то может с лёгкостью решить за занятие 50 задач, и для него это не предел, а кто-то решит 3-4, но зато поймёт их логику и преодолеет порог страха перед заданием. То есть, учитель сейчас не столько играет роль источника знаний, сколько работает проводником в мир информации. Объём окружающих нас с вами различных данных и сведений увеличивается даже не с каждым днём - с каждым часом, и детей нужно учить отличать правильное от неправильного, нужное от ненужного, что представляет собой отдельный навык.
Изменились даже способ мышления и скорость восприятия. Это не плохо и не хорошо, это по-другому, так что грамотному современному педагогу нужно уметь шагать в ногу с переменами, чтобы помочь ребёнку в учёбе. Например, сегодня дети информацию воспринимают быстро, но им может быть трудно сосредоточенно сидеть все 40 или 45 минут урока, так что приходится реагировать и чаще менять виды деятельности, постоянно поддерживая интерес. Кроме того, стоит учитывать особенности предмета. Скажем, на физике постоянно приходится решать задачи для лучшего закрепления материала, но хороших разноуровневых сборников, больше похожих на увлекательную книгу, не так-то много. Старые советские пособия при всей своей основательности местами потеряли актуальность. Так что Елене Николаевне приходится подыскивать наиболее интересные задания, а иногда и составлять их самостоятельно, обязательно делая упор на функциональную грамотность. Изучаются свойства материалов? Где их потом применить? Хотя бы элементарно для того, чтобы не купить гвозди, которые потом руками гнутся. Современным мальчишкам и девчонкам как никогда важно понимать, что и зачем они делают.
Хотя нынешнее поколение школьников нецелесообразно сравнивать с учениками прошлых лет, одно остаётся неизменным - горящие глаза у ребят точно такие же. Главное, не загубить это любопытство, на что, кстати, и направлена новая программа образования. Уже в начальной школе на уроках ребята начинают знакомиться с основами естествознания и наук, благодаря чему начинают работать над своими проектами уже с 4-5 класса и на этом не останавливаются. Впрочем, методики и образовательные концепции приходят и уходят, а выпускники лицея остаются успешными. Значит, педагоги справляются с вызовами времени и служат своим ученикам достойным примером. «Чем важна наша профессия? Тем, что каждый ученик может найти своего учителя, который поведёт его дальше, помогая решать и учебные, и жизненные проблемы, помогая расти в своём предмете. В таком случае ребёнок будет с радостью бежать в школу. Очень важно вовремя поддержать его, вовремя улыбнуться, а где-то не разрешить заплакать и не дать опустить руки. Вот, наверное, наша основная задача», - рассуждает Елена Николаевна.
Не только о школе…
«Я увлекающийся человек», - говорит о себе Елена Землякова, и в этом не сомневаешься ни на минуту. Беседуя с этим светящимся жизнелюбием человеком о чём угодно, и сам невольно заражаешься её энтузиазмом. Даже я, типичный языковед-гуманитарий, с удивлением поймала себя на желании немедленно решить какую-нибудь физическую задачку (хотя бы попробовать!) или провести эксперимент своими руками. Хотя, возможно, свою роль сыграл и тот факт, что Елена Николаевна несколько лет была и моей учительницей физики, ведь я - выпускница Первого лицея. При подготовке этого материала я спросила у одной из своих подруг-одноклассниц, что бы она написала о Елене Николаевне. «Она крутая. Всё», - последовал лаконичный ответ. Как говорится, ни убавить, ни прибавить.
Хотя у педагогов не так много свободного времени, Елена Землякова всегда старается найти минутку для общения с близкими и хобби. Со школы она сохранила любовь к спорту - бегала марафоны, много раз ходила в походы с туристическими группами в горы, спускалась с горных речек на байдарках, даже прыгала с парашютом. И сегодня Елена Николаевна обязательно ходит в спортзал. Второе её большое увлечение - это цветы. «Я очень люблю цветы, и на даче мы выращиваем гладиолусы. Поэтому и лаборатория у меня всегда была заставлена цветами, причём цвели даже те растения, которые не должны были», - улыбается моя собеседница.
Кроме того, хотя героиня моей публикации и физик по профессии, лирика ей вовсе не чужда. Когда к ней приходит вдохновение, Елена Землякова пишет рассказы, притчи и даже стихи. Стихотворные строки, с которых я начала свой рассказ, принадлежат как раз-таки перу Елены Николаевны.
Маминому примеру последовал и сын Егор, пять лет назад окончивший Первый лицей. Будучи лицеистом, он, конечно, участвовал в олимпиадах по физике, но при этом успевал развиваться всесторонне. Поскольку Елена Николаевна преподаёт во всех старших классах, само собой напрашивается вопрос - трудно ли было учить своего сына? «Трудно, потому что к своим детям требования выше, с одной стороны, а с другой стороны, и требования к его классу тоже немножечко выше. Хочется дать все, чтобы потом, когда ребята будут учиться уже не в лицее, не жалеть о том, что могла бы дать больше, а не дала, могла бы объяснить, но не объяснила. Большинство поступает на технические специальности, и лабораторный практикум имеется абсолютно в каждом техническом вузе», - так Елена Николаевна ответила на этот вопрос в школьной газете «Лицейские новости» в октябре 2014 года.
Сегодня же Егор учится в магистратуре в Новосибирске, получает техническую специальность, которую сам выбрал. Однако вполне возможно, что дальнейшую карьеру он свяжет вовсе не с физикой, ведь у него получается не только решать сложные задачки, но и писать отличные фантастические рассказы. Как бы то ни было, Елена Николаевна готова поддержать сына в любых начинаниях.
* * *
В заключение нашей беседы я не могла не спросить у Елены Земляковой, чего бы ей хотелось пожелать коллегам в праздничный день. «Любопытных, увлекающихся учеников. Благодарных и понимающих родителей, когда учитель и родитель идут в ногу, в одном направлении, ребёнок достигает больших успехов. Творчества, азарта, открытий, потому что это важно. Когда учитель открывает для себя новое, тогда и дети, глядя на него, будут всегда заинтересованы в его предмете. Ну и, конечно же, побед, как личных, так и детских», - ответила моя собеседница.
Редакция газеты «Проспект СК» присоединяется к этим тёплым словам. Дорогие педагоги, спасибо вам за ваш не всегда лёгкий, но такой важный и бесценный труд! С профессиональным праздником вас!
Светлана ДУБРОВИНА