В устах хрупкой женщины - магия Слова

Вторая мама - это не просто выражение. Так называют только тех, от кого чувствуют любовь, заботу и поддержку. Учитель - благородная профессия, которая уважаема и постоянно требует большой отдачи. А всё потому, что преподаватели - это те люди, что обладают силой слова, ставят ребёнка на верный путь, прививают правильные привычки и мысли, стараются не просто дать знания по предмету, а наделить необходимыми жизненными навыками, воспитать патриотов своей семьи, страны. В школе-лицее «аль-Фараби» есть педагог, к мнению которого прислушивается весь коллектив. Зауреш ЖИЕНТАЕВА преподает историю Казахстана 33 года. Коллеги считают, что она прирожденный учитель. Только человек сильный духом способен встать на педагогический путь и посвятить этому всю свою жизнь, оставляя неизгладимый след в сердцах ребят и награждая их знаниями.

 

Жизнь как мгновение…

Зауреш Кошегалдиновна родилась в Сергеевском районе, ныне районе Шал акына, в селе Социал. Там она окончила 8-летнюю школу. Самой первой учительницей юной Зауреш была Жибек-апай, о которой моя собеседница рассказывала с такой теплотой и трепетом, что я невольно окунулась в приятные воспоминания и о моей первой учительнице. «Я очень благодарна Жибек-апай. Каждый предмет она преподносила так, что я чувствовала его важность, что эти знания мне обязательно пригодятся в жизни. Она была и остаётся моим первым примером Учителя. Уже с того времени я точно знала, какие предметы мне нравятся. Душа тянулась к казахскому языку, литературе и истории. Я писала стихи, сочинения и получала пятёрки, которым была безумно рада», - поделилась воспоминаниями Зауреш Кошегалдиновна.

10 класс она окончила уже в другой школе - в совхозе имени Ибраева. То время она помнит, как сейчас. Своих преподавателей любила так, что ловила буквально каждое их слово, но в сердце на всю жизнь осталась учительница казахского языка и литературы Кулизат-апай. «Она была не просто учителем, а образцом для подражания во всех аспектах жизни. Мне очень нравился стиль её одежды, как она себя вела перед детьми, как разговаривала. Кулизат-апай не просто говорила, а словно наизусть декламировала художественную книгу, зачастую из её уст звучали красивые строки стихотворений. Глядя на неё, я мечтала поскорее вырасти и стать такой же учительницей, хотела преподавать тысячам детей», - с улыбкой вспоминает педагог.

В то далёкое время классным руководителем у Зауреш был Жомарт Сейтенов, который советовал ей поступать на исторический факультет, а вот учительница казахского языка рекомендовала молодой девушке пойти на филологический. Уже тогда взрослые опытные педагоги видели в моей собеседнице потенциал, который бы позволил ей стать хорошим учителем по нескольким направлениям. Неспроста Зауреш Кошегалдиновна уже в школьные годы всегда была помощницей и хорошей поддержкой другим. Самое главное, что у девушки это не просто отлично получалось, ей очень нравилась педагогика. «Возможно, мои одноклассники меня недолюбливали, - вспоминает героиня публикации. - Когда кто-то из учителей заболевал, дети чаще всего радовались, что урока не будет, а для меня это было так печально, что я шла и договаривалась с другим педагогом о дополнительном уроке в это время. Одноклассники хоть и ворчали, но всегда оставались на занятие», - рассказала моя собеседница.

По окончании школы у Зауреш Кошегалдиновны было две большие мечты: стать учителем и журналистом. Юная Зауреш уже тогда писала материалы и отправляла их на радио, в печатные издания, а в школе была редактором стенгазеты. «Одни мне советовали продолжить, другие отговаривали от журналистики, но я была верна своей мечте и поехала поступать в КазГУ, но, к сожалению, не хватило всего лишь одного балла, и к непростой, но интересной профессии журналиста приблизиться не довелось. После этого родители меня далеко не отпустили, и я поступила в Петропавловский педагогический институт им. К. Д. Ушинского (сейчас СКГУ им. Козыбаева) на исторический факультет», - пояснила Зауреш Жиентаева. В её семье были историки, частые беседы о прошлом нашей родины привили ей желание узнать больше, так что она остановила свой выбор на этой сфере. Студенческие годы пролетели, как сказала Зауреш Кошегалдиновна, быстро, но увлекательно. Она обожала ездить на раскопки, а ближе к концу учёбы студентам были предложены рабочие места в разных районах области, где не хватало педагогов. Молодая учительница сразу выбрала свой Сергеевский район и уехала преподавать в Жанажольскую среднюю школу. «Я всегда была патриотом. Мне было известно, что в моём родном районе не хватало учителей, и поэтому о том, чтобы оставаться в городе, даже не было и речи. Моей миссией стало желание быть полезной там, где я родилась. Так я и проработала в этой школе 15 лет», - вспоминает педагог. Зауреш Кошегалдиновна - не просто школьный учитель, её очень привлекает общественная жизнь, саморазвитие и просвещение. В Жанажольской школе она при содействии руководства открыла музейный уголок, а затем и музей Галыма Молдабаева. Именно она со своими учениками была приглашена на первый республиканский слёт краеведов в Целиноград, где им даже посчастливилось стать докладчиками и поделиться знаниями. Вообще, как призналась Зауреш Кошегалдиновна, она всегда хотела быть спикером, ей нравится, она достаточно владеет ораторским мастерством. «Говорит, словно реченька журчит», - это о героине нашей публикации, её приятно слушать, а главное, она умеет убеждать, вселять надежду, наставлять, пробуждать лучшие качества в человеке.

К патриотизму внутренний призыв

В 2002 году Зауреш Жиентаева с мужем и двумя дочерьми переехала в Петропавловск и с того времени преподаёт в школе-лицее «аль-Фараби». Интересно, что одна из дочерей Зауреш Кошегалдиновны по примеру мамы окончила исторический факультет с красным дипломом, поработала учителем, правда, со временем поняла, у неё другое призвание.

Чтобы стать настоящим педагогом, нужно им родиться, считает моя собеседница. Это не работа, это миссия: учить и любить детей.

До 2007 года Зауреш Кошегалдиновна работала заместителем директора по воспитательной работе. В тот год на должность директора пришла Кулюмкоз Смаилова и предложила ей стать завучем по учебной части. Сегодня Зауреш Кошегалдиновна - и завуч, и учитель истории. «Моя цель не просто в том, чтобы мои ученики связали жизнь с моим предметом. Я хочу, чтобы они с детства любили свою родину, свой край. Для этого важно знать и историю, и наших классиков, и культуру всех народов, проживающих в Казахстане, а кроме того, уважительно относиться к каждому человеку и ко всему, что нас окружает», - уверена Зауреш Кошегалдиновна.

Хочется отметить, что в сердце моей собеседницы действительно живёт сильная любовь к своему народу. Однако это не просто жёсткий внутренний призыв, это тепло, нежность и трепетное отношение буквально к каждой травинке. Каждое её слово о нашем крае звучит так, словно она готова обнять родную землю и на-крыть её крыльями любви и заботы.

Зауреш Кошегалдиновна любит проводить занятия в музеях и посещать с учениками разные мероприятия. В таких совместных походах «в город» есть один важный и обязательный аспект - они всегда ходят пешком, изучая разные уголки Петропавловска. Проходя по улицам областного центра, педагог рассказывает ученикам о людях, в честь которых они названы, упоминает об истории объектов, ведь у нас много старинных зданий и памятников. Кроме того, прогулки очень полезны для организма, и выходит, что Зауреш Кошегалдиновна таким образом пропагандирует и здоровый образ жизни.

«Ещё я не люблю читать перед детьми. Нужно учиться рассказывать, даже если не получается сразу. Мне нравится, когда ученики сами выступают, делятся изученным материалом, так всё лучше запоминается. К тому же они не замечают, как развивают свои ораторские навыки, а это важно в наше время. Когда человек говорит грамотно и красиво, то весь народ можно увести за собой. Магия слова - сильный аргумент», - считает моя собеседница.

Учитель, наполненный любовью

Можно много говорить о заслугах Зауреш Кошегалдиновны, о том, сколько её учеников успешно выступило со своими научными проектами и сколько заняли призовых мест на городских, областных и республиканских олимпиадах. Но, наверное, важней то, какими людьми становятся дети, обучающиеся у такого сильного педагога. Она учит их видеть смысл и мудрость жизни, черпая их из пословиц, стихотворений. На уроках ученики слушают песни, а затем с удовольствием сами их поют, погружаясь в красоту слов о Родине, маме, приобщаясь к истокам культуры казахского народа. Пение, как считает моя собеседница, развивает память и мышление, да и раскрывает внутренние способности ребёнка. Мальчиков она знакомит с казахским обычаем «Бата беру», то есть, обычаем давать благословение. Ну а девочки заучивают колыбельные песни. Зауреш Кошегалдиновна считает, что каждая мама должна знать, как с любовью и нежностью убаюкать своего малыша. «Не бывает человека, у которого вообще нет голоса. Надо потихоньку петь, а слух и голос будут сами развиваться. Всё зависит от желания и стремления», - считает учитель. Помимо этого, педагог ведёт кружок для девочек «Қыз Жібек», где школьницы приобретают азы школы деловых женщин, не забывая при этом обычаи и традиции своего народа.

Зауреш Кошегалдиновна не представляет своей жизни без школы. С иронией в голосе она говорит, что, если дома она болеет, то в школе её самочувствие становится лучше, стоит только переступить её порог. Поначалу моя собеседница этому удивлялась, но поняла, что, занимаясь любимым и востребованным делом, её организм просто не успевает болеть. «Я отдыхаю в школе, поверьте мне, это так. Я прихожу домой и занимаюсь внучками, а дочери удивляются, откуда у меня столько сил и вдохновения делиться знаниями постоянно», - с улыбкой проговорила педагог.

При этом находится возможность выкроить время и на приготовление любимых семьёй блюд. Её бешбармак и баурсаки в семье славятся. Несмотря на загруженность, моя собеседница обожает творить на кухне и радовать своих домочадцев вкусностями, хотя дочери всё чаще готовят сами, чтобы дать маме отдохнуть.

Рабочий день у Зауреш Кошегалдиновны начинает рано. В 7:40 она уже в кабинете, готовится к занятиям, чтобы не тратить драгоценное время урока. Она любит порядок и плодотворную работу.

Очень добрые отношения у педагога с коллегами, которые готовы прийти на помощь в любую минуту.

«С Зауреш Кошегалдиновной мы знакомы уже давно - работали вместе в Жанажольской средней школе, где я была директором. Когда она пришла на собеседование, то сразу мне понравилась, и я знала, что из этой девушки будет толк. Она всегда была воспитанной, умела себя держать. Моя коллега уже в то время отлично говорила по-казахски и в советский период была популяризатором нашего родного языка. Судьба нас разводила по разным берегам, но снова свела, и я этому очень рада. Её всегда все уважали и уважают, а в нашем коллективе Зауреш Кошегалдиновна пользуется непререкаемым авторитетом», - рассказала учитель английского языка Роза Каримова.

О «магии», которой обладает Зауреш Жиентаева, известно всей школе. Волшебство её слова «цепляет» тебя при первой же встрече. Она именно тот педагог, что умеет видеть хорошее даже там, где другие замечают исключительно проблему. По мнению коллег, у неё неповторимый талант справляться с любыми проявлениями характеров учеников, ну а по мнению самой Зауреш Кошегалдиновны, классное руководство по-особенному раскрывает учителя. «Когда советуешься с детьми, они чувствуют важность своего мнения. Мы решаем вопросы благодаря обсуждению, и чаще всего ученики рады помочь с подготовкой к любому мероприятию. Трудных детей не бывает, бывают неправильное воспитание и посыл. Я всегда брала классы, с которыми не справлялись другие учителя, в итоге повышалось качество знаний ребят, а также мы вместе ставили большие спектакли, в которых участвовал весь класс. Талант нужно увидеть и вытащить его, а я это могу», - заключила моя собеседница.

О коллективе школы-лицея «аль-Фараби» педагог отзывается с любовью, работе здесь она посвятила 17 лет, для неё коллеги - настоящая, дружная, умная семья. Зауреш Кошегалдиновне приятно, что к ней за советом обращаются не только ученики, но и другие преподаватели. Для них она настоящий авторитет и духовная наставница школы, говорит о ней директор Кулюмкоз Смаилова. «Я очень счастливый человек и руководитель, поскольку 12 лет назад в моей жизни появился уникальный человек - Зауреш Кошегалдиновна. Она не просто учитель, а мой соратник, наставник и человек, за которым при её желании пойдёт вся школа. Она предана своей профессии, детям, которых обучает. Зауреш Кошегалдиновна - порядочный, честный, искренний человек. Всё, что она делает, идёт от души с трепетом и добротой. Её мудрости стоит поучиться не только детям, но и взрослым. Помимо человечности, она ещё и большой профессионал своего дела. На уроках истории нашего педагога дети получают не только новую информацию, но и подпитываются сильным духом патриотизма. Она настоящий пример для всех! Ко Дню учителя хотелось бы всем педагогам пожелать быть людьми с большой буквы и вдохновлять окружающих», - поделилась тёплыми словами Кулюмкоз Каирбаевна.

По мнению Зауреш Жиентаевой, учитель должен быть особенным человеком, желание прийти в школу должно исходить из самой души. «Для меня эталон настоящего педагога - учитель старой закалки, обладающий всеми качествами человека, способного научить ребёнка не просто школьным предметам, а вырастить из него нравственно устойчивую личность. И сегодня мы должны быть примером во всём: как говорить, как одеваться, как держать и вести себя в обществе. Люди, желающие преподавать, должны любить детей и уметь находить с ними общий язык. «Только человек, любящий общество, несмотря ни на что, может найти себя в педагогике», - говорил Абай, и я согласна с ним. И я уверена, что учителем нужно родиться», - добавляет моя собеседница.

Ко Дню учителя хотелось бы пожелать всем преподавателям североказахстанских школ всегда быть именно такими - добрыми, интересными, желающими прийти на помощь, а главное, обладать талантом увлечь каждого ученика и раскрыть его способности. С праздником, дорогие педагоги!

Анна ХОДЕЕВА

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.