Новый учебный год - новые задачи и перспективы

В современном мире, где очень высоки конкуренция и ориентир на грамотные, квалифицированные кадры, образование играет ведущую роль.

 

Первые шаги - с детского сада

Важным шагом к вершинам знаний является система дошкольного воспитания, так как оно является первой ступенью всей системы непрерывного образования.

Перед нами стоит задача раннего развития младших дошкольников. Для этого 28 детских садов изменили статус на ясли-сады, что позволило дополнительно принять 800 двухлетних детей.

Создание условий для развития дошкольников, реализация комплексной инновационной образовательной модели 4К (умение работать в команде, критическое мышление, креативность и коммуникация) обеспечивают качественное дошкольное образование через проект «Әр бала - бір жұлдыз». Врамкахданногопроектаобобщёнинновационныйопыт 43 дошкольных организаций.

В детском саду начинается подготовка ребенка к школе, в дошкольной организации закладываются основы успешности будущего школьника. Современный ребенок начинает использовать гаджеты раньше, чем учится разговаривать. Поэтому предшкольная подготовка начинается с 5 лет, а с шестилетнего возраста дети могут идти в первый класс. Это способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка.

Потенциал неограничен!

Сегодня одним из значимых аспектов развития современного мира является расширение возможностей для раскрытия человеческого потенциала. В системе образования этому способствует переход на 12-летнюю модель образования и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ. Поэтому важным является трансформация школ в контексте управленческих, творческих вызовов и внедрение передовых образовательных трендов, техник и методик для формирования «нового» ученика.

В области определены 62 ведущие школы для трансляции опыта НИШ. Продолжается поэтапный переход на обновленные образовательные программы. С 1 сентября по новым программам начнут обучаться ученики 4,9, и 10 классов.

В наш век престижными считаются не те профессии, которые популярны у абитуриентов, а те, что востребованы работодателями. Ощущается дефицит квалифицированных инженеров, IT-специалистов, ученых. Поэтому особое внимание в школе отводится предметам естественно-математического цикла. Более 90% всей передовой научной, инженерной мысли доступны на английском языке, в связи с этим актуальным становится преподавание физики, химии, биологии, информатики на английском языке. Переход на обучение на английском языке будет поэтапный, по мере готовности. Для этого в Северо-Казахстанском университете начали подготовку учителей физики, химии, биологии и информатики на английском языке. 31 студент уже закончил СКГУ и готов идти в школы нашей области.

Конкурентоспособный выпускник - новая модель школьника

Конкурентоспособность учащихся, уровень образования, его сильные и слабые стороны определяются его успешностью. В области реализуются авторские образовательные проекты, направленные на создание условий повышения успеваемости обучающихся и качества образования, поддержку одаренных и способных детей, создаются благоприятные условия для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Данная работа осуществляется через реализацию проектов «БІЛІМ САРАПТА-МАСЫ» и «ЗИЯТКЕР». Благодаря такой целенаправленной работе североказахстанская олимпийская сборная уже второй год признается «Лучшей олимпийской командой». Всего на счету наших олимпийцев 63 победы на международных и республиканских олимпиадах и 8788 призеров и победителей интеллектуальных турниров. Семь школ области вошли в рейтинг «Ста лучших школ республики», среди них лицей «Білім-Инновация», лицей ЛОРД, гимназия имени Абу Досмухамбетова, гимназия «БЭСТ», Первый IT-лицей, школа-лицей «аль-Фараби», Корнеевская гимназия.

Необходимо продолжить комплексную работу по выявлению талантливой молодежи. С этой целью на базе областного методического кабинета мы откроем Центр выявления и поддержки талантов, уже начали формировать единый реестр талантливых и одаренных детей нашего региона. Такую работу надо проводить во всех районах.

С учётом современных требований

Главный приоритет - адаптирование системы образования под потребности новой индустриализации в условиях «цифровой эпохи». В условиях перехода на 12-летнее обучение современная информационно-образовательная среда - не мечта, а реальность. В рамках цифровизации образования педагоги области используют платформу «Bilimland», создают свои образовательные ресурсы. Так, в Покровской средней школе разработали авторскую программу по е-мониторингу учебных достижений учащихся. Учителя района Шал акына создали электронные обучающие приложения по истории, биологии и физике, в Акжарском районе - по развитию IT-технологий на уроках физики. Таких примеров - множество.

STEM-образование уже повсеместно внедряется в учебные программы. Наши ребята могут заниматься робототехникой, 3D-моделированием, мехатроникой, софт-программированием не только в школе, но и в детском саду! Признанием достижений североказахстанских мальчишек и девчонок в области инжиниринга и программирования стало проведение в областном центре Международного фестиваля робототехники. Также впервые в стране в Петропавловске прошел чемпионат Казахстана по робототехнике среди дошкольников.

Дополнительное образование - важный бонус

Базовый принцип нового содержания образования - создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно - духовных качеств личности, основанных на принципах программы «Рухани жаңғыру» и статьи «Семь граней великой степи».

Воспитание достойных граждан нашей страны - одна из главных задач. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на августовской конференции педагогических работников «Bilim jẚne Ḡylym» отметил, что критерием качества воспитательного процесса является формирование твердых жизненных установок. В этом неоценимую роль играет система дополнительного образования.

На базе Дворца школьников состоялся Республиканский структурированный диалог по актуальным вопросам развития и совершенствования системы дополнительного образования. В области открыто 11 дворовых клубов, работает 14 летних оздоровительных лагерей. Прошел туристский слет, в рамках знакомства со своей малой родиной североказахстанские ребята посетили сакральные места и археологический раскоп Ботай. В целях военно-патриотического воспитания и общественного движения «Жас сарбаз» в области открыто 312 клубов с охватом более 5 тысяч старшеклассников.

Необходимо отметить, что дополнительное образование в современных условиях - это не только кружки и секции по интересам, но и серьезные занятия, и научные изыскания ребят в прикладной и фундаментальной науке, в области физики, химии, биологии, агрономии. Ребята из всех районов области имеют возможность посетить научные общества и клубы по интересам во Дворце школьников, заниматься проектами в научных обществах учеников в школах. Летом работала Летняя академия, где в развлекательной форме ребята изучали азы наук. Еще одним направлением научной работы стал центр агрокомпетенций. Его главная задача - разработка и внедрение передовых цифровых технологий в агропромышленном комплексе, привлечение науки и инвестиций, а также проведение семинаров и консультаций для сельхозпроизводителей.

Статус педагога - в приоритете

Требуется новые подходы к совершенствованию профессиональной деятельности педагога. И на этом этапе приоритетным становится повышение статуса учителя и престижа его профессии. С этой целью в рамках проекта закона «О статусе педагога» предусмотрены специальные меры поддержки, такие, как гарантии защиты чести и достоинства педагогов, а также материальное стимулирование. Это и двукратное повышение доплат за классное руководство, проверку тетрадей, наличие магистерской степени, ожидается единый срок отпуска в 56 дней для всех педагогов.

По инициативе управления образования проведен ряд проектных мероприятий для мотивирования и повышения статуса. К примеру, Форум физиков, в работе которого приняли участие ведущие педагоги всего Казахстана и Российской Федерации, международный семинар по модернизации менеджмента образования.

Учатся и педагоги

Личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение всей жизни». Директора школ и педагоги нашего региона в течение года имели возможность лично познакомиться с лучшими образовательными системами Финляндии, Малайзии, Сингапура, Индии. Изучали опыт инновационных организаций образования Сколково, Москвы и Санкт-Петербурга. Модель современного руководителя в контексте будущих управленческих вызовов директора школ создавали во время семинара-тренинга по тимбилдингу.

В июле президент университета «Алма-Ю» провел обучающий тренинг по стратегии развития и трансформации школ. Топ-руководители организаций образования области изучали систему современного образовательного менеджмента.

Благодаря системной работе по повышению педагогического потенциала североказахстанского образования 27-28 июня в Петропавловске прошло заседание Республиканского учебно-методического Совета с целью обобщения опыта работы методической службы нашей области как лучшей и трансляции эффективных путей методической поддержки образовательного процесса во всех организациях образования Казахстана. В работе Республиканского методсовета приняли участие представители Министерства образования и науки, Национальной академии образования им. И. Алтынсарина и Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Для повышения мастерства педагогов Северного Казахстана совместно с «Bilim Media Group» открывается Ресурсный центр по повышению профессиональных компетенций учителей.

Качество образования - каждому

Обеспечение равного доступа к образованию, ликвидация образовательного неравенства между сельскими и городскими школьниками, между учащимися с особыми образовательными потребностями и всеми остальными учениками - сегодня актуально как никогда.

Качественному образованию способствует создание необходимых комфортных условий обучения, питания и проживания. В текущем году приняты беспрецедентные меры по улучшению инфраструктуры. Производится ремонт 137 объектов образования, причем 95 из них - в сельской местности. Кроме того, в областном центре впервые за 12 лет 1 сентября откроет свои двери новая школа в быстроразвивающемся микрорайоне Береке.

В целом, на развитие образования должен быть направлен интерес не только государства, но и структур бизнеса. Государственно-частное партнерство должно стать формой объединения как интеллектуального потенциала, так и материальной базы. В этой связи сегодня ведется работа по передаче в доверительное управление школьных столовых, детских садов, школ, колледжей.

За два года количество проектов в рамках ГЧП выросло с 2 до 30. Их внедрение выгодно и для бизнеса, и для государства. Это позволяет, во-первых, укреплять материально-техническую базу объектов образования, развивать их инфраструктуру, повышать условия для обучающихся, а также дает долгосрочные гарантии для ведения и расширения бизнеса.

Наша область характеризуется большим наличием малокомплектных школ. Их более 78%, в том числе 181 школа не соответствует гарантированному нормативу функционирования сети, утвержденному постановлением Правительства РК от 21.12.2007 года № 1256. Поэтому из сельских населенных пунктов, где нет никаких или соответствующих школ, осуществляется ежедневная и еженедельная доставка учащихся к организациям образования. Ежедневным подвозом охвачены 1152, еженедельным - 1380 учащихся. Его осуществляют 141 единица автотранспорта.

По инициативе акима области Кумара Иргибаевича Аксакалова реализуется социальный проект «Временная семья». Его цели - доступ детей из малых населенных пунктов к качественному образованию, создание оптимальных, комфортных условий проживания ребенка в такой семье, обеспечение детям психологического комфорта, способствующего сохранению семейного уюта. В 57 «временных семьях» воспитывался 61 ребенок из Айыртауского, М. Жумабаева и Мамлютского районов. С 1 сентября будет принято 120 детей в шести районах области. Опыт нашего региона распространяется по всей республике.

Кроме этого, наша главная задача - социализация «особенных» детей.

Более 1500 школьников с особыми образовательными потребностями охвачены образованием. В 428 организациях созданы все необходимые условия для обучения в рамках инклюзива. В течение года дети посещали кукольный театр, развлекательные центры, занимались музыкой и рисованием. На базе колледжа профессиональной подготовки и сервиса молодежь с особыми образовательными потребностями получают профессии швей, обувщиков, пчеловодов. Впервые мы открываем общежитие на 50 мест для студентов с особыми потребностями из сельской

местности. В нашей области уже работают класс поддержки инклюзии для детей-аутистов на базе средней школы № 21 и Ресурсный класс в средней школе № 40 им. Д. Карбышева. К 1 сентября в областном центре откроются еще 3 таких кабинета в средних школах №№ 2, 8, 23 - совместно с благотворительным фондом «Дара» в СШ № 2, при поддержке фонда «Болашақ» в школах № 8 и 23. Также совместно с частным благотворительным фондом Булата Утемуратова «Асыл Мирас» открывается Кабинет психолого-педагогической коррекции «Аутизм. Мир один для всех» в микрорайоне Жас Өркен.

Профобразование - старт к успеху

Амбициозные задачи стоят перед системой технического и профессионального образования. Реализуется проект «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех». На базе Гуманитарного колледжа имени Магжана Жумабаева и Есильского сельскохозяйственного колледжа имени Жалела Кизатова открываются высший колледж и Центр компетенций.

Внедрение мировых стандартов World Skills определяет уровень профессиональной подготовки студентов. Четвертый год подряд наши студенты становятся лучшими в стране.

Уже не первый год реализуется программа «Серпін-2050». Наша область занимает 5 место по трудоустройству выпускников колледжей. Важным показателем достижений североказахстанского профессионально-технического образования является вхождение в «десятку» лучших колледжей Казахстана колледжей нашей области.

Уважаемые коллеги! Перед нами стоят масштабные задачи. Мы идём к их решению системно и последовательно, выстраивая такую модель развития образования, которая позволит обеспечить наилучшие условия для самореализации человека, а значит, дать достойные ответы на вызовы стремительно меняющегося мира. Добиться поставленных целей мы сможем, только объединяя усилия, только вместе, при сплочённости общества, готовности нас, педагогов, достигать успехов в конкретных делах.

Уважаемые педагоги! Разрешите мне поздравить вас с наступающим новым учебным годом! Пожелать вам успехов в вашем труде, профессионального роста, творческих учеников!

Дорогие ребята и уважаемые родители! Желаю вам побед в обучении, достигнуть тех высот, которые вы перед собой ставите!

Гульмира КАРИМОВА,

руководитель управления образования

акимата Северо-Казахстанской области

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.