Образование: а как там в Финляндии?

В начале апреля группа руководителей Северо-Казахстанской области прибыла на стажировку в Финляндию для участия в международном семинаре «Инновации в школьном образовании - опыт Финляндии» и с целью обмена опытом в образовательной сфере.

 

В программу семинара были включены деловые встречи, обзорные туры по школам и непосредственное знакомство с образовательной системой Финляндии, для чего гости посетили департамент образования и лицей в Турку. На примере одного города были рассмотрены вопросы, касающиеся основной концепции, нормативно-правовой базы, структуры управления, организации контроля в образовании страны.

Действующая образовательная система продумана до мелочей и работает с 2001 года, не имея «тупиковых» ветвей. В Финляндии бесплатное образование и познавательные экскурсии для учащихся. Частные школы, а их 2%, не имеют права приносить прибыль. Бесплатное питание гарантировано законом с 1948 года. Дошкольная система образования в Финляндии действует для детей с 1 года, начальная школа - с 1 по 6 класс, основная начинается с 13 лет до окончания основной школы, т.е., 9 класса, предшкола может быть как в саду, так и в школе, где у детей основной вид деятельности - игровой. После окончания основной школы учащиеся выбирают добровольное обучение в гимназии, лицее либо в колледже. Существует 10-балльная система оценивания школьников.

Учащиеся, которые по разным причинам не выполнили стандарт образования, имеют возможность обучаться во вспомогательном 10 классе. По факту 52% ребят продолжают учебу в старшей школе, 48% - идут в колледжи за получением профессии. Государственное финансирование образования на одного учащегося составляет до 6000 евро в год.

Национальный образовательный стандарт в каждом муниципалитете свой, целевые компетенции расписаны на каждый год. Мониторинг успеваемости ведется лишь учителем, с 90-х годов инспектирование школ полностью отменили, то есть проверки как внутренние, так и внешние отсутствуют. Единственный экзамен по итогам окончания 12-летней школы - как наше ЕНТ для поступления в вуз. Успешность сдачи экзамена является критерием успешности учителя.

Директором назначается обязательно только бывший учитель после прохождения годичного курса обучения с получением диплома. Данные курсы проводятся без отрыва от работы. По такому же принципу принимаются на работу педагоги, особенно учителя начальных классов, работающие с 1-6 классами. Все они должны иметь высшее образование с уровнем магистратуры, а также квалсертификат на знание своих предметов. В конце учебного года либо до его начала всем учителям необходимо пройти ежегодную курсовую подготовку.

Кроме того, группе из Казахстана удалось побывать и в гимназии, и в общеобразовательной школе: начальной и средней, увидеть воочию организацию учебного процесса, техническое оснащение школ, познакомиться с методиками обучения, посетив классные занятия и непосредственно пообщавшись с детьми и педагогами.

В вузах или университете прикладных наук у студентов 5 лет обучения. В университете Тампере, на факультете образования и культуры участники поездки приняли участие в семинаре «Организация подготовки и повышения квалификации педагогов для работы в школе», где стало понятным, что в подготовке молодых педагогов немаловажно наличие в программе обучения не менее 30 % научного компонента. Основными направлениями обучения студентов являются общественное, технологическое и здоровьесберегающее. Учатся они на трех факультетах - дошкольное образование, классное руководство и преподаватели-предметники, имеется докторантура. Педагогика и культура является самым престижным направлением. Рейтинг подтверждается желающими поступить сюда - 1 к 20. Все студенты проходят стажировку в пилотных школах при вузе, начиная с 1 курса, под руководством методистов.

В результате обучения большое внимание уделяется философскому подходу к сути профессии (онтологическая трансформация - перерождение студента в преподавателя - уяснение миссии педагога, идентификация личности с профессией).

«Обучая будущих педагогов, мы предлагаем им экспериментировать, быть агентом самого себя, и только тогда он станет студентом на всю жизнь», - считают специалисты вуза.

Финляндия произвела на гостей страны незабываемое впечатление в вопросах фундаментальности и значимости образования для развития. Сильные, мотивированные учителя - это качественное знание учащегося. Представители управления образования СКО в процессе общения с представителями департамента образования г. Турку провели переговоры со специалистами и руководителями о возможных направлениях сотрудничества. Был подписан меморандум о совместной работе и передаче передового опыта одной из ведущих стран по качеству образования в мире.

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.