ОСТАВИТЬ ПОСЛЕ СЕБЯ СЛЕД
- Подробности
- Дата публикации 19.12.2018 11:08
- Категория: Образование
Каждый из нас украшает этот мир по-разному: художники - живописными полотнами, композиторы - душевными песнями, а благотворители - добрыми поступками. Есть и те, кто преображает мир вокруг себя незаметными, на первый взгляд, вещами, сделанными своими руками. Именно про таких мастеров принято говорить «золотые руки». Но герой нашей публикации Владимир ЧЕРНИГИН не только сам умеет работать с самыми разными материалами, но и уже 30 лет обучает этому детей, являясь педагогом трудового обучения высшей квалификационной категории областной специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением слуха.
30 лет - как один день
Владимир Александрович признается, что о работе учителя никогда не мечтал, и, даже окончив в 1986 году Петропавловский педагогический институт, связывать свою жизнь со школой не думал - работал заместителем начальника отряда в третьей колонии с усиленным режимом, затем - в отделе кадров областного управления внутренних дел. Но в 1988 году моему собеседнику предложили должность учителя технологии в областной школе-интернате для детей с нарушением слуха, и он согласился. На вопрос, почему выбор пал именно на этот предмет, Владимир Александрович честно отвечает: «Выбирать не приходилось, эта вакансия была свободна, и я приступил к работе, с тех пор 30 лет пролетели как один день». Впрочем, такая специализация была герою публикации по душе - Владимиру Александровичу всегда нравилось рисовать, придумывать эскизы, мастерить. В годы учебы ни одна школьная стенгазета не обходилась без его творчества, а до поступления в институт Владимир Чернигин некоторое время работал художественным оформителем. Неудивительно, что учитель с большим желанием стал трудиться сам и смог заинтересовать детей. Уроки трудового обучения посещают учащиеся 5-12 классов школы, под руководством педагога занимающиеся обработкой дерева.
Работать - одно удовольствие
В целом, в интернате всё как в обычной школе - есть ребята-трудоголики, а есть и те, кто любит проявлять характер. Но, как замечает Владимир Александрович, работать с неслышащими детьми - не совсем обычно: небольшая численность классов, идеальная дисциплина, огромное рвение к знаниям, к тому же, и отношение к преподавателям у детей особенное - как к родным. При слаженной совместной работе семьи и школы выпускники интерната, несмотря на проблемы со слухом, поступают и успешно заканчивают колледжи и даже университет. Свой весомый вклад в профессиональную подготовку вносит и В. Чернигин: в составе творческой группы Владимир Александрович адаптировал учебную программу по столярному делу 5-12 классов школы для детей с нарушением слуха. Владея методами научно-исследовательской деятельности, учитель обобщил опыт работы по теме «Формирование трудовых навыков и умений, основ технических знаний у неслышащих школьников на уроках технологии». Материалы передового педагогического опыта были заслушаны и рекомендованы для распространения на расширенном совместном заседании научно-методического совета школы. Кроме того, Владимир Александрович неоднократно был участником международных и областных конференций, семинаров по актуальным вопросам педагогики, делился опытом работы с коллегами других регионов, публикуя материалы в печатных изданиях.
Высокая мотивация
Ошибочно думать, что педагог обучает детей только своему предмету - каждый учитель воспитывает в школьниках нравственные ценности, а в случае учащихся, имеющих нарушения слуха, и навыки коммуникации. Конечно, к пятому классу дети уже владеют некоторыми познаниями в области математики и русского языка, но, несмотря на это, многому приходится учить и на уроках технологии. Владимир Александрович ведет систематическую работу по развитию речи неслышащих и слабослышащих учащихся, комбинируя различные формы деятельности. Сочетание практической и речевой активности создает благоприятные условия развития школьников, повышает продуктивность учебного процесса. Учитель вовлекает учащихся в совместную творческую деятельность, прививает интерес к художественному труду и столярному делу.
Немаловажно и умение педагога правильно мотивировать детей - Владимир Александрович включает в обучение значимый материал, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые, находит индивидуальный подход к каждому учащемуся. Как результат, ученики В. Чернигина принимают участие и становятся призерами ежегодного областного конкурса профессионального мастерства. Многие выпускники, получившие профессиональные трудовые навыки, выбирают профессию столяра-плотника и работают на предприятиях нашего города (ТОО «Леонтьев», «Леспромстрой СК», мебельный цех «Кызылжар»). Профессиональная реализация учеников - лучшая награда для любого учителя, в особенности, если речь идет о людях с ограниченными возможностями. Да и встречая Владимира Александровича спустя много лет после окончания интерната, выпускники с радостью здороваются и рассказывают о своих успехах. Ведь для каждого человека так важно, чтобы его понимали…
Главные инструменты
«Интернат для ребят как второй дом, поэтому хочется, чтобы здесь было также уютно и комфортно, как дома. У меня было большое желание благоустроить школу, и я возглавил работу художественно-оформительского совета, став автором дизайна и изготовителем школьных стенных стендов и мебели», - рассказывает мой собеседник.
Владимир Александрович оставил свой «след» практически в каждом кабинете, а также стал автором школьного герба и флага, отражающих концепцию обучения. Например, на гербе школы-интерната изображены книга - источник знаний, росток пшеницы - символ жизни, а также карта нашей области и наушники. Пришкольная территория также украшена малыми архитектурными формами: семейство косуль, горный архар и аисты радуют учащихся и работников школы-интерната. А зимой Владимир Александрович вырезает затейливые фигурки символов приходящего года из снега, создавая своим коллегам и ученикам настоящее новогоднее настроение.
Самыми главными инструментами в любой работе мой собеседник считает голову и руки. Помимо оформления школьного интерьера, в свободное от проведения уроков время Владимир Александрович смастерил уникальный макет столичной резиденции Президента РК Акорды и всем известной пирамиды - Дворца мира и согласия, выдержав при этом правильный масштаб. Также в школьной комнате мира и согласия можно увидеть русскую деревянную избушку и казахскую юрту. В общем, куда ни посмотри - везде работы Владимира Александровича.
Исключительно талантливый, творческий человек, нашедший свое предназначение в обучении детей с нарушением слуха, имеет Почетную грамоту и Благодарность управления образования СКО, а также Почетную грамоту Северо-Казахстанского областного филиала Республиканского общественного объединения «Казахское общество глухих». В профессиональной деятельности и в целом по жизни Владимиру Александровичу сопутствует девиз «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Коллеги отмечают такие качества учителя, как высокий профессионализм и коммуникабельность - Владимир Александрович всегда рад помочь добрым советом. Про дела семейные мой собеседник скромно, но ёмко отвечает: «В семье всё благополучно, обе дочки живут в Санкт-Петербурге, подрастают трое внуков». Кстати, дочери пошли по стопам отца: старшая выбрала профессию учителя, у младшей - свое бюро дизайна интерьера. В 2019 году Владимир Александрович выходит на заслуженный отдых, но в школе-интернате на долгую память останутся его работы.
Татьяна ДЕЛЛЬ