МНЕ ДОВЕРЕН РЕБЁНОК…
- Подробности
- Дата публикации 04.10.2018 06:19
- Категория: Образование
Однажды в жизни каждой семьи, воспитывающей ребенка, возникает момент, когда вчерашний детсадовец впервые переступает порог школы. В руках - букет цветов, за спиной - огромный ранец, белые банты и строгие галстуки - этот момент является таким торжественным и, одновременно, волнительным. По достижению 6-7 лет родители доверяют самое ценное - свое любимое чадо - первому учителю, который продолжает закладывать необходимую базу нравственности и преподает самые первые уроки. Думаю, не будет преувеличением заметить, что этот человек на несколько лет становится одним из самых важных в жизни ребенка, и именно от примера первого классного руководителя зависит, как будет вести себя школьник в дальнейшем в сложных ситуациях. Согласитесь, миссия не из простых, но с ней уже 28 лет справляется учитель начальных классов Первой гимназии Оксана ТИМОШИНА.
Вслед за детской мечтой
Однажды в жизни нашей героини появились неповторимые 45 минут, наполненные тысячью секундами смысла, дарящие тепло и красоту и ведущие в добрый, сказочный мир. Кстати, о профессии, связанной с обучением маленьких детей, Оксана Степановна мечтала с ранних лет, глядя на замечательных воспитателей своего детского сада. После окончания восьми классов школы героиня публикации поступила в педучилище, а затем в пединститут, где и получила специальность учителя начальных классов. Оба учебных заведения Оксана Тимошина окончила с красным дипломом и, полная энтузиазма и желания применить полученные знания на практике, сразу же направилась работать в среднюю школу № 7.
«Самый первый класс был веселым: всего 8 девочек и 24 мальчика, - вспоминает Оксана Степановна. - Мне хотелось добиться результата, многое успеть: работая вместе с великолепными стажистами, я не могла позволить себе ударить в грязь лицом. Очень благодарна родителям, которые прислушивались к моему мнению и во всем поддерживали, мы и сейчас продолжаем общаться. Первые выпускники успели разъехаться по разным го-родам и странам, но мы находим друг друга с помощью социальных сетей».
Перемены в подходах - неизбежны
Незаметно пролетели 19 лет работы в седьмой школе, а потом - еще 9 в Первой гимназии. За эти 28 лет многие постулаты образования претерпели значительные изменения. Меняются и сами дети - сегодня ученики начальных классов ежедневно получают огромный поток информации, что определяет их клиповое восприятие и мобильность ума. Современные школьники более подвижны, они с раннего детства на «ты» с любыми гаджетами, поэтому приходится менять и методы обучения, чтобы работать в ритме детей. В наше время невозможно 45 минут освещать тему по одной картинке - надо все время переключать внимание, задействовать сразу несколько каналов восприятия, чтобы дети могли увидеть, услышать, потрогать.
«В остальном дети есть дети - они остались такими же непосредственными, открытыми для общения, любознательными и неугомонными. Остаются прежними и незыблемые основы воспитания: сто лет назад также старались взрастить в детях зерна доброты, внимательности, честности, трудолюбия. Ос-новы общечеловеческих ценностей закладываются дома, в семье, а мы уже закрепляем, развиваем или немного корректируем их. Наша задача - научить ребят дружить, общаться, выстраивать отношения, находить общий язык с другими людьми», - поясняет моя собеседница.
Многогранная жизнь школы
Пожалуй, самый сложный момент для учителя - это приход в школу новых первоклассников. Особенно сегодня, когда каждый ребенок привык к тому, что он единственный и неповторимый, самый лучший и желанный в своей семье. Собрать воедино детей, а также их мам и пап (ведь внушительный пласт работы ведется именно с родителями) - задача не из легких. Но и для этих целей у Оксаны Степановны есть свои отлаженные механизмы: проведение собраний, совместных праздников и выездов на природу сближает коллектив.
«Очень важно, чтобы класс общался не только в стенах школы, но и в неформальной обстановке. После окончания 11 классов никто не вспоминает, как его учили читать и писать, зато все прекрасно помнят, как вместе отправлялись в поход, жарили картошку на костре и пели песни под гитару. Школьная жизнь не ограничивается уроками, это понятие гораздо шире и объемнее. Радует, что мои выпускники, спустя много лет, не забывают друг друга, обязательно находят время для встреч», - считает Оксана Степановна.
Секреты педагогической мудрости
Особенностью работы с младшими школьниками является и невероятное учительское чутье, помогающее правильно распределить внимание и дать каждому ребенку то, чего ему так не хватает. Ведь каждый ученик - это индивидуальность, требующая особого подхода. Некоторые ребятишки приходят в школу и светятся словно яркие звездочки - кажется, что им по плечу любое задание, все решается легко и непринужденно. Есть и другие ученики, привыкшие добиваться результатов своим трудом, старательные и прилежные. И каждого нужно суметь понять, поддержать, мотивировать.
«Иногда бывает так, что ребенок встал «не с той ноги» утром или у него что-то болит и ему ничего не хочется делать. Лучше в такой день его просто не трогать - пусть сегодня посидит спокойно, а завтра всё обязательно догонит. С опытом начинаешь понимать настроение учеников даже по тому, как они заходят в класс, надо быть очень сильным психологом и чувствовать состояние детей», - продолжает учительница.
Кроме того, часто бывает не так уж просто донести до ребенка ошибочность его мнения. По мнению Оксаны Степановны, категоричные «да» и «нет» здесь не подходят, нужно постараться объяснить, показать другую сторону, рассмотрев все плюсы и минусы противоположных суждений. Это и есть та самая педагогическая мудрость, которая дает возможность школьнику проанализировать ситуацию и дойти до верного решения своим умом.
Говоря о главных качествах учителя, невозможно не упомянуть безграничное терпение. Рабочий день педагога не заканчивается вместе со звонком с последнего урока, ведь впереди еще проверка стопки тетрадок и составление учебных планов, а также общение с родителями. Кроме того, учитель должен быть честным и искренним: Оксана Степановна считает, что невозможно научить детвору чему-то хорошему, если имеешь за душой камень. Дети на подсознательном уровне, сами того не понимая, считывают все положительные и отрицательные эмоции, впитывают как губки манеру поведения, стиль общения первого учителя, подмечая всё вплоть до мелочей. И, конечно же, будучи представителем такой не-простой профессии, нужно горячо любить детей и свою работу, которая часто оказывается на первом месте, заслоняя собой семью.
Учитель, от которого ждут чуда
«У каждой профессии свой образ последовательный бухгалтер, мужественный и обветренный капитан корабля, ослепительная фотомодель, геолог-романтик… Традиционные стереотипы определяют и наше восприятие других людей, и выбор собственной профессии. Правда, потом ореол угасает, остается рутина, которой хватает в любой работе, - замечает героиня публикации. - Учитель в обыденном сознании часто воспринимается как человек, видящий других «насквозь». От него ждут не просто человеческого, профессионального умения справляться с любой житейской ситуацией, улаживать конфликты, оказывать помощь и поддержку - порой ждут даже чуда. Именно это «чудо» и должны мы дарить детям».
Но каким бы богатым опытом ни обладал педагог, с каждым новым классом, с каждым учеником возникает все больше вопросов. Работа учителя невозможна без постоянного развития, поиска и совершенствования. В поисках ответов Оксана Степановна обращается к книгам, посещает различные семинары, курсы повышения квалификации, обменивается опытом с коллегами. Стимулирует к развитию в профессиональной сфере подготовка к педагогическим конкурсам. Благодаря участию в одном из них, Оксана Тимошина была признана Учителем года в городе Петропавловске, а затем стала второй в областном этапе конкурса. Помимо этого, Оксана Степановна награждена грамотой Детского фонда «Есіл», Благодарностью от Национального научно-практического, образовательного центра «Бөбек», безупречный труд учителя оценен Благодарственным письмом акима области Кумара Аксакалова. В прошлом учебном году по заданию Министерства образования Оксана Тимошина внесла свой вклад в создание базы открытых уроков по обновленному содержанию. Но главным достижением для нашей героини являются победы учеников, их счастливые глаза и благодарность родителей.
Ребенок - мой гость дорогой
«Моя работа приносит мне удовлетворение. Преподаваемые знания могут проявиться и пригодиться, а могут и нет, главное, чтобы ребенок ушел от меня счастливым, морально и физически здоровым, - считает Оксана Степановна. - Вспоминается фраза известного педагога и ученого Симона Соловейчика: «Мне доверен ребенок, это мой гость дорогой...», и это высказывание можно считать моим профессиональным кредо. Ведь я учитель, я нужна этим маленьким ученикам, чтобы помочь разобраться в нашей нелегкой жизни, защитить от зла и невежества. Мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далекий мир познания, любви и красоты».
За 28 лет работы с детьми случалось всякое: в числе других курьезных случаев Оксана Степановна с улыбкой вспоминает, как в начале своего трудового пути перепутала время и пришла в школу на час раньше - в 6 часов утра. А в одном из классов Оксаны Тимошиной по списку было 43 ребенка - пришлось дочерчивать клеточки в журнале, чтобы вписать фамилию последнего учащегося и ставить ему оценки, а еще этот 43-й ученик сидел за учительским столом, потому что парты ставить было уже некуда...
«Первый класс - это вообще один сплошной курьез, каждый день происходят чудеса, но все они сиюминутные и смешные лишь для данной ситуации... Интересно наблюдать за ребятами, их первыми детскими чувствами, когда они держат друг друга за ручки, преданно смотрят в глаза и почти не дышат. А когда дети дома спорят с родителями, и у них заканчиваются аргументы, они пугают маму и папу мной: говорят, что пожалуются мне, и я родителей накажу», - смеется учительница.
Случалось в педагогической деятельности Оксаны Степановны и профессиональное выгорание, которого очень сложно избежать при такой ответственной работе. Помогает избежать такого состояния переключение на другие любимые занятия: моя собеседница с удовольствием занимается разными видами рукоделия, учится играть на фортепьяно, плавает в бассейне, общается с друзьями и посвящает время семье. Детям педагогов всегда приходится нелегко - сын часто видел Оксану Степановну только со спины за проверкой тетрадок, но все же ждал домой не строгую учительницу, а любящую маму. И у героини публикации, несмотря на обилие работы, находилось время для того, чтобы уделить внимание своему сыну, который уже вы-рос и учится на втором курсе магистратуры в городе Томске. Как же распределить время, чтобы всё успеть? «Нужно иметь четкий план на день, - отвечает моя собеседница. - Но не забывать при этом, что жизнь часто вносит свои коррективы. Так и в подготовке к занятиям: приходишь на урок и тоже имеешь конкретный план, но что-то вдруг идет не так, приходится перестраиваться, быстро находить другой путь, импровизировать - нельзя научить всех по одному и тому же шаблону».
Двадцать первый век бросает учителю новые вызовы - использование информационных технологий, переход на обновленную программу образования и критериальное оценивание для воспитания конкурентоспособного поколения. Верим, что современные педагоги преодолеют и эти трудности, оставаясь чуткими и отзывчивыми по отношению к своим самым дорогим гостям - детям. В преддверии профессионального праздника хочется пожелать Оксане Степановне и всем ее коллегам неиссякаемого оптимизма, крепкого здоровья, семейного благополучия и творческого вдохновения!
Татьяна ДЕЛЛЬ