Что мы знаем о Қожаберген жырау и Сүйіндік батыре?
- Подробности
- Дата публикации 27.09.2018 05:19
- Категория: Образование
Кандидат исторических наук, руководитель учебно-научного центра археологии СКГУ Анатолий ПЛЕШАКОВ на своих лекциях в университете рассказывает студентам о батырах, живших когда-то на территории современной Северо-Казахстанской области. Среди них особый почёт и известность за свои благие дела приобрели Қожаберген жырау и Сүйіндік батыр, но что нам известно об этих воинах?
По словам ученого, сейчас преподаватели школ и вузов всерьез взялись за краеведение, находят и высвечивают какие-то небольшие разделы и факты. Зачастую мы владеем лишь общими сведениями, но «не знаем своего уголка, своей местности, откуда пошли какие-то названия, кто здесь жил, какие люди». Кстати, меньше всего изучен именно средневековый Казахстан. Это связывают с тем, что во времена репрессий лучшие умы, которые и смогли бы заниматься этим вопросом, попросту не имели возможности работать в силу политических причин. Говорить о ханах, султанах, батырах, их делах и подвигах было, мягко говоря, не принято. Но сегодня научное сообщество и молодое поколение историков заинтересовались этой те-мой с новой силой, отмечает Анатолий Плешаков. Особенно в свете президентской программы «Рухани жаңғыру».
В прошлом году в Жамбылском районе группой ученых было обнаружено место захоронения Сүйіндік батыра. «В шежіре (генеалогии) есть это имя, но кто он? И вдруг оказалось, что люди помнят, кто такой Сүйіндік батыр, что он боролся с нашествием джунгар, которые доходили и до наших северных земель в годы великого бедствия. Сейчас мы собираем сведения о жизни воина. Естественно, письменных источников нет, только устное народное творчество, передававшееся из поколения в поколение. Мы уже предложили внести место захоронения в список сакральных мест региона, обратились к акиму Жамбылского района Ивану Туркову с просьбой о содействии в увековечении имени батыра, сражавшегося за свободу казахского народа», - рассказал А. Плешаков. Он также отметил необычайную красоту того места, где было обнаружено захоронение. «Оно расположено близ села Орталык между двух озёр, на небольшой возвышенности. Там чувствуется простор, казахстанская степь. И дерево, одинокая берёза, как указатель, где именно находится могила батыра и его воинов», - говорит кандидат исторических наук.
Но если вопрос об увековечивании памяти Сүйіндік батыра пока еще остается открытым, то именем Қожаберген жырау в Петропавловске уже назвали улицу и, кроме того, установили большой памятник акыну и воину на въезде в областной центр.
Акын, батыр и полководец Қожаберген жырау родился в местности Гултобе (в переводе - «цветущий холм», ныне - село Богдановка Жамбылского района). Известно, что его отец и дядя были знаменитыми батырами. Учился Қожаберген в духовных медресе Бухары, Самарканда и Ургенча. Начав поэтическую деятельность с 13 лет, в 17 он уже слагал легенды в стихотворной форме. Его знание восточных языков пригодилось в дальнейшей службе. Приближенные хана Тәуке заметили таланты юноши и поручили ему дипломатическую работу, которой он занимался пять лет. Участвуя в боях с внешними врагами, Қожаберген показал себя способным полководцем. В июне 1688 года руководители казахских родов во главе с Тәуке ханом избрали молодого человека главнокомандующим войсками хана. Среди многих заслуг воина видное место занимает участие в изложении свода законов Тәуке хана «Жеті жарғы». Перу акына принадлежит историческая одноименная поэма. В 1723 году многочисленное войско джунгар во главе с Цэван Рабданом напало на жителей казахских степей. Они вынуждены были бежать, бросая скот и имущество. Это страшное время для народа осталось в памяти как годы великого бедствия. Қожаберген жырау мужественной борьбе с врагами посвятил песню «Елім-ай!» - самое знаменитое произведение, дошедшее до наших дней.
Как рассказал Анатолий Андреевич, Сүйіндік и Қожаберген были современниками и оба проживали на территории нынешнего Жамбылского района. Конкретные даты жизни и смерти Сүйіндік бытыра историкам не известны, зато удалось выяснить, что Қожаберген жырау прожил на этом свете ровно сто лет - с 1663 по 1763 год.
Сегодня имена батыров справедливо возвращаются к народу через нашу общую историческую память. На них обращают внимание ученые и общественность. А возрождение интереса к истории народа и его выдающимся личностям дает уникальную возможность оценить гражданский подвиг и творчество этих людей.
Евгения ШОЛЬ