«АЛТЫН БЕСIК»: ГОТОВИМ ОЛИМПИЙСКИЙ РЕЗЕРВ!

Петропавловские дошколята считают лучше всех! Об этом свидетельствуют отличные результаты воспитанников детского сада «Алтын бесiк», показанные на Второй Международной Олимпиаде по ментальной арифметике среди школ ISMA, которая проходила в городе Алматы 24 марта. Трое воспитанников вернулись не с пустыми руками - в копилке ребят Гран-при среди детей шести лет, главный приз заработала Малика Тайгилова. Гани Сарсенбай и Регина Хуснутдинова заняли третьи места среди детей пяти лет. А умеете ли вы быстро складывать и умножать в уме трехзначные числа? Думаю, большинство из нас прибегнет для этих действий к калькулятору или начнет считать в столбик. А юные вундеркинды из детского сада пользуются абакусом - этот нехитрый инструмент напоминает счеты.

 

Восемь минут, чтобы стать лучшим

Впервые на это соревнование были выставлены не только школьники нашего региона, но и их младшие «коллеги» из детского сада. Северо-Казахстан-скую область представили 9 участников, показательно, что все они стали призерами! Надо отметить, что конкуренция была ощутимой - сразиться в скорости счета приехали более тысячи детей в возрасте от 5 до 16 лет, представившие 7 стран: Казахстан, Кыргызстан, Россию, Узбекистан, Болгарию, Азербайджан и Арабские Эмираты. Состязание проходило во дворце спорта им. Балуана Шолака. Интересно, что самая  важная часть олимпиады - собственно сами расчеты - длились всего 8 минут! 

«Когда мы увидели такое огромное количество участников, мы не надеялись на какие-либо призы, нашим малышам пяти-шести лет было очень трудно психологически воспринимать такое состязание. Некоторые детки так устали, что даже плакали, ожидание результатов затянулось на весь день, - рассказывает мама Малики Тайгиловой Гульнара Алимовна. - Но Малика ехала за титулом чемпиона и в результате получила  его».

Схожие впечатления остались и у других родителей, сопровождавших своих юных гениев: «Дочка начала заниматься ментальной арифметикой сравнительно недавно, но когда нам предложили поехать на олимпиаду, мы сразу же согласились. Ведь это такой шанс получить новый опыт и поучаствовать в соревновании международного уровня, - добавляет мама Регины Хуснутдиновой Эльвира Камильевна. - Увидев, что за призовые места приехали побороться более тысячи человек, решили, что главная цель - выступить достойно, и Регина справилась со своей задачей. Заняла третье место и осталась очень довольна. Было всего два задания, разные для каждой возрастной группы. По уровню сложности они не отличались от того, что решают дети на занятиях по ментальной арифметике в детском саду, но каждое из них нужно было успеть правильно выполнить всего за 4 минуты. Ребенку надо было не растеряться, сконцентрироваться в новой обстановке, когда вокруг много незнакомых людей».

Новая и перспективная методика

Ментальная арифметика считается одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме. В основу новаторской методики положен древний абакус - счеты, которые использовались в Китае еще пять тысячелетий назад. Позже они были не раз усовершенствованы японцами, и сегодня мы пользуемся технической доработкой абакуса - калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало формированию новой программы, получившей название «ментальная арифметика», или «менар», запущенной в Азии в 1993 году. В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают уст-ному счету.

В детском саду «Алтын бесiк» начали заниматься ментальной арифметикой с сентября 2017 года - приобрели несколько абакусов для детей и один демонстрационный для учителя. Кстати, занятия проводятся совершенно бесплатно. Преподает по новой методике Аяжан Аскерова, получившая специализацию в Алматы и рассказавшая нашему корреспонденту, что к преимуществам ментальной арифметики относится синхронная работа двух полушарий мозга, которая предоставляет огромный потенциал для развития ребенка. Ведь, как известно, правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое - за логику. Операции же на счетах выполняются обеими руками, развивая оба полушария одновременно. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и  способствует развитию аналитических способностей. На мой  вопрос, не затрудняет ли применение методики счету в уме, Аяжан Кенжекызы лишь улыбается: «Наоборот, помогает быстрее считать!». Оказывается, программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом - дети осваивают технику счета на косточках: благодаря абакусу они могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать. На втором эта-пе программы ученики переходят к счету в уме - на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме, представляя перед собой счеты и мысленно проделывая необходимые операции с воображаемым абакусом. Аяжан Аскерова также заметила, что занятия развивают концентрацию внимания, фотографическую память и творческое мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к изучению языков.

«Я была несказанно рада, узнав об отличных результатах наших детей! Самому младшему участнику Гани всего 5 лет, и он тоже стал призером, преодолев свою скромность. Огромная гордость для нас!»,  -  поделилась своими впечатлениями Аяжан  Кенжекызы.

Другие ноу-хау детского сада

Впрочем, ментальная арифметика - не единственное нововведение детского сада «Алтын бесiк». Юная воспитанница Томирис Есимова из средней группы вместе с учителем казахского языка Гульшарой Жукеновой провели познавательную  экскурсию по кабинетам специально для корреспондента нашего издания. Честно говоря, такого разнообразия видов занятий я не встречала еще ни в одном дошкольном учреждении нашего города! Сначала Томирис проводила меня в комнатку, где ребята занимаются аквапоникой - это высокотехнологичный способ ведения сельского хозяйства, сочетающий аквакультуру (выращивание водных животных) и гидропонику (выращивание растений  без  грунта). Аквапоника работает по принципу экосистемы рыб и растений: рыбы обеспечивают питание растениям, а растения очищают воду. Поэтому, в отличие от обычного сада, в этой комнате есть несколько аквариумов, в которых плавают самые разные виды рыб, в том числе и хищники. Дети сами высаживают клубнику, морковку и другие растения. К слову, «Алтын бесiк» - единственное дошкольное учреждение республики, выигравшее грант на 500 тысяч тенге от фонда Алии Назарбаевой по «зеленым» технологиям.

Кроме того, каждый воспитанник детского сада имеет возможность познавать окружающий мир с по-мощью экспериментов и опытов. Для этого здесь располагается многофункциональная лаборатория «Вундеркинд», в которой имеется большое количество мензурок и колбочек и даже настоящий микроскоп. В лаборатории дети наглядно изучают свойства воды - недавно они выясняли, какие предметы тонут, а какие - плавают на поверхности. Кроме того, дошкольники наблюдали за извержением лавы из вулкана - где еще такое увидишь?! Малыши приходят сюда и на арт-терапию - рисуют песком и манкой на специальных столиках.

Развивать мелкую моторику и мышление продолжают в кабинете Монтессори, который разделен на пять зон: упражнений практической жизни, сенсорики, математики, языка  и  космоса. Данная  методика предполагает полную свободу выбора ребенка, преподаватель может помочь направить, но не заставляет. В течение  часа  дети  занимаются  тем, что им нравится: младшие дошкольники обычно предпочитают стирать, гладить, мыть посуду, пересыпать крупы и переливать воду. Дети постарше изучают геометрические формы, цвета, буквы, цифры и многое другое. Группы формируются разновозрастными, по 8-10 человек, чтобы старшие могли оказать помощь младшим. К слову, это единственная платная услуга, но стоит для воспитанников приемлемо - всего 149 тенге за один час.

Юные технические гении, не-давно покорившие своими умениями Москву, занимаются в компьютерном классе. Здесь проводятся уроки робототехники, а также рисование 3D-ручкой, развивающее мелкую моторику и пространственное мышление. Это интересное занятие позволяет детям почувствовать себя архитекторами и дизайнерами и  содержит в себе элементы конструирования - нужно собрать детали так, чтобы  полученная фигура имела правильные пропорции. Робототехникой, в основном, увлекаются мальчишки - строят из конструктора Лего по готовым схемам, руководствуясь собственной фантазией.

Помимо всего прочего, детей с малых лет стараются заинтересовать игрой в шахматы - поначалу фигуры настолько велики, что достигают роста малышей. Ведь так гораздо интересней изучать их названия и возможности передвижения по доске! Сразу вспоминаются приключения Гарри Поттера, настолько реалистичны шахматные фигуры! А когда на улице становится тепло, в гигантские шахматы играют во дворе детского сада. Кроме того, на базе «Алтын бесiк» ежегодно проводится шахматный турнир «Белая ладья», в котором принимают участие все детские сады  города.

Кстати, во дворе невозможно не обратить внимание на интерактивный городок по правилам дорожного движения - большие светофоры и дорожки для пешеходов - правила должен знать каждый ребенок! А в фойе  детского  сада  родите-лей встречает цифровой информационный блок, с помощью которого при нажатии одной кнопки можно узнать, что сынок или дочка будут есть на завтрак, прочитать расписание его занятий, свежие новости или познакомиться со специалистами дошкольного учреждения. Богат «Алтын бесiк» на добрые традиции: это и недельное празднование Наурыз мейрамы, и ежегодный парад Победы с сопровождением военного оркестра, и аллея первого выпускника. Несколько елей по-садили во дворе детского сада ветераны Великой Отечественной войны, ребята знают - эти елочки ломать  нельзя, они  священны.

«Наш детский сад - это фактически реализация государственной программы развития образования в действии. Идеи подсказывают нам сами дети - при подготовке каждого мероприятия обязательно устраиваем заседание «малого политсовета», общаемся со своими воспитанниками, - рассказала директор детского сада Мадина Дарбаева. - Мы готовим олимпийский резерв с самых ранних лет, у нас есть призеры по всем направлениям: хореография, робототехника, художественное чтение, вокал, изобразительное искусство, теперь и ментальная арифметика. Дети успешно обучаются после нашего детского сада в самых разных школах города, включая гимназии и лицеи, показывают высокий уровень подготовки».

Останавливаться на достигнутом в «Алтын бесiк» не собираются: впереди экологический марафон, а также участие в международных соревнованиях по образовательной робототехнике и нейротехнологиям «ДЕТалька-2018» в Санкт-Петербурге. И преподаватели уверены - воспитанники их не подведут!

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.