УЧИТЬ, КАК И ЛЕЧИТЬ - УПОР НА КАЧЕСТВО
- Подробности
- Дата публикации 02.03.2017 05:50
- Категория: Образование
Как повысить качество обучения? Этим вопросом задались вместе с акимом города Петропавловска Маратом ТАСМАГАНБЕТОВЫМ лучшие руководители учреждений образования, входящие в Совет директоров.
Руководитель областного центра с первых минут заседания озадачил педагогическую общественность требованием повысить степень ответственности за результат. «Детям нужно получать качественное и доступное образование, это даст возможность реализоваться в жизни, быть конкурентоспособными, успешными людьми. Сегодня действует Государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы. Задачи, обозначенные Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в новом Послании, нацеливают нас на мощный рывок к глобализации. Вы в ответе за нашу молодежь, развитие человеческих ресурсов», - подчеркнул аким города.
Выполняются ли индикаторы четырехлетней государственной программы, как внедряется новое содержание образования, на каком уровне инфраструктура областного центра и материально-техническая база учреждений образования, достаточно ли профессиональной компетенции и на каком уровне кадровый вопрос, укомплектация школ педагогами, на эти вопросы предоставила развернутую информацию руководитель городского отдела образования Гульмира Каримова.
Чтобы грамотно поставить работу, необходим хороший анализ, а затем четкий менеджмент, все остальное предоставлено со стороны государства.
Взгляд на перспективу
Львиная доля городского бюджета направлена именно в эту сферу и неспроста - думаем о будущем.
Гульмира Раинбековна сообщила, что ежегодно увеличивается финансирование системы образования. Если в 2015 году выделили 6,3 млрд тенге, то в 2017 году финансирование сферы образования составляет более 8 млрд.
В плане мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы предусмотрено 20 показателей по 3-м целевым индикаторам - за 2016 год удалось достичь на 100 %.
В дошкольном образовании главная цель - обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению.
Целевой индикатор «Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию», пока у нас не достигает 100 %, однако охват детей к концу 2016 года в возрасте от 1 года до 6 лет составил 54,9 %, от 3 до 6 лет - 93,3 %. По республике этот показатель к 2017 году должен достичь 55,9 %. Таким образом, показатель по городу превышает республиканский на 37,4 %.
В 2017 году планируется открыть 800 мест за счет: строительства 3-х детских садов по концессии на 370 мест (ТОО «Егоровские склады») - в микрорайонах «Орман» (на 140 мест), Береке (на 140 мест), «Юбилейный» (на 90 мест); реконструкции бывшего детского сада по ул. Позолотина, 54 (на 190 мест); расширения действующих дошкольных организаций (на 135 мест - детский сад «Василек» на 25 мест, «Искорка» на 25 мест, «АБВГДейка» на 85 мест); за счет выкупа детского сада «Еркемай» - 105 мест.
Таким образом, с учетом ввода этих мест на конец 2017 года 97,5% детей в возрасте от 3 до 6 лет пойдут в детские сады.
В системе среднего образования взят курс на полное обновление содержания. Наряду с обычными учебниками используются цифровые образовательные ресурсы. В связи с этим Министерством образования и науки РК началось техническое оснащение школ комплектами (экран, проектор, компьютер) для массового применения ЦОР в образовательном процессе.
В рамках укрепления материально-технической базы малокомплектных школ в 2016 году было закуплено мультимедийное оборудование для 2-х МКШ (СШ № 13, НСШ № 16) по линии НИШ.
С 2016-2017 учебного года внедрен единый базовый учебник. Параллельно расширен список разрешенной к использованию в школах дополнительной литературы.
Три языка - гарантия успешности
Обновленное содержание образования предполагает внедрение трехъязычия.
Изучение английского языка ведется во всех общеобразовательных школах города с 1-го класса.
Уже сегодня в 5-11 классах всех школ, независимо от языка обучения, преподавание предмета «Казахская литература» ведется на государственном языке.
В 2017-2018 годах в 5-х классах история Казахстана будет преподаваться на казахском языке, всемирная история - на русском.
С 1 сентября 2019 года (4-й этап), через 4 года в 10-11-х классах будет введено трехъязычие: химия, биология, физика, ИКТ - на английском, история Казахстана - на казахском, все остальные предметы - на языке обучения.
Для этого необходимо заняться переподготовкой педагогических кадров. В ближайшее время планируется обучить 29 учителей-предметников с отрывом от производства и 38 - без отрыва от производства.
«Я б в учителя пошел...»
Особое внимание в докладе Г. Каримовой было уделено возрастному составу педагогических кадров - из 2091 педагога, работающего в школах города, 865 - со стажем более 20 лет. На начало учебного года в ряды учителей областного центра были приняты 98 молодых специалистов, однако это, как видим, проблему не решает. Сегодня недостаточно выпускается педагогов местным вузом - в прошлом году из 324 студентов, получивших дипломы, только 30 % пришли в школу. Более того, 70 % молодых педагогов, решившихся преподавать, в течение первых 3-х лет, не выдерживая как профессиональной, так и общественной нагрузки, а также из-за низкой оплаты труда, уходят из профессии (средняя заработная плата начинающего педагога с высшим образованием составляет 54507 тенге, со средне-специальным образованием - 41411 тенге).
Таким образом, уже сегодня мы испытываем кадровый голод по отдельным специальностям: учителей русского языка и литературы, учителей математики, начальных классов, социальных педагогов. Ощущается и нехватка учителей, преподающих предметы на государственном языке, сообщила руководитель городского отдела образования. Директора школ обратились к акиму области с просьбой о строительстве ведомственного жилья для молодых педагогов - это очень важно. Марат Иманбаевич пояснил, что после согласования с акимом области может появиться возможность построить социальное общежитие для всех представителей социальной сферы.
Обновление и еще раз обновление
В городе Петропавловске аварийных и школ, работающих в три смены, нет.
Больше шестидесяти процентов школ удалось от-ремонтировать в ушедшем году - на проведение 42-х капитальных и текущих ремонтов в 27 учреждениях образования в 2016 году было выделено 295 млн тенге. В летний период отремонтирована кровля в 3-х учреждениях, а в 6-ти - заменены оконные блоки, проведен ремонт сетей электроснабжения в 2-х организациях образования.
Вместе с тем, в городе функционируют школы, которые введены в эксплуатацию в далеких 1936-м (СШ № 6), 1937-м (Первый лицей, корпус по ул. Абая) и 1956-м годах (СШ № 21).
В СШ № 6 филиалом «Енбек Акмола» будет выполнен ремонт перекрытий стен, потолков 2-х этажей на сумму 3 млн 400 тыс. тенге. Кроме того, требует обновления фасад здания, имеется ПСД. На проведение этого вида работ требуется сумма более 2,6 млн тенге.
В 2017 году выделено 24 млн 369 тыс. тенге на проведение капитального ремонта только 2-х организаций, а именно: капитального ремонта спортивного зала с заменой оконных блоков в гимназии «БЭСТ» и на капитальный ремонт «усиление конструкций зданий» ГККП «Кызылжар оранжереясы».
Вместе с тем потребность в проведении капитальных ремонтов имеется у 13 объектов образования на сумму более 523 млн тенге (имеются ПСД с экспертизой).
Был рассмотрен вопрос и дефицита учебных мест, их сегодня 3,5 тысячи. Данный факт говорит о необходимости строительства 2-х школ с государственным языком обучения и 1-й школы с русским языком обучения.
В настоящее время ведется работа по разработке ПСД на строительство 2-х школ на 600 и 900 мест. ПСД на строительство школы на 600 мест будет готова в марте, на строительство школы на 900 мест - в апреле. Также идут конкурсные процедуры на разработку ПСД на строительство еще одной школы на 900 мест в микрорайоне Береке.
Международный стандарт образования требует переход на внедрение IT-технологий. Одна из составляющих этой работы - участие в текущем году 23 школ города в проекте «Күнделік.КZ». Переход на электронный журнал позволит каждому родителю своевременно контролировать успеваемость ребенка.
Школы, вошедшие в проект, обеспечены высокоскоростным Интернетом. На эти цели в 2017 году выделено более 34 млн тенге. В перспективе планируется полный переход городских школ на электронный формат дневников.
В ходе заседания состоялась презентация аналитического центра. Докладывала об этом руководитель общественного объединения «Аналитический центр оценки и коррекции качества знаний» Наталья Целуйко, которая сообщила о целях и задачах, первых результатах проверок нескольких школ. Центр создан при поддержке акима города для повышения качества образования (выделено 3,5 млн тенге). Построить работу центру предстоит с учетом опыта международных организаций, давая внешнюю независимую оценку образовательным услугам и разрабатывая индивидуальную траекторию развития школы или отдельных классов. Все, что будет делаться специалистами центра, направлено на улучшение результатов - качество знаний учащихся.
Аким города Марат Тасмаганбетов заострил внимание на необходимости подготовки выпускников к ЕНТ, а также ранней профориентации. «Наша задача - провести работу и способных выпускников оставить обучаться в вузах Казахстана», - подчеркнул аким.