СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО, ИЛИ КТО ПОМОЖЕТ РЕБЕНКУ ЗАГОВОРИТЬ?
- Подробности
- Дата публикации 17.11.2016 15:21
- Категория: Образование
Во многих странах постсоветского пространства 14 октября отмечали День логопеда. Именно этот специалист с малых лет помогает ребенку и делает всё возможное и невозможное, чтобы он заговорил, избавился от дефектов произношения и смог общаться со своими сверстниками. О своей непростой, но очень нужной работе рассказали логопеды и методист детского сада «Болашақ».
Дорога в будущее
Дошкольное учреждение недаром имеет такое название, ведь та работа, которая проводится в нем совместными усилиями всех сотрудников, действительно, открывает перед детьми дорогу в будущее. По статистике, 91 % выпускников сада идут в первый класс в обычные школы. А это можно считать большим достижением для ребятишек, которые приходят сюда в 4 года и совсем не умеют говорить. Детей с особыми образовательными потребностями принимают в детский сад со дня основания (2008 г.). Направляет детей в специальные группы областная психолого-медико-педагогическая комиссия. В детском саду функционирует 3 логопедических группы численностью 12 человек. Большинство детей, посещающих эти группы, имеют общее недоразвитие речи, осложненное моторной и сенсорной алалией, некоторые - задержку эмоционально-коммуникативного развития. На утренниках дети из логопедических групп с удовольствием выступают перед родителями и детьми массовых групп, это еще один шаг к инклюзивному обществу и воспитанию толерантности.
Факторы успеха
Учитель-логопед находится с детьми все время до дневного сна и проводит при этом фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Он присутствует и на режимных моментах: завтраке, обеде, прогулке, где также закрепляет речевые навыки и расширяет лексический запас детей.
По словам методиста детского сада Веры Панцыревой, учителя-логопеды тесно сотрудничают с родителями, видя в них своих самых главных партнеров, от которых зависит, пожалуй, половина успеха. Если в домашних условиях не прорабатывается пройденный материал, то усилия логопедов могут не привести к должному результату. Родителям рекомендуют закреплять пройденное на фронтальных занятиях по специально разработанным домашним заданиям, которые помещаются в индивидуальные папки ребят. Кроме того, логопеды контактируют с психологом и воспитателями, которые ежедневно закрепляют изученное с логопедами на коррекционном часе. Также одним из составляющих успеха является своевременное прохождение назначенного лечения, ведь порядка 80 % воспитанников состоят на учете у невропатолога. Поэтому медицинский работник и логопеды обязательно отслеживают процесс их лечения. В целом, положительный результат достигается только при слаженном взаимодействии команды единомышленников: логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей. Работа ведется по интегрированному коррекционно-развивающему календарно-тематическому плану, построенному на основе комплексной диагностики. Многого приходится достигать методом проб и ошибок, путем индивидуального подхода к каждому ребенку. Специалисты постоянно находятся в поиске методик, не ограничиваясь только шаблонной программой.
Сам детский сад отличается богатым наполнением речевых уголков, в которых представлены многочисленные пособия, направленные на развитие мелкой моторики, дыхания, сенсорного восприятия, памяти, логического мышления, фонематического слуха, изучения цветов, форм, времен года и частей тела. Некоторые пособия логопеды делают для детей своими руками, черпая идеи в Интернете и используя собственную фантазию. Дети имеют возможность собирать конструкторы, пазлы и мозаики, расстегивать молнии и кнопки, зашнуровывать веревочки, играть с крупами, камешками, катать по ладошкам массажные мячики, работать с природным материалом - листьями, шишками и грецкими орехами. Идя в ногу со временем, логопеды используют в работе и новые разработки - интерактивную дыхательную и артикуляционную гимнастику при помощи микрофона, специальных слайдов и видеоуроков.
Терпение, труд… и удовлетворение
Помогают ребятам заговорить талантливые специалисты. Оксана Шумахер - учитель-логопед подготовительной логопедической группы, получившая не так давно почетное звание «Логопед года».
«Когда я пришла работать в логопедическую группу, то прониклась сочувствием к детям и их родителям, им бывает очень трудно. Но при малейшей положительной динамике радуешься вместе с ребенком. Хочется работать на достижение результата», - сказала Оксана Владимировна.
Алена Середа занимается с детьми постарше, в возрасте 5-6 лет, кроме того, она имеет опыт работы в массовом саду и коррекционной школе-интернате.
«Я всегда хотела работать именно в детском саду и не пожалела, что получила такую специальность. Мне нравится именно творить с детьми, потому что иначе процесс обучения никак не построишь. По-моему, главное в работе логопеда - заинтересовать ребенка, чтобы он себя раскрыл, а мы через его положительную направленность смогли бы обучить основному материалу и достичь своих целей. А еще, конечно, надо иметь большое терпение и любовь к детям», - считает Алена Геннадьевна.
Надежда Дмитриенко пришла в детский сад «Болашақ» недавно, но уже полюбила своих детишек и искренне радуется их достижениям и успехам. Она учит говорить самых младших деток, в возрасте 4-5 лет. Надежда отмечает, что работа в логопедической группе позволяет уделить гораздо больше внимания каждому ребенку, хотя результатов порой приходится ждать намного дольше, нежели в массовой группе.
«Когда понимаешь, что помогаешь ребенку, и видишь, что он в тебе нуждается, испытываешь огромное удовлетворение от работы. Наша профессия непростая, результаты видны не сразу. Мы стараемся быть настолько доброжелательными и заинтересованными в игре, чтобы ребенок тоже захотел этим заниматься. Каждое задание нужно закрепить похвалой, если у малыша получилось, а если нет - тактично отметить, чтобы он не расстроился и не отказался выполнять это упражнение в дальнейшем», - рассказала Надежда Александровна.
Методист Вера Владимировна отметила, что похвала при этом не должна преподноситься в виде сравнения с другими детьми, каждого ребенка можно сравнивать только с самим собой и его прошлыми умениями и успехами. Это объясняется индивидуальными особенностями и способностями детей.
Если хочешь - скажи!
«С нашими детками нельзя заниматься только постановкой и автоматизацией звуков, мы развиваем все психические процессы в комплексе. С первых дней пребывания в нашем детском саду мы стараемся активизировать речь с помощью звукоподражания, учим проговаривать все свои просьбы и соотносить слово с предметом», - отметила Надежда Александровна.
Логопеды обращают внимание на ошибочное желание многих родителей облегчить жизнь своему ребенку и предугадать его потребности буквально с полуслова или даже указательного жеста. В детском саду все свои бытовые нужды дети учатся выражать словами: они здороваются, прощаются, просят попить и поесть, а довольно простая игра «Назови игрушку» длится до тех пор, пока каждый ребенок не скажет: «Это - мишка». За одно занятие все дети выходят по 3-4 раза и пытаются сформировать фразу из нескольких слов. Затем, к большой радости логопедов, эти фразы применяются ребятами в активной речи в сюжетно-ролевых играх.
Есть у специалистов и свои проблемы: к сожалению, нет возможности посещать выездные курсы повышения квалификации, а в нашем городе они не проводятся. Логопеды отмечают, что им не хватает знания методик и надлежащего оборудования, например, для проведения полноценного логопедического массажа. Однако будем надеяться, что эти проблемы постепенно решатся, и впоследствии логопеды будут обладать всеми необходимыми знаниями и опытом для продуктивной работы с детьми.
Татьяна ДЕЛЛЬ