БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ - ПОДАРОК СУДЬБЫ
- Подробности
- Дата публикации 03.11.2016 16:06
- Категория: Образование
Приятное и знаменательное совпадение: накануне празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан сразу два учителя гимназии «БЭСТ» тоже отмечают своеобразный юбилей - 25 лет своей педагогической деятельности. Это учитель математики Светлана Бойнарович и учитель казахского языка Асемгуль Каскеева, которые рады были поделиться своим опытом с читателями нашей газеты.
Начало пути
Сегодня Светлана БОЙНАРОВИЧ - педагог с большим стажем, обладатель многочисленных грамот от отдела образования города Петропавловска и благодарностей за большой личный вклад в развитие системы образования области. Она с теплотой вспоминает свои первые шаги в этой непростой профессии и имена учителей, встреченных ею на пути становления. Это Эмма Готлибовна Деймунд и Тамара Васильевна Черкашина, директора тех школ, в которых ранее работала Светлана Николаевна.
- В 1991 году я окончила Петропавловский педагогический институт и была направлена в Фурмановскую среднюю школу района М. Жумабаева, где и началась моя трудовая деятельность. Там мне встретились очень хорошие учителя, имеющие внушительный опыт, они передавали мне свои знания, - рассказала Светлана Николаевна. - Через три года я вернулась в город, устроилась на работу в среднюю общеобразовательную школу-комплекс эстетического воспитания № 8. Через 8 лет перешла в гимназию «БЭСТ».
Интересен тот факт, что Светлана Николаевна сначала хотела учиться на историческом факультете, но волею случая остановила свой выбор именно на математике, о чем, впрочем, сейчас совершенно не жалеет. По ее мнению, математика - точная наука, прекрасно развивающая логику, аналитическое мышление и речь.
- Во время учебы в школе у нас проходили дни самоуправления, где же-лающие могли попробовать себя в роли учителей разных предметов. Ко-гда мы учились в вузе, нас уже готовили к общению с детьми посредством пионерской и учебной практики. Самое сложное в начале преподавательской карьеры - это установление контакта с детьми. Они постоянно проверяют нас, - поведала учитель.
Светлана Николаевна с улыбкой вспоминает один из курьезных случаев, произошедший с ней еще при прохождении учебной практики в Минкесерской средней школе. При первой встрече в начале урока дети забрались под парты. Но, прислушавшись к голосу интуиции, практикантка от реагировала на детскую выходку нетипично. Она не побежала жаловаться директору, не начала кричать, а предложила продолжить урок так, раз ученикам удобно такое положение. Вскоре дети сами начали проситься сесть за парты.
Любовь к государственному языку
По-другому начался педагогический путь Асемгуль КАСКЕЕВОЙ, учителя казахского языка. Асемгуль Сейпиевна росла в многодетной семье, и профессию учителя выбрали для нее родители. Четыре сестры учились в медицинском училище, а младших детей было решено отдать на педагогическое направление. К слову, дочка учительницы тоже пошла по маминым стопам, в данное время она учится на четвертом курсе вуза и мечтает стать преподавателем иностранных языков. Сейчас А. Каскеева не жалеет о выбранной специальности и даже начинает скучать по школьным урокам во время летних каникул.
- Я окончила педагогический колледж и впоследствии заочно - СКГУ им. М. Козыбаева. Свой трудовой путь начала в средней школе № 9, где проработала 16 лет, затем 9 лет - в гимназии «БЭСТ». Когда я начала работать, мне было всего 19 лет, трудно было находить общий язык с детьми. Ведь во время моей учебы давали больше теории, а тому, как строить отношения с учениками, уделялось меньше внимания. Пришлось учиться по ходу дела, помогали старшие коллеги, - поделилась воспоминаниями Асемгуль Сейпиевна. - Хотелось бы выразить большую благодарность директору средней школы № 9 Михаилу Ульяновичу Романовскому, в то время он возглавлял это учебное за-ведение. Все годы работы я чувствовала его поддержку. Он всегда находил время, чтобы помочь советом и выработать жизненную позицию.
Казахский язык выбран в качестве спецификации не случайно - он был любимым предметом в школе, и Асемгуль Сейпиевна до сих пор помнит уроки казахского языка и литературы.
- Когда я начинала работать в 1991 году, в программу только ввели изучение казахского языка, и мы не понимали, куда идем, с чего начать. Не было четкой методики, возникало очень много трудностей, вопросов от родителей и детей. Многие говорили, что им не нужно изучать казахский язык, но последние 10 лет я больше не слышу такого мнения. Сейчас мы делаем акцент на разговорную речь, а не на теорию и грамматику, чтобы дети понимали, слушали и слышали. Для этого включили в программу аудирование. Мне доставляет большое удовольствие, когда дети действительно понимают казахскую речь, - сказала Асемгуль Сейпиевна.
В поисках компромисса
Хотя наши героини преподают совершенно разные дисциплины, но их мнение сходится в одном: главное умение учителя - найти контакт с учениками.
- От диктаторских отношений толку никогда не будет. Надо находить компромисс и не ставить свое мнение во главу угла. А искать его нужно в каждой ситуации заново.
Учитель ведь не только учит, но и сам чему-то учится у детей. Я беру себе что-то новое от каждого своего выпуска: немного их раскованности и свободы, учусь смотреть на жизнь по-другому. Главное - научить ребенка со школьной скамьи находить выход из самой сложной ситуации.
Не надо гиперопекать детей, надо давать им свободу, но при этом хорошо контролировать. Мы должны дать возможность найти свой вариант решения проблемы и уметь ненавязчиво подсказать другой, - уверена Светлана Николаевна.
- Надо просто любить детей и профессию, знать свои цели. Дети чувствуют, когда мы сами любим свой предмет и хотим, чтобы его знали другие, их не обманешь.
Бывает, возникают семейные проблемы или беспокоит здоровье, но мы не должны это показывать ученикам. Все настолько индивидуально, с каждым классом и с каждым ребенком все нужно строить заново, как будто ты работаешь в школе первый год. Мы находимся в постоянном поиске, ищем пути, как заинтересовать детей. К каждому уроку нужно очень тщательно готовиться. Готового ничего нет, приходится всё добывать самим, - поддержала коллегу Асемгуль Сейпиевна.
По ее мнению, нынешние родители заинтересованы в том, чтобы дети учились и получали знания, очень переживают за своих детей. Светлана Николаевна, в свою очередь, считает, что доверительное общение с родителями учащихся играет немаловажную роль в учебном процессе. Если получается наладить отношения с ребенком и его родителями, то в итоге выстраивается хорошая команда, которая знает свои цели и готова идти к ним.
Золотая середина
Еще одной сложностью в работе учителя является умение совмещать несколько социальных ролей: быть одновременно авторитетным учителем и внимательным родителем для собственных детей. В этом случае тоже очень важно найти компромисс с домочадцами, а также с родителями учеников, правильно разграничить время для работы, семьи и увлечений.
- Моя семья прекрасно понимает, что работа для меня очень важна, и мои родные не чинят никаких препятствий, поддерживают во всем. Они знают, что есть время, когда мне нужен компьютер, и не трогают меня. Конечно, пока ребенок был маленьким, было гораздо сложнее, но мы справились, - вспоминает Асемгуль Сейпиевна.
- Грамотно распределить время и найти ту самую золотую середину трудно, но возможно, и это приходит с опытом. Главное - организовать себя и не откладывать все на потом, иначе из накопленных дел образуется снежный ком. И еще обязательно должна быть отдушина, например, для меня - это дача, - поделилась Светлана Николаевна.
Самый лучший бальзам
Труд учителя - очень важный, ответственный и по-настоящему тяжелый. Он отнимает много сил, энергии, эмоционально истощает человека. Но в то же время это один из самых благодарных видов деятельности. Учитель получает за свою работу не только зарплату, но еще и признательность своих учеников, видит результат своего скромного труда - успехи в жизни своих подопечных.
- Если к ученикам относиться без души, то в школе будет работать трудно. Им нужно отдавать частичку себя. А отдача не заставит себя долго ждать.
После окончания школы выпускники приходят и рассказывают, чего они достигли: один живет в Канаде, работает в одной из передовых компаний, другой закончил управленческий университет, работает в Астане в аппарате Президента РК. Для меня самый лучший бальзам - это то, что мы дали ребенку всё, чтобы он мог шагнуть дальше, и теперь он приходит и делится своими радостями, - сказала Светлана Николаевна.
- Если ты выбрал эту профессию, то надо ее любить. Бывает эмоциональное выгорание, когда что-то не получается, дети тебя не понимают, возникают мысли: «А, может, я не на своем месте?», но проходит время, появляются результаты, и ты думаешь: «Оказывается, я могу, я умею работать с детьми». Когда есть отдача от учеников, когда они хотят, понимают и делают, то появляется энергия, хочется работать еще лучше и больше.
Сегодня мне сообщили, что мой выпускник Александр Трикачев занял третье место во Всероссийской олимпиаде по казахскому языку, которую проводит Посольство Казахстана в Москве. Для меня это большой подарок и очень радостная весть. Для учителя главная благодарность, когда выпускники приходят, делятся успехами, помнят наши уроки, - заключила Асемгуль Сейпиевна.
За годы преподавательской деятельности Светлана Николаевна и Асемгуль Сейпиевна убедились в правильном выборе своего пути и считают профессию учителя настоящим призванием. Хочется пожелать им крепкого здоровья, способных учеников и успехов в их нелегком труде.
Татьяна ДЕЛЛЬ
Из истории гимназии «БЭСТ»
В 1924 году в Петропавловске была открыта 4-летняя (начальная) школа, затем в 1951 г. - реорганизована в 7-летнюю, с 1995 г. - средняя образовательная. Лингвистическое учебное заведение получило в 1972 году статус средней школы с углубленным изучением языков, а с 26 августа 1996 года «родилась» известная и престижная в наши времена гимназия «БЭСТ» с углубленным изучением языков.
Педагоги, гимназисты и родители гордятся этим учебным заведением, так как оно занесено в Книгу Почета г. Петропавловска в 2000 году, а в 2009 и 2010 гг. - в Книгу Почета «100 лучших школ Казахстана».
Ребята стабильно показывают высокие результаты, участвуя в международных программах и проектах, республиканских, областных и городских олимпиадах. Только в 2016 году призовые места завоевали 184 учащихся на городской олимпиаде, 36 стали призерами областных соревнований и 8 - республиканских.
По итогам ЕНТ-2015, средний балл составил 94,6, а в 2016 году - 101,4.
Широка география обучения выпускников гимназии. Они успешно постигают азы сложных программ в вузах Лондона, Китая, Мальты, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Омска, Алматы и Астаны.
Руководит гимназией «БЭСТ» с 2007 года Надежда Заиченко.