НОВЫЙ ФОРМАТ ОБРАЗОВАНИЯ

Уважаемые участники конференции!

Сегодня каждый из нас стоит у широко распахнутой двери перед обновлением образования. Каково то образовательное пространство, которое предстоит не столько осваивать, сколько обновлять? Уже многое сделано, много достигнуто. И все же, как сказал великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».

На вопрос, почему необходимо обновление содержания образования в школе, можно предположить только один ответ - требуется пересмотр очень многих моментов обучающего характера в содержании образовательного стандарта не только на начальной ступени, но и, в первую очередь, потребуется четко определить функции интеграции образовательного и воспитательного образования наших детей.

 

Президент страны, Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев настоятельно подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования». Сегодня она осуществляется по всем приоритетным направлениям.

Уважаемые  педагоги  и участники августовского совещания!

Безусловно, наше желание дать детям истинное образование, вывести их в жизнь вооруженными богатыми знаниями должно иметь фундамент. И этот фундамент закладывается, конечно же, в дошкольном возрасте.

На современном этапе дошкольное образование стало первым уровнем среднего. На основании обновленного стандарта разработана Программа взамен трех образовательных программ: «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» - с учетом достижений науки и практики отечественного и зарубежного опыта в системе дошкольного образования.

Эта Программа и стандарт дошкольного образования содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием с ориентиром на среднее.

Контингент детей дошкольного возраста в нашем городе ежегодно увеличивается за счет роста рождаемости и миграционных процессов.

Сегодня в очереди на получение места в дошкольных учреждениях г. Петропавловска числится более 9 тысяч детей. Удовлетворение потребности всех граждан в дошкольной сфере услуг стало приоритетом в образовательной политике нашего города. Не секрет, что на сегодняшний день это остается еще острым вопросом.

Учитывая условия, которые созданы на начальной ступени детских учреждений, перед педагогами дошкольного образования стоит важная задача - способствовать подготовке детей к успешному обучению в школе, тем самым интегрировать образовательное содержание, вырабатывая у ребенка возможность свободно оперировать знаниями.

Предшкольная подготовка 5-6-летних детей является завершающим звеном системы дошкольного воспитания и обучения, которое выравнивает стартовые возможности ребенка для получения начального образования.

Но нельзя забывать, что успешность развития качественного дошкольного образования напрямую зависит от педагогов детских садов. Потребность обновленного содержания - успешный и креативный воспитатель, но одних курсов переподготовки и повышения квалификации недостаточно.

Традиционными сегодня являются основные составляющие школьного образования - качество знаний и успешность обучения.

Качество знаний учащихся школ города по итогам ЕНТ- 2016 составило 42,52 %.

В числе школ, показавших высокий результат (от 90 до 101 б): «БЭСТ», Первый обще-образовательный лицей, лицей при ПГК им. М. Жумабаева, школа-лицей «Дарын»).   

 В 2015-2016 учебном году в ЕНТ приняли участие 562 выпускника. Средний балл составил 82,11 %.

Подтвердили свои знания и получили знак «Алтын белгі» 90,9 % из числа претендентов, что на 59 % выше результата прошлого года. 50 % претендентов смогли подтвердить знания на получение  аттестатов с отличием.  Но в то же время следует отметить, что 12 % из числа сдающих ЕНТ не набрали пороговый уровень. И мы не имеем права списывать этот факт только на психологический аспект выпускников. Наша задача - грамотно проанализировать все недоработки в плане эффективности методики преподавания на каждой ступени. А самая главная задача, которая стоит перед педагогами и, конечно же, перед родителями, - своевременно помочь нашим детям правильно сориентироваться в будущей специальности.

В рамках профориентационной работы мы обязаны внимательно отследить перечень востребованных специальностей как в нашем городе, так в целом по республике в перспективе на 5, а, может быть, и на 10 лет вперед. И это могут быть не только профессии экономического или маркетингового направлений. Нашей стране и нашему городу всегда будут нужны креативные педагоги, логисты, переводчики, специалисты по инженерным коммуникациям, биотехнологи, инженеры-технологи любого производства.

Конечно, реализацию всех замыслов в этом плане следует начинать как можно раньше, так как в среднем звене в силу психологических особенностей возраста у детей развита потребность в открытии мира вокруг себя. И эта работа должна проводиться в школах не ситуативно, не от случая к случаю, а систематически, начиная с 4-го класса и до окончания школы.

Сегодня мы являемся очевидцами неудовлетворенности педагогических сообществ, родителей, профессиональных групп, предмет недовольства - перегрузка детей, ориентация на усвоение информации в ущерб задаче освоения способов получения новых знаний, отсутствие должного внимания к воспитанию, что повлекло за собой  обновление государственного стандарта образования на начальной ступени. И уже в этом году мы наблюдаем поэтапный переход на пятидневный режим обучения, во всех первых классах нашей страны начнут внедрение учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015, апробированным в 30 пилотных школах в 2015-2016 учебном году, куда вошла и наша городская неполная средняя школа № 16.

Содержательным отличием обновленных учебных программ является:

* принцип спиральности при проектировании содержания предмета, т.е. постепенного наращивания знаний и умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам);

* наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей.

С 2016-2017 учебного года внедряется единый базовый учебник, который позволит выровнять образовательный уровень учащихся по всей стране.

Также единый базовый учебник позволит:

- сэкономить бюджетные средства, так как права принадлежат государству;

- увеличить скорость доставки учебников на места;

- постоянно улучшать содержание учебников;

- обеспечить онлайн-поддержку дополнительными цифровыми ресурсами.

Эффективным дополнением традиционных средств в процессе обучения станут видеоматериалы и интерактивные уроки, которые уже сегодня мы можем увидеть на сайте АО «Назарбаев Интеллектуальная школа».

В мерах по обновлению содержания особое внимание уделяется применению способов коммуникативного общения, включая языковые навыки. В рамках перехода на трехъязычное обучение в Типовом учебном плане начального образования увеличено количество часов, отводимых на изучение английского языка. Также в новом учебном году в основной и старшей школе начнется подготовительная работа по переходу на трехъязычное обучение. Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработаны программы дополнительного образования школьников на трех языках и программа внеклассной работы по предметам старших классов, которые планируется изучать на английском языке.

Составляющей стороной повышения качества является и работа с контингентом со слабой мотивацией к обучению. К сведению, основным направлением образовательной политики стран ОСЭР является работа именно со слабоуспевающими. С этой целью мы в течение прошлого учебного года изучали и внедряли в практику технологию автора проекта профессора Ф.Я. Вассермана «Биоинформатика и синергетика». В пилотный проект вошли все школы города и к концу года уже получили первые положительные результаты. В этом учебном году планируем ввести критериально-оценочный аппарат диагностических и технологических карт, которые позволят осуществлять мониторинговые исследования результативности обучения учащихся данной категории.

Решая эти непростые задачи, мы должны всегда помнить, что образовательная инициатива представлена в пяти направлениях: работа по обновленным образовательным стандартам, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьника и система поддержки одаренности.

Для поддержки и развития одаренности в нашем городе создаются все условия. В прошедшем учебном году 26 учащихся приняли участие в международных олимпиадах и научных соревнованиях. Копилку олимпиадного движения пополнили 22 медали. По итогам республиканской предметной олимпиады команда Северо-Казахстанской области заняла первое общекомандное место, 14 призовых мест из 30-ти завоевали учащиеся г. Петропавловска.

Еще одним новшеством 2016-2017 учебного года является изменение формата сдачи экзаменов за курс средней школы. Для выпускников 2017 года произойдет разделение ЕНТ на две процедуры: итоговая аттестация в школах в формате государственных экзаменов и ЕНТ по двум профильным предметам из 14 предметов в зависимости от выбранной специальности.

Государственный и русский языки будут являться обязательными предметами, включаемыми в перечень предметов при проведении итоговой аттестации обучающихся в школах.

Большое внимание государство уделяет образованию детей с особыми потребностями. В городе функционирует 5 детских садов и 3 школы, реализующие инклюзивное образование. В 18 школах действуют логопедические пункты, 24 учащихся, обучающихся на дому, обеспечены специальным комплектом компьютерной техники и программного обеспечения с учетом индивидуальных особенностей.

Уважаемые участники совещания!

Воспитание представляет собой сложный процесс становления личности. Ни один обновленный стандарт не сможет заменить роль воспитательного процесса в целом.

Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев практически при каждой встрече с педагогической общественностью акцентирует наше внимание на необходимости видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.

Сегодня обыденный взгляд на ребенка, подростка уступает место взгляду на него как на личность с позиции культурно-исторической педагогики развития. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В городе функционирует 21 детский подростковый клуб. Параллельно в организациях образования работают более пятисот кружков с охватом свыше 15 тысяч учащихся, что составляет 66,6 %. В новом учебном году в  двух школах города дополнительно будут открыты кружки по робототехнике.

Содержание всех программ дополнительного образования, которыми руководствуются педагогические коллективы, отражает основные приоритеты общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» в отношении воспитания молодежи.

В то же время на сегодняшний день 163 несовершеннолетних состоят на учете в ювенальной полиции. В большем объеме основную работу с этим контингентом ведут педагоги, но не родители. Система профилактики  правонарушений выполняет социально-педагогические функции по отношению к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, а именно: выявление детей, находящихся в «группе риска», диагностика проблем личностного и социального развития. Параллельно ведется разработка и реализация индивидуальных программ улучшения жизненной ситуации ребенка, и в результате в большинстве случаев - выведение ребенка из социально опасного положения, в том числе и суицидального поведения.

Доброй приметой последнего времени становится наше общее стремление обеспечить каждому ребенку лучшее будущее.

Учитывая все вышесказанное, позвольте заострить ваше внимание на задачах, которые предстоит решить в новом учебном году педагогической общественности:

1) приступить к  реализации нового государственного стандарта на начальной ступени;

2) повышать качество через внедрение успешно зарекомендовавших себя технологий и накопленного в ходе предшествующей работы опыта;

3) совершенствовать систему индивидуального сопровождения учащихся на всех ступенях образования;

4) улучшить качество работы с учащимися при наличии проблем, касающихся особенностей индивидуального развития ребенка, несформированности мотивации к обучению или неумения системно работать, при наличии проблем коммуникативного характера;

5) совершенствовать педагогический инструментарий педагогов, направленный на повышение результативности обучения детей.

Уважаемые участники совещания!

С учетом предстоящих выступлений на конференции, я постаралась осветить только основные задачи нового учебного года. Естественно, что в системе образования города есть свои нерешенные проблемы, над которыми мы будем продолжать работать.

Наша главная задача - предоставление качественных образовательных услуг.

Желаю всем в новом учебном году успехов и результативной деятельности.

Гульмира КАРИМОВА,

 

руководитель отдела образования города Петропавловска

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.