ИЗ ЖИЗНИ "УМНЫХ" МАШИН, ИЛИ ЭТА ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА

Все мы прекрасно знаем, что за последние годы высокие технологии стремительно движутся вперед, поражая наше воображение большим ассортиментом многофункциональных устройств, каждое из которых достойно своей статьи. Но в этом материале мы остановимся на образовательной роботехнике, кружки которой есть и в нашем городе. Состоявшаяся беседа с заместителем директора по профильно-экспериментальной работе Назарбаев интеллектуальной школы г. Петропавловска Данияром УАЛИЕВЫМ раскрыла немало интересных фактов, касающихся «умных» машин.

Было бы желание…

Моего собеседника без преувеличения можно назвать человеком, который приложил немало усилий для того, чтобы образовательная робототехника в г. Петропавловске развивалась на ура.

Интерес у самого Данияра к различной технике, как это часто бывает, возник еще в детстве. С улыбкой собеседник замечает, что в те годы он живо интересовался устройством магнитофона, собирал игрушечные машинки, паял. Однако на выбор будущей профессии больше повлияло появление компьютеров в школе. Информатика тогда стала самым любимым предметом, которому отводилось практически все свободное время. С этой дисциплиной юноша и решил связать свою жизнь, поступил в университет.

Позже, уже став учителем физики и информатики, Данияр, как и его друзья-одногруппники, первоначально не планировал оказаться в каком-либо учебном заведении, мечтая о работе в сфере высоких технологий. Но все вышло иначе: школа (городская классическая гимназия) распахнула свои двери перед молодым педагогом, и он сделал шаг в ее сторону. О своем выборе в пользу учительской стези Данияр не жалеет, говорит, что, наоборот, с первых же дней работа с детьми ему понравилась, а потом и вовсе он прикипел к ней душой. Помимо педагогики, активно занимался внеклассной работой: благодаря его усилиям школьная команда КВН «Байтерек» несколько раз становилась чемпионом области, да и сам собеседник в составе учительской команды «Агайлар» выходил на сцену с хорошими, искрометными шутками.

«Когда ребенок, ранее скованный, стеснительный, выходя на сцену, начинает перед тобой раскрываться и верить в собственные силы - это большая радость», - подчеркивает педагог.

Словом, Данияр Уалиев - личность творческая, яркая, которая постоянно находится в поиске новых идей. Поэтому неудивительно, что мимо него не прошло и увлечение робототехникой: идея заниматься ею появилась после посещения выставки «умных» машин. Но, чтобы воплотить мечту в жизнь и создать кружок, пришлось многое сделать: глубоко изучить специфику робототехники, найти спонсоров для приобретения роботов (они стоят недешево), решить другие вопросы. В конечном итоге кружок был организован в городской классической гимназии, а позже и в неполной средней школе № 16 (сюда Данияр перешел работать).

Надо сказать, что во время беседы я поймал себя на мысли: если у человека есть желание чего-то достичь, то никакие трудности для него не помеха. И наш собеседник, определенно, относится к таким людям.

На месте не стоим!

Не секрет, что робототехника (промышленная, образовательная) быстро развивается во всем мире, Казахстан - не исключение. А еще приятно осознавать, что несколько образовательных кружков по ней действуют и в Петропавловске. К слову, этим видом деятельности ребята занимаются в областном центре творчества детей и юношества, казахской школе-гимназии, Назарбаев интеллектуальной школе (НИШ) и других образовательных учреждениях.

Подробнее расскажем про НИШ. Здесь отлично организована кружковая работа по робототехнике, элективные курсы для тех, кто заинтересован в ней. Совместный труд учителей робототехники и информатики Адильбека Исмагулова, Пета Найду, а также Данияра Уалиева в этом отношении играет немаловажную роль. Вместе с этим, практически все учителя информатики вовлечены в этот увлекательный процесс. Что касается количества роботов, то их насчитывается 20.

Отдельно отметим, что в рамках трансляции опыта Назарбаев интеллектуальной школы здесь была открыта так называемая лаборатория робототехники, которую посещают ученики других школ города. В ходе нашего разговора Д. Уалиев добавил, что недавно они вместе с Петом Найду посетили с. Корнеевку (Есильский район) и провели мастер-класс, ведь в этом населенном пункте тоже появились свои роботы. И этот факт, безусловно, радует.

И первоклассник в теме!

Знаете, еще перед нашей встречей я предполагал, что робототехника - исключительно удел старшеклассников, которым уже знакомо конструирование и точные науки. Но все оказалось несколько по-другому. Работать с роботами может и младший школьник, но, чтобы добиться высоких результатов в этом деле, нужно в дальнейшем изучать и математику, и информатику, и физику. К тому же знания по другим предметам тоже пригодятся.

Как же проходят сами занятия? По словам Данияра Уалиева, сначала, конечно, ребенку нужно объяснить, что в целом представляет собой робототехника. Однако больше стараются уделить внимание практической стороне. На первых порах ученики собирают и программируют робота при помощи готовых инструкций, а, уже вникнув в эту деятельность и заинтересовавшись ею, они выполняют конкретные задания. Например, создать такого робота, который без использования колес, смог бы пройти расстояние в сто сантиметров. Но особенно ценно для учеников и их учителей, когда ребята собирают робота по собственной идее и он начинает правильно работать. Вот где появляется радостный блеск в глазах!

О конкретных примерах этого мы расскажем несколько позже, пока остановимся на том, как создаются и работают «электронные человечки». Все необходимое для этого есть… в специальном конструкторе от «Lego» (конечно, существуют и другие фирмы). В него входят традиционные детали: пластмассовые кирпичики, оси, колеса - из них создается нужная модель робота. Кроме этого, в комплекте есть и электронная начинка (микрокомпьютер, датчики, сенсоры и т.д.), с помощью которой робот программируется, управляется и выполняет команды. Кстати, задать ему нужный алгоритм действий нетрудно.

А теперь возвратимся к интересным примерам. Улыбаясь, мой собеседник рассказал, что недавняя победа нашего выдающегося боксера Геннадия Головкина над Давидом Лемье вдохновила одного из учеников НИШ на создание робота-боксера. И после кропотливой работы эта идея воплотилась в жизнь. В целом «умные» машины могут выполнять немало различных функций: распознавать препятствия, поднимать предметы, объезжать их и даже забираться вверх по лестнице или веревке!

Как подчеркнул Данияр Уалиев, робототехника вызывает у детей огромный интерес и несет в себе большие плюсы. Она мотивирует учеников к процессу обучения, развивает функциональную грамотность (ведь знания из точных наук используются на практике), критическое мышление, заставляет творчески подходить к решению проблемных вопросов. Также педагог заметил, что было бы здорово, если бы в будущем робототехника стала не просто кружком, а полноценным уроком.

Вкус побед

Большой проверкой опыта и знаний, полученных на занятиях по робототехнике, становятся разнообразные соревнования - республиканские и мировые первенства. На них проводится множество конкурсов. В качестве примера Д. Уалиев привел робо-сумо, когда «умные» машины (строго определенных параметров) должны вытолкнуть соперника из круга. А есть еще кегльринг, лабиринт, лестницеход, биатлон и другие интересные задания.

По словам собеседника, такие соревнования - не только занимательное дело, но и полезное: в прошлом году несколько победителей международной олимпиады по робототехнике были освобождены от Единого национального тестирования и получили возможность учиться бесплатно в вузах.

Отличных результатов сборная петропавловских учащихся добилась и на прошедшей недавно республиканской олимпиаде по робототехнике, участие в которой приняли более 150 школьников со всего Казахстана. Наши ребята заняли призовые места в различных категориях. К примеру, победу они одержали в младшей и старшей возрастных группах. Отметим, что наша команда была представлена учениками из разных школ Петропавловска, в том числе и Назарбаев интеллектуальной школы. Кстати, три ученика НИШ получили путевку на чемпионат мира по робототехнике, который пройдет в Катаре.

«Занимаясь робототехникой, ребенок развивается всесторонне. Также у него появляется интерес к техническим специальностям. Для нас важно, чтобы

в перспективе он мог стать хорошим инженером. Эта профессия в Казахстане востребована, она вносит свою лепту в развитие страны», - подвел итог Данияр Уалиев.

***

Уже после нашей беседы я не смог пройти мимо кабинета робототехники. В нем я увидел несколько разных «умных» машин, над которыми кропотливо и увлеченно работали учителя и ученики. Своим мнением насчет робототехники со мной поделился ученик Назарбаев интеллектуальной школы Казыбек Токтаров. На прошедшей в этом году республиканской олимпиаде (о ней мы говорили выше) он занял первое место в категории «Ловля жемчуга» (младшая возрастная группа). Казыбек отметил, что робототехника здорово развивает творческое начало. В дальнейшем человек, увлеченный ею, сможет связать свое будущее уже с промышленной робототехникой, чтобы помогать людям посредством «умных» машин в различных сферах деятельности. Также Казыбек посоветовал и другим детям заняться робототехникой, ведь это интересное и полезное дело.

Павел РОЩУПКИН

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.