ЗНАНИЯ, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ. ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ
- Подробности
- Дата публикации 07.11.2014 04:47
- Категория: Образование
Сегодня, как никогда, страна нуждается в самых эффективных и конкурентоспособных специалистах. И задача системы технического и профессионального обучения - подготовить их.
Важное место в системе подготовки специалистов занимает дуальная система обучения. На состоявшейся недавно научно-практической конференции в Сенате Парламента РК с этой темой выступала руководитель управления образования Северо-Казахстанской области Шолпан Каринова.
Как решается этот вопрос у нас в области - тема разговора с руководителем управления образования.
- Шолпан Танатовна, что такое система дуального образования?
- Необходимо отметить, что уже сегодня обновление структуры и содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики нашей страны закреплено Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Дуальное образование предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной практики.
- Какова ситуация с внедрением дуального обучения в нашей области?
- 16,2 % от общего числа студентов охвачены таким обучением. 44 предприятия являются партнерами 9 колледжей по 17 специальностям таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, машиностроение, энергетика и сфера обслуживания.
Назову предприятия, где наиболее развиты партнерские отношения: АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», КТ «Зенченко и К», АО «Мунаймаш», ТОО «Завод многопрофильного оборудования», ТОО ВФ «ПОИСК», ТОО «Ремплазма», АО «СЕВКАЗЭНЕРГО», ТОО «СЕВКАЗЭНЕРГОСТРОЙ», Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги, Ассоциация строителей и рестораторов города Петропавловска и др.
- В чем конкретно заключается партнерство?
- С участием предприятий проведена работа по корректировке рабочих программ по специальным предметам и производственному обучению. В организацию учебного процесса привлечены инженерно-технические работники предприятий. 25 инженерно-педагогических работников колледжей прошли стажировку. Предприятия стали базой производственной практики, где 61,3 процента студентов проходят ее на оплачиваемых местах.
- Как стимулируется такое профобразование?
- Мощный импульс развитию ТиПО дал региональный совет по подготовке профессионально-технических кадров, который возглавляет аким области. В составе совета действует 4 рабочие группы под руководством заместителей акима области по соответствующим отраслям. При содействии совета в организациях технического и профобразования проводится планомерная работа по укреплению учебно-материальной базы, развиваются учебные хозяйства в колледжах сельскохозяйственного профиля. Надо отметить, что это способствует еще и организации питания студентов, для проживающих в общежитии.
В этом году впервые государственный образовательный заказ рассматривался комиссией в составе представителей областного маслихата, Палаты предпринимателей, социальных партнеров, профильных управлений. Эта мера дала возможность изучить рынок труда и сформировать заказ по востребованным специальностям.
- Можно ли привести положительные примеры такой работы?
- В текущем году на базе Петропавловского строительно-экономического колледжа совместно с Палатой предпринимателей и строительным предприятием ТОО «Основание» создан учебно-технологический центр. Уже начато совместное производство тротуарной плитки, и студенты колледжа своими руками изготавливают продукцию, нарабатывают опыт и получают соответствующую заработную плату от предприятия.
Имеем хороший опыт сотрудничества машиностроительного колледжа и АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения». 7 мастеров производственного обучения прошли стажировку на заводе и 2 мастера по представлению предприятия получили сертификат через «Корпоративный университет «Самрук Казына». С апреля 2014 года на базе ПЗТМ действует учебный кабинет для студентов колледжа, где специалисты завода проводят занятия по специальным дисциплинам, учитывая элементы дуального обучения.
На основании подписанного трехстороннего Соглашения о сотрудничестве по дуальному обучению между АО «Национальная компания «Казақстан темір жолы», Министерством образования и науки Республики Казахстан и Петропавловским колледжем железнодорожного транспорта начато сотрудничество с филиалом АО «НК «Казақстан темір жолы» - Акмолинское отделение». 23 студента колледжа прошли производственную практику на базе АО НК «Казақстан темір жолы», в том числе 15 человек (65,3 %) - на оплачиваемых местах. Ребята показали отличные знания по специальности, успешно прошли оценку уровня профессиональной подготовленности, получили сертификаты и сейчас распределены на рабочие места на предприятиях Целинной железной дороги.
В Есильском сельскохозяйственном колледже, который находится в сельской местности, действует ветеринарная клиника, оснащенная современным оборудованием, где студенты проходят практику и оказывают услуги населению. Проводят санобработку скота, искусственное осеменение домашних животных, таврирование, вакцинацию и профилактику заболеваний, таким образом, получают первые ветеринарные навыки уже в стенах учебного заведения.
Но вместе с тем, работники организаций ТиПО понимают, что всё производство на базу учебного заведения перенести невозможно и необходимо повысить роль и ответственность предприятий, бизнеса в этом важном вопросе.
- Каковы преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционной?
- Дуальная форма обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования - обеспечить разрыв между теорией и практикой. Что немаловажно - обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как их навыки уже полностью отвечают требованиям работодателя. К тому же обучение максимально приближается к запросам производства.
Такой системой достигается высокая мотивация в получении знаний, формируется новая психология будущего работника. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями, они получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. Да и сами преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения проходят стажировки для владения всеми новшествами на производстве. Есть возможность, а порой и необходимость привлекать в качестве преподавателей и особенно мастеров производственного обучения специалистов предприятий - социальных партнеров.
- Нуждается ли система дуального образования, по вашему мнению, в совершенствовании?
- Сегодня Министерством образования и науки сделано много, но для дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров по дуальному обучению необходимо решить ряд задач.
На прошедшей конференции мы выносили проблемные вопросы, в том числе предлагаем постановлением Правительства РК утвердить Положение о дуальной системе обучения в техническом и профессиональном образовании с учетом разделений ответственности и полномочий учебных заведений, работодателей.
Внести изменения в Типовые учебные планы, утвержденные МОН РК, которые сейчас предусматривают максимальный объем практического обучения в 40 % вместо необходимых при дуальном обучении 60-80 %.
Разработать механизм социального партнерства между системой образования и работодателями (предусмотреть оплату наставникам на производстве), совершенствовать работу по повышению квалификации инженерно-педагогического состава на передовых предприятиях отраслей экономики, закрепление субъектов бизнеса за организациями технического и профессионального образования.
Активность внедрения дуальной системы обучения будет способствовать достижению качества профессиональной подготовленности кадров, высокого процента трудоустройства выпускников колледжей, а самое главное - обеспечит экономику страны квалифицированными кадрами.