Обращение Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы

Дорогие соотечественники!

В соответствии с Конституцией Республики мне на рассмотрение поступил пакет нового законодательства о пенсионной системе, инициатором которого выступили Правительство и Национальный Банк.

Я внимательно следил за той широкой общественной дискуссией, которая сопровождала весь процесс его разработки, обсуждения и принятия.

Я хорошо знаком с аргументацией и сторонников нового законодательства, и тех, кто выступает против него.

Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях.

Причину этого я вижу, в том числе, и в неуклюжих действиях Правительства и Национального Банка.

Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе. 

Во-вторых, работу по его отстаиванию в общественной дискуссии Правительство и, в частности, Министерство труда и социальной защиты населения провалили.

Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает её сути.

В целом, моя оценка работы Правительства и Национального Банка по  разъяснению населению нового пенсионного законодательства - неудовлетворительная.

Сегодня очевидно, что изменения в пенсионном законодательстве нужны!

Это глобальная тенденция.

Даже в ряде стран Европейского Союза и других регионов мира были вынуждены это сделать в условиях жесточайшего кризиса и надвигающейся рецессии.

Только модернизация пенсионного законодательства может дать прочные гарантии благополучия всем казахстанским пенсионерам.

Только в этом случае долговременно будет эффективно действовать накопительная система.

Только так наше общество может быть избавлено от кризиса пенсионной системы, когда общество и государство не могли выплачивать пенсии, как это случилось в 90-х годах, когда казахстанские пенсионеры целыми месяцами не получали пенсий, а их размеры были мизерными.

Основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий.

Он объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70 % пенсионеров будут составлять женщины.

Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин на период 2014-2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге.

Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии.

Мы должны этот вопрос решать уже сейчас.

Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин - это норма, которая существует в большинстве развитых стран.

К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет.

Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса как неизбежную меру.

Правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин.

Но Правительство и Национальный Банк бросили все силы, чтобы убеждать депутатов Парламента, а не тех, кого это непосредственно касается.

Мажилис и Сенат Парламента, понимая важность этого решения для народа, приняли такой пакет нового законодательства о пенсионной системе, что является правильным решением. Поскольку многие нормы Закона необходимы для улучшения социального положения наших граждан.

Поэтому в целом поддерживаю законопроект.

Но, в то же время, считаю, что не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует.

В соответствии с полномочиями, данными мне Конституцией, возвращаю его в Парламент для повторного обсуждения и голосования в части срока введения нормы о повышении пенсионного возраста женщин.

Я предлагаю начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.  

Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев.

Вместе с тем, прежде чем новое законодательство вступит в силу, государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста.

В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив.

Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми.

Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10-ти процентов от прежнего их дохода.

Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей.

Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.

Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах.

Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан.

Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.

Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости  каждого казахстанца.

Призываю Парламент учесть мою позицию.

Уверен, что по сложному вопросу пенсионной реформы будут найдены верные решения.

07.06.2013, Акорда

ТРИ МЕСЯЦА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Аким города встретился с представителями общественных объединений инвалидов. На встрече были рассмотрены наиболее острые проблемы, требующие оперативного решения. Каждый из присутствующих высказал свои пожелания по созданию благоприятных условий проживания в обществе людей с ограниченными возможностями. Первый руководитель города четко обозначил главную задачу встречи - решать проблемы не отдельно взятого человека.

Общими остаются проблемы жилищно-коммунального строительства, оплаты коммунальных услуг, проезда инвалидов в пассажирском транспорте, предоставления жилья, установки дорожных знаков и специальных приспособлений для инвалидов в общественном транспорте, а также необходимость создания дошкольного учреждения образования для детей-инвалидов первой группы.

Уже во время встречи наметилось решение ряда из них. Председатель общественного объединения «Адон-Север» Елена Колмогорова отметила, что строительство детского сада для инвалидов позволит решить вопрос полноценного квалифицированного ухода за детьми, и женщины в таких семьях смогут выйти на работу. Тулеген Кабыкенович выразил готовность оказать содействие в решении данного вопроса и первым делом поручил руководителю земельного отдела предоставить соответствующий участок земли.

В числе других актуальных вопросов - проезд в общественном транспорте. На сегодняшний день бесплатные проездные билеты предоставлены 750 особо нуждающимся членам общественных объединений ветеранов и инвалидов. Однако председатель общественного объединения «Наша семья» Нина Антонова поделилась наболевшим: проездные билеты действительны только в автобусах типа «А». Председатель Ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галина Семенова выразила готовность оказать содействие в решении данного вопроса. После встречи с перевозчиками будет выдано 766 проездных на все виды общественного транспорта, включая маршрутные такси.

Еркебулан Аманжолов, председатель городского филиала общественного объединения «Казахское общество слепых» озвучил проблему установки светофоров для людей с ограниченными возможностями. Организация, осуществляющая их установку, делает это без соответствующего согласования. В итоге польза таких светофоров сводится к минимуму. Аким города поручил и.о. руководителя отдела ЖКХ Руслану Омарову заранее утверждать план закрепления подобных устройств с учетом рекомендаций инвалидов. В текущем году планируется установить 3 таких светофора на оживленных перекрестках.

Также по итогам встречи аким областного центра поручил заместителю акима города Шолпан Кариновой решить вопрос подбора кадров по обучению детей-инвалидов. При этом Тулеген Закарьянов особо акцентировал внимание на том, что ввиду специфики обучения преподаватель должен быть также из числа людей с ограниченными возможностями. Начальнику отдела предпринимательства Евгении Сальниковой было дано поручение проработать вопрос обеспечения заказами общественного объединения «Городское общество инвалидов». Глава города рекомендовал произвести модернизацию производственной базы, что позволит пересмотреть виды выпускаемой продукции в соответствии с требованиями времени и запросами рынка сбыта.

Уже в текущем году планируется решить вопрос установки специальных подъемных устройств для инвалидов в пассажирском транспорте.

Уже через три месяца в этом же составе участники встречи будут подводить итог проделанной работе и определят ряд других значимых вопросов.

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.