ВОСПИТАНИЕ ПИСЬМАМИ
- Подробности
- Дата публикации 31.10.2013 06:39
- Категория: Общество
Оккупация гитлеровцами западных районов СССР привела к тому, что в экономике страны резко выросла значимость Казахстана и Сибири. Эвакуация предприятий и организаций привела в движение огромный миграционный поток. Промышленные предприятия вместе с рабочими кадрами из западных районов страны огромными потоками направлялись в областные центры Казахстана: Алма-Ату, Чимкент, Семипалатинск и Петропавловск, а также в западную часть республики - город Уральск.
Особое место в республике занимал город Петропавловск, расположенный на самом севере Казахстана, на границе с Россией. Уже в августе-сентябре и IV квартале 1941 года постановлениями Государственного комитета обороны СССР, высшего органа государства, созданного в начале войны, и распоряжениями созданного при нем Совета по эвакуации в СКО были эвакуированы 9 военных заводов, из них 8 - в город Петропавловск. Среди них был и Александровский радиозавод № 3 НКЭП СССР, который в годы войны был переименован в завод № 641, впоследствии ставший ордена Знак Почета завод им. Кирова Министерства средств связи СССР, затем Министерства радиопромышленности СССР. В настоящее время это АО «Завод имени Кирова».
Разбирая архив Лешека Яновича Карвовского, я нахожу справку о том, что Лешек Янович вместе с заводом эвакуируется в город Красноярск. К сожалению, документов, которые подтверждают, почему руководства Главрадиопрома СССР и Государственного комитета обороны СССР решили разместить завод в городе Петропавловске, мне пока разыскать не удалось. Но это решение удивительным образом связало судьбу семьи Карвовских с Казахстаном. Отец Лешека Яновича - Ян Отто Михайлович Карвовский - по происхождению шляхтич, родился в местечке Карвов под Варшавой. Это был человек, получивший блестящее образование: инженер-химик, изобретатель и полиглот. В конце 1930 года успешный и востребованный специалист, любящий и любимый муж и отец был арестован по «Делу Промпартии». А 5 декабря 1930 года Ян Михайлович был осужден «тройкой» на 10 лет с отбыванием срока в лагере на Соловках. Он отсидел там все 10 лет, и только его знание и умение организовать в лагере химическое производство спасло ему жизнь.
Но, несмотря на все тяготы и лишения, в течение всех 10 лет Ян Михайлович занимался воспитанием своего сына через письма. Он писал, какую литературу необходимо читать, на какие предметы обращать особое внимание, занимался с ним высшей математикой, физикой, химией и делился своими техническими идеями.
Все это позволило его сыну Лешеку не сломиться духовно, научило ставить цели и добиваться их исполнения. Лешек Янович использовал любую возможность, чтобы повысить уровень своего образования на всевозможных курсах и семинарах. Уже в Петропавловске он экстерном сдаст экзамены за 10 класс, но когда захочет получить высшее образование, ему откажут, мотивируя тем, что у него нет среднего образования.
«Сын врага народа», официально имея 7 классов образования, много лет проработал на оборонном заводе № 641 (им. Кирова) союзного значения начальником контрольно-измерительной лаборатории в отделе ОТК.
Дополнительно к этому с 1945 по 1946 он преподает предмет «Технология и оборудование производства радиоприемной аппаратуры» в Бердском электромеханическом техникуме, который был эвакуирован в Петропавловск.
Кроме этого, руководство завода разрешает ему количественную и качественную приемку материалов и полуфабрикатов, а также работать независимым экспертом по продукции на заводе малолитражных двигателей в городе Петропавловске.
Лешек Янович безусловно понимал, что своему профессиональному успеху он обязан знаниям, полученным от своего отца, поэтому бережно сохранил все, что имело отношение к Яну Михайловичу: книги, деловые бумаги, фотографии, письма, карточку заключенного и многое другое.
Но мое внимание больше всего привлекает одно письмо. Это почтовая карточка, исписанная мелким почерком. Удивляюсь не тому, как хорошо сохранилась запись, сделанная 79 лет назад простым карандашом, а тому, насколько она актуальна и сейчас. Судите сами, содержание привожу дословно.
«Дорогой Мой Сын!
Полагаю, что это письмо получишь до 20 мая, т.е. к моменту твоего 15-тилетнего возраста. Достижение тобой этого возраста накладывает на тебя целый ряд обязанностей, а кроме этого, я и другие должны смотреть теперь на тебя как на самостоятельного человека. Ты теперь должен знать, что во многом твоя судьба зависит от тебя. То несчастье, которое свершилось со мною, не должно повлиять на твое развитие, если ты будешь сам об этом заботиться. Если ты будешь заниматься самообразованием, то плоды твоих трудов не пропадут. В данный момент тебе тем труднее, что приходится тебе заботиться еще о твоей матери. Однако прошу тебя считаться с ее слабыми сторонами и пользоваться ее жизненным опытом, это тебе во многом поможет. Надеюсь, что превратности судьбы и затруднения в твоей жизни будут тобой легко преодолены. Желаю тебе счастливой судьбы. Целую тебя. Твой Я».
Маленький кусок картона 10х15, 28 строк и тени двух людей - отца и сына...
Что они хотят сказать нам, имеющим гораздо больше возможностей и свободы? Чему хотят научить? У каждого, кто прочтет эти строки, будут свои ощущения и свой ответ…
Лично для меня это не только исторические факты причудливого соединения судеб, регионов и стран, но и свидетельство огромной воспитательной силы образования, которое в любых условиях позволяет воспитать человека и гражданина, если воспитатель этого страстно желает.
Валентина КОРНЕВА, заместитель председателя Северо-Казахстанского областного польского центра «Коперник»