НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ БУДУЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ?
- Подробности
- Дата публикации 17.10.2013 06:02
- Категория: Общество
На сегодняшний день завершен первый этап модернизации пенсионной системы в Казахстане. В связи с этим 21 июня 2013 года Главой государства - Лидером нации Н.А. Назарбаевым подписан Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» № 105-V. Какие изменения в нем произошли, мы узнаем из беседы с заместителем руководителя департамента по контролю и социальной защите по Северо-Казахстанской области Натальей Мироновой.Мы будем информировать читателей о направлениях модернизации пенсионной системы до конца года, т.к. невозможно за одну беседу охватить все вопросы. Сегодня коснемся лишь некоторых из них.
- Наталья Ивановна, расскажите о целях и направлениях модернизации пенсионной системы в нашей стране.
- Цели модернизации пенсионной системы следующие: обеспечение соответствия пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране и обеспечение финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения, то есть постоянное соответствие текущих доходов и резервов, формируемых за счет пенсионных взносов, а также бюджетных средств и прочих поступлений расходам по выплате пенсий. Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном - в солидарной и накопительной компонентах - и добровольном.
Направления модернизации на первом ее этапе: институциональные преобразования действующей накопительной пенсионной системы, особенности организации и деятельности Единого накопительного пенсионного фонда, перевод добровольных профессиональных пенсионных взносов в обязательные профессиональные пенсионные взносы, поэтапное повышение пенсионного возраста женщин с 2018 года
- Из каких основных составляющих складывается действующая сегодня система пенсионного обеспечения?
- Сегодня в Казахстане действует многоуровневая пенсионная система, которая состоит из базового, обязательного и добровольного уровней.
На базовом уровне лицам, достигшим пенсионного возраста (с учетом участия в солидарной (до 1.01.1998 г.) и накопительной пенсионной системе), выплачивается базовая пенсионная выплата. Она устанавливается в едином для всех размере, независимо от трудового стажа и ранее получаемых доходов. Ее размер в 2013 году составляет 9330 тенге, или 50 % от прожиточного минимума.
На обязательном уровне пенсионерам выплачиваются солидарные (трудовые) пенсии из государственного бюджета и накопительные - за счет финансирования накопительных пенсионных фондов страны Казахстана.
При переходе к накопительной пенсионной системе в 1998 году для граждан сохранялось право на получение солидарных пенсий из государственного бюджета при наличии у них трудового стажа не менее 6 месяцев на 1.01.1998 г. и заработной платы за любые 3 года подряд, начиная с 1995 года. Обязательный для назначения полной пенсии трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.
Пенсии из накопительной пенсионной системы выплачиваются участникам накопительной системы, осуществлявшим обязательные пенсионные отчисления, в размере 10 % от заработной платы.
Предусмотрено право женщинам с 50 лет, а мужчинам - с 55 лет на раннее получение пенсионных накоплений в случае, если их пенсионные накопления достаточны для ежемесячной выплаты пенсии в размере не ниже минимального путем покупки пенсионного аннуитета с переводом своих пенсионных накоплений в аннуитетную (страховую) компанию.
- С какого года планируется осуществить повышение пенсионного возраста женщин? Будет ли повышение проведено одномоментно или постепенно?
- После окончательного рассмотрения законопроекта Президентом в разделе по унификации пенсионного возраста женщин и мужчин (выравнивание возраста выхода на пенсию) были внесены поправки. Если законопроектом было предусмотрено повышение пенсионного возраста с 1 января 2014 года, то с учетом внесенных изменений, согласно пункту 1 статьи 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК», повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, в течение 10 лет, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 2018 года.
- От унификации пенсионного возраста в первую очередь пострадают женщины, проживающие на селе. Что будет с ними? Как предполагается их охватить накопительной пенсионной системой в предпенсионном возрасте?
- Повышение пенсионного возраста женщин связано с уменьшением трудового стажа работы до 1 января 1998 года. Более 12 % женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года. Только за 9 месяцев нынешнего года пенсии при неполном стаже назначены более 20 % из числа обратившихся за пенсией женщин, а к 2018 году полного стажа не будет у всех женщин, выходящих на пенсию.
По прогнозным расчетам экспертов, размер получаемой пенсий женщин будет составлять менее 40 % от прежнего среднемесячного заработка, т.е. ниже установленного мирового стандарта, уже в этом десятилетии. В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается не для экономии бюджетных средств, а для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из накопительной пенсионной системы.
В соответствии с мировой практикой и казахстанским опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2018 года, позволит провести его безболезненно для лиц предпенсионного возраста, психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям, а также принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин.
Но опять обращаем внимание, что вся это модель, согласно поручению Главы государства, начнет действовать через 5 лет, в 2018 году, безболезненно и основательно с учетом всех социальных специфик.
- Какие в связи с этим предполагаются меры Правительства?
- Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.
Повышая пенсионный возраст, Правительство понимало, что нужно принять дополнительные меры по обеспечению занятости населения и, прежде всего, женщин среднего возраста.
Этому будет способствовать реализуемая государством программа «Дорожная карта занятости-2020», направленная на содействие продуктивной занятости и рост трудовых доходов, в рамках которой женщины отнесены к целевым группам населения, имеющим приоритетное право на содействие в трудоустройстве и иные формы социальной поддержки. Данная программа является логическим продолжением реализации Дорожных карт 2009 и 2010 годов и программы «Занятость-2020».
Программой определено приоритетное содействие занятости женщин и молодежи. В целях конкурентоспособности женщин на рынке труда в рамках Дорожной карты занятости им предоставляется возможность:
- бесплатного обучения по востребованным на рынке специальностям, направления на социальные рабочие места, субсидируемые государством, молодежную практику. При этом на период обучения им предоставляется материальная помощь на проезд и проживание, выплата стипендии;
- открытия или расширения собственного дела через получение микрокредита и обучения основам предпринимательства;
- осуществления добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития, где есть потребность в трудовых ресурсах. Таким семьям будет оказано содействие в трудоустройстве на новом месте жительства, в обеспечении служебным жильем и предоставлении субсидий на переезд.
Кроме того, предпринимаемые меры будут направлены и на содействие адаптации женщин на рынке труда после выхода из отпуска по уходу за детьми. В целях повышения конкурентоспособности центры занятости, в соответствии с трудовым законодательством, обеспечивают повышение квалификации, при необходимости - переобучение и получение новой востребованной специальности за счет средств государственного бюджета.
Предусматривается ряд мер, направленных на широкое применение женского труда, использование дистанционных форм занятости, развитие надомного труда, а также по развитию предпринимательства для женщин.
Кроме того, внесены поправки в Трудовой кодекс, предусматривающие усиление гарантий, направленных на устранение дискриминации при трудоустройстве и сохранение занятости лиц старше 55 лет, а также введение штрафов за размещение информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда (указание пола и возраста).