ВЕТЕРАН РАЗЫСКАЛ МОГИЛУ ДЯДИ
- Подробности
- Дата публикации 17.10.2013 05:38
- Категория: Общество
Долгое время ничего не знали родные о судьбе не вернувшегося с фронта Григория Алексеевича Ткача, гвардии подполковника, заместителя командира 85 гвардейского стрелкового полка 32 гвардейской стрелковой Таманской Краснознаменной дивизии. Его родной брат Феофан Алексеевич, тоже фронтовик, неоднократно обращался в военные архивы, но безрезультатно. После смерти отца поиск дяди продолжил сын - Павел Феофанович. И только в прошлом году выяснилось, что Г. Ткач - участник десанта на Керченский полуостров - осенью 1943 года погиб под Керчью, похоронен на Глазовском мемориальном кладбище.
«Получив такое известие,я начал готовиться к поездке в Керчь, - рассказывает Павел Феофанович. - И как только все сложилось, сразу приехал». И это несмотря на свои 84 года, дальний путь из Петропавловска (почти четверо суток в дороге) и, в общем-то, смутное представление о том, где та Глазовка, где покоится прах родного человека. Но был главный ориентир - Керчь. И надежда на то, что в городе-герое помогут ему, ветерану труда, участнику Великой Отечественной войны. Потому сразу с вокзала, расспросив местных жителей, Павел Феофанович направился в городской Совет ветеранов, где к необычному гостю отнеслись с должным вниманием.
Павел Феофанович побывал на Глазовском мемориальном кладбище. На одной из надгробных плит он нашел фамилию своего дяди и дату гибели -1944. 46-летний гвардии подполковник Ткач был убит 21 января 1944 года, во время наступательной операции Отдельной Приморской армии.
Из наградного листа, датированного 27 января 1944 г.: «В ожесточенных наступательных боях на Керченском полуострове тов. Ткач показал себя смелым, мужественным офицером, он в период боя всегда находился на наблюдательном пункте, откуда командовал батальоном. В бою за высоту 115,5 и 164,5 тов. Ткач, не зная отдыха и сна, добивался выполнения поставленной задачи. Благодаря правильному маневрированию подразделениями, враг всегда откатывался назад, неся большие потери. 21.01.44 года враг пошёл в контратаку, и в момент перехода с одного места на другое тов. Ткач был убит».
За январские бои в поддержку морских тактических десантов Григорий Алексеевич Ткач был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Посмертно. Это был уже третий орден у кадрового офицера, чья военная биография началась еще в Гражданскую войну.
В 1919 году рабочий паренек из Донбасса вступил в Красную Армию, в 1920 году - в ВКП(б). В 1938 году был награжден юбилейной медалью «20 лет РККА». Войну встретил на границе с Ираном. До начала сентября 1941 года находился в Иране, а затем воевал в составе Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Дважды был ранен, но оставался в строю.
При прорыве «Голубой линии» и освобождении низовьев Кубани от немецких захватчиков в сентябре 1943 года Г. Ткач, тогда еще гвардии майор, был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
А потом был десант на Крым, высадка на плацдарме северо-восточнее Керчи. И второй орден Красного Знамени. Из наградного листа: «В бою за высоту 140,7 тов. Ткач построил боевые порядки и систему огня так, что противник вынужден был отступить и оставить очень важный опорный пункт».
К сожалению, ни боевой опыт, ни умение правильно организовать управление боем не смогли уберечь Григория Алексеевича от вражеской пули (или осколка снаряда). По имеющимся данным, в те сутки по нашим войскам было выпущено до 3200 снарядов и мин.
Верится, что смелого гвардии подполковника похоронили с воинскими почестями. И еще отрадно, что о нем помнят родные и близкие.
Как помнят и о его сыне - Павле Григорьевиче, летчике 955 штурмового авиаполка 305 авиадивизии 9 смешанного корпуса, всего на четыре месяца пережившего своего отца. Ровно за год до Победы, 10 мая 1944 года, младший лейтенант П. Ткач, 1922 года рождения, не вернулся с боевого задания. За проявленные при выполнении боевых заданий смелость и отвагу П. Ткач награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. Сын, достойный отца…
Теперь Павел Феофанович Ткач знает военную биографию и своего дяди, и тезки - двоюродного брата. Из Керчи он увез копии наградных листов, а еще - теплые чувства от посещения города-героя, которые останутся в его сердце навсегда.