Вывоз мусора подорожает?
- Подробности
- Дата публикации 16.09.2021 08:52
- Категория: Общество
Судя по всему, в ближайшее время петропавловцев ждет увеличение тарифа по вывозу твёрдых бытовых отходов - с 220 до 350 тенге с человека в месяц в благоустроенном секторе города и до 368 - в частном секторе. Возможное повышение тарифа сразу на 60% обсудили на недавнем заседании Общественного совета города Петропавловска под председательством Павла Афанасьева.
Предложение на обсуждение внесли организации, занимающиеся вывозом мусора для населения. Их в городе четыре, по оснащению они схожи, но обслуживают разное количество жителей («КоммунСевер» - около 45%, «Мюль-Сервис» - 25%, «Коммунхоз» - 20%, «Чистый город» - 15%). Отсюда разные затраты. Тем не менее повышение тарифа необходимо. В последний раз, к слову, тариф на вывоз ТБО устанавливался около 5 лет назад.
Члены Общественного совета заслушали выступление главного экономиста ТОО «Мюль-Сервис» Ларисы Пономаревой. По словам Ларисы Владимировны, существующие тарифы не обеспечивают потребности предприятий, у них нет возможности обновлять контейнеры и парк спецтехники, повышать зарплаты сотрудникам - отсюда отток кадров. Плюс подорожали ГСМ и запчасти.
Город должен быть чистым и убранным, считают общественники. Петропавловску не нужны мусорные коллапсы, с которыми столкнулись другие города Казахстана. Однако важно понять, почему тариф на ТБО должен вырасти именно до указанных пределов. Рост цен сегодня наблюдается по всем категориям, дорожают продукты питания, стройматериалы и так далее. Все расходы ложатся на население, поэтому дополнительные траты должны быть обоснованы. Равняться на Павлодар и Караганду при планировании расчетов нам нецелесообразно - расстояния намного меньше, однако при этом тариф у нас выходит больше павлодарского - там 322, у нас может стать 350. Почему?
Вниманию общественников была представлена таблица обоснования расходов на сегодняшний день. По словам Л. Пономаревой, в отчете на 4 предприятия использовалась методика расчета тарифа, которая применяется в целом по Казахстану: расчет всех затрат + рентабельность 12%. Требуемая цифра для населения получилась даже в районе 368-369 тенге. Отдельный вопрос - тариф для юридических лиц (397). Сотрудничество с коммерческими организациями долгое время давало подрядчикам возможность держаться на плаву и не увеличивать тарифы, но сейчас этого недостаточно.
Члены совета не удовлетворились озвученными данными и задали докладчику прицельные, детальные, компетентные вопросы. Их интересовали предполагаемые расходы предприятий после роста тарифа, детализация планов по увеличению зарплат персоналу и административным работникам, что изменится с учетом обновления автопарка. К примеру, зарплата водителя, который работает на спецмашинах по вывозу мусора, сегодня составляет около 170 тысяч тенге. Хотели бы сделать 250 тысяч, но, пока тариф официально не повышен, предприятия не стали заявлять об этом - и, судя по всему, зря. «При прогнозируемом тарифе можно посчитать варианты - сколько будет зарплата, например, и несколько вариантов положить нам на стол. ТБО занимаются четыре предприятия, у каждого своя клиентура, свой устоявшийся пробег для вывоза определенного объема мусора. То есть по каждому предприятию можно рассчитать точные затраты на километр пробега. Пока непонятно, что именно предлагается на 2022 год. Всё растет, и нам надо повышать тариф - неверный подход», - считают общественники.
«Кроме того, не все проблемы решаются повышением тарифов. Например, сейчас в городе где-то чисто, где-то грязно, хотя платят жители одинаково. Общественники выразили пожелание, чтобы на площадках с мусорными контейнерами была табличка с данными обслуживающей организации.
По итогам совещания было решено вернуться к обсуждению вопроса ещё раз. Общественники не против повышения тарифа и нормальной работы спецпредприятий, но цифры должны быть понятными и подтвержденными», - считает депутат гормаслихата Юлия Пронина.
Светлана ДУБРОВИНА