Будущее города - на повестке дня
- Подробности
- Дата публикации 05.08.2021 12:17
- Категория: Общество
Ситуация с коронавирусом в Петропавловске не становится лучше. Наоборот - число новых случаев с каждым днём только растёт. В стационарах всё больше занятых коек. Тяжело болеют дети и беременные женщины. Исправить текущее положение дел можно лишь всем вместе: отказаться от походов на тои и мероприятия, не забывать носить маски, а самое главное - вакцинироваться. К этому призвал горожан аким Петропавловска Булат Жумабеков. На встрече с представителями СМИ руководитель коснулся и других актуальных тем.
Сколько горожан должны получить вакцину?
Каждый день на стол акима города Булата Жумабекова ложится папка со сводкой последних новостей и происшествий. Есть в ней и цифры по распространению коронавируса. Данные не радуют: число новых случаев изо дня в день только растёт.
Дни, когда фиксировали по 2-4 заболевших, остались в прошлом, сегодня регистрируют по 60-80 человек.
Долгое нахождение в «зелёной» зоне расслабило людей, считает аким города. Петропавловцы по-прежнему ходят на тои, свадьбы и иные мероприятия, невзирая на хронические заболевания и состояние своего здоровья. Пора осознать, что ситуация становится очень серьёзной. Беспечность приводит к тому, что люди болеют и умирают. Конечно, в городе есть ресурсы и возможность расширить коечный фонд, но это не выход из положения. Кому-то могут не успеть помочь. Например, в перинатальном центре уже аврал из-за поступления рожениц с COVID-19, в тяжёлом состоянии. Их дети появляются на свет с помощью кесарева сечения, недоношенными. Такие случаи пугают.
Сегодня нужно обратить особое внимание на два момента. Первый - вакцинация. Вакцина, напомнил Булат Серикович, это единственный способ обезопасить себя и своих близких. Даже заболев, привитый человек перенесёт инфекцию легче. Взрослое население Петропавловска - около 170 тысяч человек, для коллективного иммунитета нужно привить не меньше 60% (102 тысячи), но местные власти ставят планку выше - в районе125 тысяч. Пока вакцинировано 82 тысячи горожан, и эту цифру необходимо увеличить. У нас в наличии есть «Спутник V», ведутся переговоры по поставке «Hayat Vax».
К сожалению, слухи, домыслы и недоверие мешают кампании по вакцинации. Выход один - вести разъяснительную работу. Со своей стороны городские власти готовы сделать всё возможное, чтобы предоставлять петропавловцам оперативную и полную информацию о положении дел. Это лишний раз отразит всю серьёзность ситуации. Сухие цифры статистики могут не убедить антиваксера, но, может быть, мнение медика или история человека, лежавшего на ИВЛ, заставит задуматься? Каждый из нас тоже может внести вклад в общее дело: слушать врачей, доверять проверенным сведениям и беседовать с сомневающимися родными и близкими.
Второй момент - соблюдение карантинных мер. На личном уровне это означает, что нужно соблюдать дистанцию и носить маски правильно, а не на подбородке. На уровне города следует усилить требования к сфере услуг. Созданы 8 мониторинговых групп, куда вошли представители местных исполнительных органов и полиции. Правда, внезапно нагрянуть на объект, как в прошлом году, проверяющие больше не могут - теперь на сайте InfoKazakhstan заранее публикуют предупредительный список. Тем не менее, это нужный способ контроля. Аким Петропавловска и сам планирует принять участие в мониторингах. Все принимаемые меры будут работать на результат, отмечает он. «Я сам проживаю здесь. Защищая город, я защищаю свою семью и своих близких», - подчёркивает Булат Серикович.
Об озеленении и земельных участках замолвите слово
В беседе с журналистами аким города коснулся и темы озеленения. В Петропавловске ведётся инвентаризация «зелёного» фонда, в планах - закончить её к марту следующего года. Каждому дереву будет присвоен свой инвентаризационный номер. С подрядчиками отрабатывается вопрос ухода за насаждениями по принципу: «кто садит, тот и поливает». Неприжившиеся деревья фиксируются и заменяются, срок «гарантии» составляет два года. К работам привлекали специалистов - Рязапова и Зверяченко.
Если же говорить о недавней вырубке деревьев у памятника Насти Прокофичевой, то в том районе расположен дом купца Демидова, он же «Колизей», или будущий «Семейный». Вырубка велась в рамках проекта по созданию проезда со стороны ул. Пушкина - Брусиловского с выходом на Театральную. Однако здесь пришлось неожиданно столкнуться с частой для нашего города проблемой: два нужных для работы участка много лет назад оказались проданы в частные руки и сегодня не используются по назначению. Теперь требуется пройти через процедуру возврата, а это процесс небыстрый. Акимат собирает материалы, передаёт их в земельную инспекцию, а те - в комитет при Минсельхозе. «Из 306 участков, которые с нарушением были выданы и по которым материалы у нас собраны и переданы, 76 с 2019 года мы изъяли. Работы по изъятию ещё непочатый край», - отмечает Булат Жумабеков.
Отдельный момент - использование дачных участков. Их в наличии 47 тысяч, а используются лишь 24 тысячи. В то же время дачи идут нарасхват и пользуются спросом у граждан. Задача - до конца года выявить хотя бы 1,5-2 тысячи неиспользуемых участков, чтобы в дальнейшем опубликовать их список на сайте городского акимата и передать горожанам, чтобы земля обрабатывалась, а не простаивала.
В планах - повышение тарифов на вывоз ТБО
Петропавловский городской полигон ТБО, куда ежедневно привозят около 150 тонн мусора, заполнен почти на 80%. Что с этим делать? Как сообщил аким Петропавловска Булат Жумабеков, один из вариантов - открытие нового полигона на территории бывшей ТЭЦ. Один из инициаторов проекта как раз на днях встречается в столице с республиканским оператором переработки.
«Частные инвесторы не хотят заходить на сортировку. По большому счету, только 15, максимум 20% мусора в Петропавловске можно взять на переработку, с остальными 80% надо что-то делать - или сжигать, или продумать технологию сортировки и переработки. Но это будет дорого», - поясняет аким города. В теории, конечно, ничего невозможного нет, и у нас может быть как в Европе, однако на практике наши граждане не потянут необходимые для такого подхода европейские тарифы в 10-12 евро.
По мнению акима, остаётся одно - по максимуму отделять всё, что можно утилизировать в текущих условиях, а остальное - захоронить. В будущем при лучшей технологической оснащённости этот мусор, возможно, получится переработать дальше.
Находятся желающие зайти в сферу мусоропереработки и сортировки. Природопользование региона чуть ли уже не расписало проект на такой случай. Но его стоимость составляет 1,5-2 млрд тенге, и вкладывать такие средства пока никто не хочет. По мнению Булата Сериковича, кто собирает мусор, тот должен его сортировать и захоранивать. Если все это объединить в одну цепочку, тогда тариф не будет повышаться. Если же за каждый этап утилизации будут отвечать разные предприятия, он может существенно вырасти.
В городе тариф на вывоз ТБО не повышался несколько лет. Этот вопрос рассматривали в прошлом году и планируют вернуться к нему на днях. Повышение будет плюсом для тех компаний, которые собирают мусор. Местные власти дали рекомендацию основным пяти мусороперевозящим компаниям - поставить одну переработку на всех, чтобы сохранить рынок.
Вывоз ТБО из частного сектора - отдельный вопрос. Борки, Солнечный, дачи - раньше там повсюду лежали мешки, и решение проблемы никак не находилось, особенно если учесть, что для мусоровывозящих компаний обслуживание частного сектора экономически невыгодно. В этом году местные власти сделали публичный договор. Теперь счета на оплату выставляются через ЕРЦ, благодаря чему получилось охватить 14,5 тысяч человек. В целом, учитывая всё вышеперечисленное, напрашивается один вы-вод: повышение - дело времени.
Ждать ли велодорожки?
Не в первый раз журналисты спрашивают у акима города, не появятся ли на улицах Петропавловска велодорожки. Зачастую владельцы двухколёсного транспорта передвигаются по пешеходным тротуарам, а не по проезжей части, что создаёт неудобства. Однако пока что прокатиться на велосипеде с ветерком и комфортом можно только в Парке Первого Президента. В этом году здесь как раз занялись расширением дорожек, завершить работы должны к 1 сентября. Деньги на такие задачи выделяются из городского бюджета, и сейчас в нём нет лишних средств для обустройства уличных велодорожек. «Строительство жилья у нас «съедает» огромные деньги. Небольшая ремарка: мы продаём жильё по 160 тысяч за квадратный метр, а нам оно обходится в 220-230 тысяч тенге. Люди не понимают, что разницу мы закрываем за счёт городского бюджета», - пояснил Булат Серикович.
Когда будет электронное билетирование?
Наболевший вопрос пассажирских перевозок каждому горожанину хотелось бы решить быстрее, но на практике нужна планомерная работа, которая сейчас и ведётся.
Все перемены к лучшему тесно связаны с обновлением автобусного парка. К осени в Петропавловск должны поступить 60 больших автобусов на 10,3 м и 40 - поменьше, на 8,5 м. Сегодня в наличии 62 машины из ста запланированных. Первые уже запустили на линию. На будущей неделе на улицы города выйдут сразу 50 новых транспортных средств.
Аким областного центра отметил, что впервые в Петропавловске вводится субсидирование автобусных маршрутов. «Новые автобусы дорогие. Меньший стоит 38, большой - 45 млн тенге. Один из перевозчиков изъявил желание взять в лизинг сразу 30 машин, это означает, что он берёт на себя обязательства в 1 миллиард 350 миллионов тенге. Самостоятельно, без нашей помощи, с этой суммой не рассчитается ни он сам, ни даже его дети. Для этого и нужно субсидирование. Такой подход применяется во многих странах мира», - пояснил Булат Жумабеков.
В общем на субсидии выделят 450 млн тенге. Механизм выстроят таким образом, что доходный маршрут не получит лишних средств, а вот зарабатывающий мало - поддержат. В итоге ситуация выровняется, водители будут получать фиксированную зарплату, и перевозчикам не придётся гоняться друг за другом и за количеством пассажиров. Больше никаких маршруток, набитых, будто бочки с селёдкой!
Следует признать, что сопротивление новшествам со стороны перевозчиков пока есть. До этого оборот средств в сфере был неофициальным, а вот новые автобусы обязательно оборудуют системой электронного билетирования, появится надзор за потоком средств. 250 валидаторов уже закуплены. Благодаря этому в городе начнёт действовать долгожданный бесплатный проезд для социально уязвимых слоев населения. «Через неделю объявим места продаж платёжных карточек. Для социально уязвимых категорий граждан их изготовят бесплатно. Заявки в горакиматпоступают, полторы-две тысячи мы раздали, всего требуется 9,5 тысяч. Средства и возможности есть», - прокомментировал Б. Жумабеков.
Переходить на электронную систему будут поэтапно, по маршрутам, о чём пассажиров предупредят заранее. На переходный период отведут месяц. В течение этого времени стоимость проезда останется прежней, а потом заработает дифференцированный тариф - 80 тенге взрослым и 40 детям - при оплате картой, 130 тенге - взрослым и 65 - детям при оплате наличными.
Не исключено, что с переходом всех автобусов Петропавловска на электронное билетирование, при пересадке на другой маршрут, пассажиру не придётся повторно оплачивать проезд, но этот вариант ещё на рассмотрении.
В ста новых автобусах также будут стоять современные GPS-навигаторы. Как только весь новый транспорт прибудет в город, его подключат к системе «Infobus», что показывает расположение автобусов на карте, а также к системе «iKomek». Она позволит отслеживать передвижение транспортных средств и даже будет способна автоматически расторгнуть договор с перевозчиком в случае жёстких нарушений.
Замену пассажирского транспорта совместят с оптимизацией городской маршрутной сети. Анализ показал, что 6 или 7 маршрутов на 70% дублируют друг друга. Так что будут новые графики движения. В часы пик постараются выводить на линию больше автобусов. «Сколько развязок ни строй, сколько дороги ни расширяй, пока есть автомобили, будут и пробки. Хотелось бы, чтобы горожане реже пользовались личным транспортом и отдавали предпочтение общест-венному», - высказал пожелание аким Петропавловска. Кто знает, может быть, со временем, когда сфера пассажирских перевозок города перейдёт на новый режим работы, так и будет.
Пока что на городские улицы ежедневно выходят 180-190 автобусов. Сто из них заменят. Ещё годные старые «зайчики» перейдут на дачные и второстепенные маршруты. Кстати, проблема дачных маршрутов тоже разрешится в ближайшее время - постановление по их субсидированию находится на согласовании.
Светлана ДУБРОВИНА