Память огненных лет
- Подробности
- Дата публикации 08.05.2021 13:06
- Категория: Общество
Проходя по залам экспозиции областного музея, посетители могут увидеть великих правителей, купцов, писателей, революционеров, но особый трепет в сердцах детей и взрослых возникает в зале Великой Отечественной войны. У каждого он вызывает свое, особое, чувство: почтенный дедушка помолчит, узнав друга, женщина смахнет слезу, увидев отца, а школьник с гордостью скажет: «И мой дед брал Берлин!».
Глядя на это, невольно задумываешься - разве можем мы, дети и внуки участников войны, забыть об их бессмертном подвиге?! Нет, мы никогда не забудем, этот подвиг заложен в нас на генетическом уровне как незримый, но величественный отпечаток каждого из тех 74 тысяч североказахстанцев, ушедших защищать Родину в годы войны. Благодаря детям, внукам и правнукам каждый год они вновь идут рядом со своими боевыми товарищами в строю Бессмертного полка.
Чтобы почтить фронтовиков, их дети и внуки приезжают из разных городов и стран, а чтобы память о них жила в сердцах и умах нового поколения, обязательно заходят в музей. Одной из таких семей является семья Героя Советского Союза Александра Владимировича Матвеева.
Родился Александр здесь, в г. Петропавловске, в 1915 г. в семье служащего, окончил семилетнюю школу, затем ФЗУ при механическом заводе, где и работал токарем до призыва в армию в 1937 г. После армии Александр вернулся в Петропавловск.
В те годы на границе было крайне неспокойно, многое указывало на то, что скоро начнется война, и молодого парня снова призвали в 1940 году, направив в Казанское военно-пехотное училище. Окончил его Матвеев уже лейтенантом в мае 41-ого.
Война для Александра началась 22 июня 1941 года на западной границе Советского Союза, где он командовал взводом броневиков. В тот день солдат принял первое боевое крещение и первый раз был ранен. В медсанбате задерживаться не захотел, воспользовавшись эвакуацией раненых, достал обмундирование и вернулся в свою часть.
Потом еще дважды Матвеев получал ранения, но каждый раз оставался в строю. Только после четвертого ранения пришлось полтора месяца пролежать в госпитале. Александр со своим батальоном всегда был на передовой. Принимал участие в великой битве на Волге, продолжавшейся 200 дней и ночей обороне г. Сталинграда, битве на Орловско-Курской дуге в июле-августе 1943 года, явившейся самым крупным танковым сражением за всю историю Великой Отечественной войны. Здесь, как потом станет известно, погиб его брат Геннадий Матвеев. Форсировал Днепр, освобождал Киев, участвовал в освобождении стран Восточной Европы, Румынии, Польши, за что был награжден грамотой. За это время был награжден орденом Красной Звезды и Красного Знамени.
Но главная битва была впереди. Январским морозным утром 1945 г. советские войска готовились к Висло-Одерской операции - одной из крупнейших стратегических операций за годы Великой Отечественной войны. Майора Матвеева вызвали на командный пункт. Генерал сказал:
«Впереди в полосе наступления г. Блендув. Это сильный, укрепленный узел противника, от взятия этого города зависит продвижение наших войск. Вашему батальону совместно с танковой ротой поставлена задача: овладеть этим городом до подхода основных сил. Поручаю эту операцию вам, надеюсь на ваш боевой опыт».
К четырем часам утра батальон был уже у цели. Шли тихо, чтобы не привлекать внимание, танки и машины оставив позади. Светало, начали вырисовываться черепичные крыши домов. Разведчики в камуфляже скользнули в темноту.
Не ждали немцы, спали по домам. Надеялись, что фронт далеко. Но укрепились хорошо: на въезде в город - дзоты, колючая проволока.
Зеленая ракета медленно взмыла в воздух - сигнал атаки. Батальон бесшумно кинулся в город. В первых домах немцев застали сонными. От неожиданности они выскакивали на улицу в одном белье. Постепенно враг начал приходить в себя, послышался звук немецких пулеметов, взрывы гранат.
Но наши солдаты уже взяли дзоты, огнем сопровождающих пушек были подавлены огневые точки на перекрестках улиц, сопротивление врага слабло, натиск наших солдат они сдержать не смогли.
-Управление связи в наших руках! - доложили солдаты Матвееву.
- Молодцы, действуем дальше! - и Матвеев с бойцами бросился к летному полю. - Ни одному самолёту не дадим подняться!
В 3 часа ночи город был взят. А рано утром Александр посчитал трофеи. В эту ночь на аэродроме им удалось захватить 18 исправных немецких самолетов. 6 складов с горючим и боеприпасами. В бою уничтожены 250 солдат противника, захвачены в плен 30 солдат противника, в том числе 14 офицеров и 2 генерала.
После боя в город подъехал член Военного Совета армии генерал Латышев. Александр Матвеев вскочил, подтянулся, готовый доложить о выполнении боевой задачи. Но генерал остановил его со словами:
- Знаю, комбат, все знаю. К Герою тебя представлю и твоих ребят. К Золотой Звезде, - и по-отечески обнял.
Вот перед нами постановление: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 г. Александру Владимировичу Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза».
Эту Золотую Звезду Александру вручал командующий армией, генерал Богданов. Перед строем он сам прикрепил ее к походной гимнастерке Матвеева со словами.
- Желаю новых подвигов! Дожить до Победы!
А победа была уже близко. Штурм Берлина батальон Матвеева начал с северной окраины. И все время, в полном смысле, шел через огонь. Сражения шли за каждую улочку, за каждый дом. А впереди - Рейхстаг с развевающимся знаменем Победы.
Еще 10 лет прослужил в армии Александр Матвеев, вернулся в родной Петропавловск в 1955 году, а в 1972-ом его не стало. Но каждый год 9 Мая дети, внуки и правнуки Александра Матвеева несут фотографию Героя на шествии Бессмертного полка.
Александр Матвеев - один из многих солдат, которые подарили нам Победу! Победу, у которой нет цены, как нет цены у человеческой жизни. Им от нас - низкий поклон, вечное уважение и память. Память, которая живет и будет жить в каждом из нас.
Не забудет своих героев Родина
Родина! Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то своё, очень личное. Родина - это место, где человек родился и вырос. Это отчий дом, где ты сделал первый шаг и произнес первое слово. Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, дедушек и бабушек, родственников и друзей. Думая о Родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой мы родились, живем и учимся. А если Родина оказалась в беде, ее нужно защитить, бороться за нее до последней капли крови, до последнего вздоха. Так считал Оразай Жанов - прославленный снайпер 316-й стрелковой дивизии.
Его детство было не из легких. Оразай родился в ауле Орталык Жамбылского района. В 2 года не стало его родителей, он остался круглым сиротой, воспитывался у родственников. С детства он любил свою землю, познал нелегкий крестьянский труд, в то же время молодой парень успевал хорошо учиться в школе.
22 июня 1941 г., когда в наш общий дом пришла беда, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, многие североказахстанцы, верные зову сердца, не дожидаясь призыва в армию, добровольно пошли в военкомат, чтобы отправиться на фронт. В первые дни войны и до конца года на фронт ушли около 40 тысяч человек.
Как и все молодые люди, Оразай тоже рвался туда. Он хотел воевать плечом к плечу со старшим братом Калиаскером, который с июля 1941-го года уже сражался с врагом. Мечтал попасть в легендарную 314 стрелковую дивизию, где сражалось немало его земляков. Но до призывного возраста Оразаю не хватало 2 лет. Не взяли. Только в марте 1942 г. на его имя пришла долгожданная повестка.
В военкомате молодой человек сразу попросился в снайперы. Он мечтал воевать, как Федор Поворенко из соседнего села. Это был легендарный снайпер 314 стрелковой дивизии, в годы блокады Ленинграда из своей снайперской винтовки он уничтожил 198 немецко-фашистских солдат и офицеров. Оразаю повезло. Его направили в снайперскую школу. После обучения для прохождения дальнейшей службы Жанова отправляют в гвардейскую Панфиловскую дивизию, в полк, которым командовал легендарный Бауржан Момышулы.
В то время снайперы пользовались большим уважением на всех фронтах Великой Отечественной войны и порой играли огромное значение в исходе сражения. Опасен и тяжел был снайперский труд. Ребятам нужно было лежать часами, а то и сутками в постоянном напряжении в полной боевой готовности в самой различной местности. И неважно, что это было - поле, болото или снег.
Нервы и внимание снайпера постоянно напряжены, он ждет лишь одного единственного момента, чтобы сделать свой решающий выстрел.
На первое боевое задание Оразай уходил один. Для молодого бойца была поставлена непростая задача: во что бы то ни стало уничтожить немецкого снайпера, который за этот месяц ранил и убил не одного товарища Оразая.
В полночь Жанов достиг намеченного места, тщательно замаскировался и стал ждать. Время, минуты складывались в часы. Светало. С рассветом недалеко от себя он услышал осторожные шаги. Оразай не торопился, надо было убедиться, кто же все-таки идет. Неожиданно из лесной чащи вынырнул здоровый фриц в маскировочном костюме со снайперской винтовкой. В это мгновение перед глазами Оразая промелькнули все его погибшие боевые товарищи, рука не дрогнула, и он спокойно нажал на курок…
Для доказательства своей победы в этом поединке он взял с собой оружие убитого врага. А потом было еще много трофеев. Только официально Жанов выиграл 144 снайперских поединка. За это время получил восемь осколочных ранений и контузию. Но долго в госпиталях задерживаться не мог, боялся отстать от своей родной части.
Ему хорошо запомнился один бой. В этом бою снайпер неожиданно оказался окружен немецко-фашистскими автоматчиками.
Прорываясь, он случайно наткнулся на истекающего кровью однополчанина Каскырбая Дюсембина. Ни на секунду не задумываясь, Жанов, взвалив товарища на плечо, потащил в безопасное место. Раненый боец умолял его: «Оставь меня, брат! Брось! Выбирайся сам!».
Но Оразай запретил ему даже думать об этом. Из окружения они все-таки вышли, но Дюсембин так и не вернулся в строй, ранение было настолько серьезное, что бойца списали. Встретились они уже после войны в родном ауле.
А под Ригой Оразай принимал участие в дерзкой операции по захвату машин одной из немецко-фашистских частей. Меткими выстрелами наши снайперы сняли не только водителей, но и вывели из строя автомобили.
Потом уже наши автоматчики разом перебили всю охрану. А документы и языки, захваченные в плен, были хорошим подарком для командования.
Несмотря на многочисленные ранения, гвардии рядовой Оразай Жанов дошел со своей частью до Берлина. Здесь он снова был ранен. Отлежав в госпитале, боец вернулся в строй. Но уже на Дальнем Востоке.
Увидеть родной дом смог только в конце 1946 года.
И вот, пройдя сотни километров фронтовых дорог, Оразай вернулся на родную североказахстанскую землю. На вокзал Петропавловска его приехал встречать сам военком, с благодарностью он долго жал руку снайперу. Не каждый день удается встретить солдата, получившего две медали «За отвагу». Именно таким был Жанов Оразай. В областном историко-краеведческом музее бережно хранятся награды Жанова Оразая, среди них те самые медали «За отвагу», «За победу над Германией» и многие другие.
После войны Оразай женился. Вместе с женой Нуржамал воспитал и поднял на ноги 12 детей. Давно уже нет с нами прославленного снайпера, но память о нем живет в сердцах родных и близких. А подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны, не будет забыт.
У каждого народа есть свои сокровища, которые передаются из поколения в поколение. К таким богатствам относится и память народа о героическом прошлом, о своих доблестных защитниках.
Может, и грустная эта память, но великая.
Не забыть, сберечь все это - наша главная задача. Родина не забудет своих героев.
От Сталинграда до Берлина
В мировой истории есть события, которые навечно сохраняются в памяти человечества. Неподвластная времени, бережно хранимая память передается из поколения в поколение, переживает века. К числу таких событий относится блистательная победа советского народа и его Вооруженных Сил в Сталинградской битве, ставшей началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны.
В октябре 1942 года руководство Казахстана обратилось к воинам республики. «Сталинград - ключ к Востоку, - говорилось в обращении. - Плох тот казах, который думает, что Сталинград - лишь один из русских городов. Нет! Сталинград - это стальной кулак в руке всего советского народа. Защитите город, не посрамите честь родной республики…». В ответ на это воины-казахстанцы поклялись: «Сталинград - ворота в Казахстан. Умрем, но врагу город не отдадим!» Именно такими были братья Карымбаевы - Бажкен и Борис.
Бажкен Карымбаев свой боевой путь начал под командованием маршала Рокоссовского, участвовал в битве за Москву. В ожесточенном бою под Брянском был тяжело ранен. По возвращению в строй принимал участие в разгроме армии Паулюса под Сталинградом. Так случилось, что два родных брата сражались за один город, возможно, были совсем рядом, но не встретились.
Карымбаев Борис Атласович призван 15 февраля 1942 года. Офицер, политработник 62 армии сражался под командованием В.И. Чуйкова.
В областном историко-краеведческом музее хранятся его воспоминания:
«Мне, как штабному офицеру, памятен день 23 августа 1942 г. В этот день враг начал варварски бомбить Сталинград. Огромный город, протянувшийся практически на 40 км вдоль Волги, был объят пламенем. Мы понимали: в Сталинграде решается судьба Отечества. Было очень тяжело, но мы знали: с нами наша Родина, наш многомиллионный и многонациональный народ. И это придавало людям силы. Поднимало их на подвиг, на массовый героизм».
Первая схватка, в которой Борис Атласович лично принимал участие, была сравнительно небольшой, под станцией Вертячье. Сам себя в этой схватке он помнит с трудом. Из рассказа своего товарища, Анатолия Следнева, Карымбаев узнал, что ему из автомата удалось уничтожить нескольких немецких солдат. На следующий день политработники вернулись в расположение политотдела.
«Когда небо засветилось звездами, нас выстроили, - вспоминает Борис Карымбаев. - Начальник политотдела вызвал меня на два шага вперед, объявил благодарность и сказал: «Командование представляет вас к правительственной награде». Это был счастливейший день в моей жизни. Через месяц и 40 дней мне вручили медаль «За отвагу».
Дальнейший путь солдата пролегал через р. Вислу, где он участвовал в прорыве обороны противника. Гвардии старшина 8-ой гвардейской армии Б.А.Карымбаев принимал участие в освобождении городов Восточной Европы, участвовал в овладении крепостью Познань - стратегически важном узле обороны немцев на Берлинском направлении, штурме г. Берлина, за что награжден грамотами, благодарностями и медалями.
Из воспоминаний Карымбаева Бориса Атласовича:
«Лето 1945 г. В это время я служил в Германии. С боевым товарищем на автомашине мы направились из Лейпцига в Веймар. На окраине города Веймара мы остановились. Завидев нас, местные ребятишки окружили нас. Мы стали раздавать им съестное, кто что имел, расспрашивать об их жизни. Те, у кого отцы погибли на фронте, все, как один, отвечали: «Майн фатер капут Шталинград». Бывая в разных городах Германии, я не мог не обратить внимания на такой факт: почти все немцы считали, что только в боях под Сталинградом их отцы, мужья и братья получили самые тяжелые увечья или не вернулись совсем».
В областном музее хранятся награды и личные вещи героя, переданные в дар его дочерью Зоей Борисовной. Среди них особое место занимает гармонь, с которой Борис Атласович прошел всю войну от Сталинграда до Берлина. В мае 1945 в Берлине дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Иванович Чуйков подарил нашему земляку скрипку.
Еще одним североказахстанцем, штурмовавшим Берлин, был рядовой разведчик Виктор Александрович Кравцов. Начав службу разведчиком на дальневосточной границе, в 1943 г. он был направлен на Орловско-Курскую дугу в составе 86 тяжелой гаубичной артиллерийской бригады. Участвовал в битве у с. Поныри, битве за Днепр. Его бригада участвовала в освобождении Праги, Варшавы, боях за реку Вислу, штурме Берлина.
Комплекс Виктора Александровича насчитывает более 100 единиц. Среди интереснейших экспонатов - альбомы с фотографиями боевых товарищей, карта боевого пути 86 бригады, предметы солдатского быта: игольница в форме снаряда, масленка, кресало, используемое для розжига(такие наборы были у каждого солдата), календарь красноармейца.
Среди экспонатов много трофейных вещей: немецкие трофейные открытки 1945 года, серебряная трофейная ложка, машинка для заточки лезвий, серебряный портсигар с картой Берлина, игральные карты, записные книжки, блокнот с записями.
Среди экспонатов - «Кортик офицерский частей пожарной охраны», он был взят Виктором как трофей у захваченного в плен немецкого полковника в 1944 году.
В музее хранится уникальная фотография Кравцова, снимок сделан в поверженном Рейхстаге 3 мая 1945 г. в кресле одного из немецких главнокомандующих.
Мы помним… Через 76 лет мы все еще помним о тех, кто принес Победу, о тех, кто погиб и кто выжил. К сожалению, время берет свое. С каждым днем ветеранов все меньше. Настанет момент, когда на земле не останется ни одного человека, кто бы мог сказать, что действительно воочию помнит Великую Отечественную войну. Но мы не можем забыть. Мы не имеем такого права. Наша память - наша защита от войны и наш ключ к мирному небу. Пока мы помним - мы люди.
Материалы подготовила
Вера АНДРЕЕВА,
специалист Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея