Взгляд акима: текущие моменты и перспективы
- Подробности
- Дата публикации 23.09.2020 16:00
- Категория: Общество
· Вопросы благоустройства, развития и модернизации транспортной сферы, строительства, озеленения областного центра актуальны и важны для каждого горожанина несмотря на периоды карантина и бушующую в мире пандемию. Аким Петропавловска Булат Жумабеков ёмко и в то же время очень полно и доступно дал канву общих тем, интересующих население. Журналисты, получив информацию, заверили, что доведут все перспективы до людей и расскажут о предполагаемых изменениях, так как сегодня подобная информация очень востребована.
Частная застройка и реновация - в приоритете
«В этом году бюджет города как никогда велик - 34 млрд тенге. Здесь надо отметить, что почти 17 млрд - деньги, предоставленные через «Дорожную карту занятости». Это 74 проекта, которые реализуются в городе, часть уже завершена, часть - продолжается. Это большое количество, особенно учитывая тот факт, что специалистов не хватает», - отметил Булат Серикович.
Бюджет сферы строительства при этом составляет 18,5 млрд тенге. В весеннее время аким области Кумар Аксакалов проезжал по объектам, которые планируется ввести. На средства госбюджета возводятся 22 многоэтажных дома, около 10 - на средства частников. «Где-то полтора года мы пытаемся привлекать как можно больше частных застройщиков, потому что средствами одного бюджета не решить жилищный вопрос. Потребность очень большая: у нас более 14 тысяч очередников на квартиры, около 10 тысяч - на земельные участки. Все эти вопросы требуют решения», - разъяснил Б. Жумабеков.
По словам руководителя областного центра, найдено было новое решение в этой сфере: в прошлом году аким СКО Кумар Аксакалов добился того, чтобы в программу реновации, принятую в Правительстве, внесли изменения и сносу подлежали не только многоэтажные, но и одноэтажные дома, чего в республике до этого не было. Разрабатывается программа «Жаңа қала». Сейчас проходят встречи с компаниями, которые в ней участвуют, и в ближайшие месяцы первые этапы программы начнут работать. Петропавловску это очень поможет решить проблему с законным переселением людей и вопрос с привлечением не только бюджетных средств.
«Три месяца мы вели переговоры со всеми стройкомпаниями, чтобы они занялись частной застройкой. Большинство сомневалось, но сейчас, когда 6 компаний заявили, что они собираются зайти к нам, проектировать и строить, процесс пошёл. В перспективе всего готовы работать 15 компаний. Мы начнём сносить определённые кварталы, и в следующем году будем строить больше - уже проектируем 14 бюджетных домов, три - в работе, итого 17 ПСД», - добавил аким Петропавловска.
Ещё один акцент. Булат Жумабеков подчеркнул, что местные власти стремятся наконец сократить разрыв между строительством жилья и прокладыванием сетей. На то, чтобы сделать новый проект, уходит год, а если присоединять и проектировать вместе, в среднем потребуется 4 месяца. Это позволит больше строить и избежать проблем с подключением домов к коммуникациям при заселении.
«Мы уже определили участки, где будет вестись снос. У нас около 118 ветхих и 19 домов, признанных аварийными. Кроме того, по городу насчитывается 14,5 тысячи частных домов, большая часть которых - постройки 1940-60 годов», - сообщил Б. Жумабеков. Иногда возникают моменты, требующие соблюдения законодательных процедур. Это затягивает сроки, но делать это необходимо. Например, местные власти столкнулись с тем, что многие люди, проживая в частных домах, не имеют на них требуемых документов, что тормозит работу. Но такова наша реальность, и её нужно учитывать. Оценка имущества производится независимой компанией. В 95% случаев люди просят не деньги, а квадратные метры.
По словам акима, в будущем при сносе станут применять два механизма изъятия - госнужду и реновацию. В целом, это даст возможность привлечь в сферу больше компаний. Перспективы для строительства имеются. Например, требует развития микрорайон Копай - проект прорабатывается комплексно, с дорогами и сетями, здесь намерены возвести 21 многоэтажку. Сейчас мы строим новое жильё внутри города, экономим на том, что инженерные сети уже есть. Со временем, возможно, перейдём на снос и замену пятиэтажек, но вначале нужно «раскрутить» строительный бум, считает Булат Серикович. При увеличении объёмов до определённых темпов наконец удастся существенно сдвинуть очерёдность на жильё. К слову, в этом году планируется в новое жильё переселить 350-500 семей.
Расширить, улучшить, построить… И припарковать!
В текущем году было выделено не так много средств на ремонт дорог областного центра. «Мы знаем, что по городу, в том числе в посёлке Солнечный, есть проблемные улицы. Всего с учётом действий на перспективу мы заявили порядка 4 млрд тенге на ремонт дорог. Если нас поддержит республика, то мы существенно улучшим состояние дорожной сети Петропавловска», - сообщил Булат Жумабеков.
Что касается дороги по улице Крепостной, по объективным причинам её невозможно было сделать шире. «Для этого мы должны были снести 80 квартир - вдоль дороги стоят два дома по 24 квартиры, остальные - 8-квартирные. Если брать среднюю оценку квартир, попадающих под возможный снос, это порядка 12 млн тенге за каждую, в сумме потребовался бы почти миллиард. При этом сама дорога будет стоить порядка 300 млн тенге», - разъяснил Б. Жумабеков. Далее он пояснил, что дорогу можно будет сделать транзитной: ввиду того, что в промежутке между ул. Ауэзова и Жамбыла практически нет объектов социального значения, машины смогут проходить вдоль ул. Жамбыла, чтобы можно было свернуть и проехать в 19-й и 20-й микрорайон, на ул. Интернациональную.
Пока же приоритетной для реконструкции стала улица Горького. Здесь начинает застраиваться вторая линия, сейчас она проектируется с дальнейшим расширением. Также будет проходить застройка на ул. Парковой. Будут расширяться ул. Алтынсарина и ул. Жумабаева (на стыке с ул. Уалиханова). Проекты документов на стадии завершения. Должно порадовать петропавловцев и то, что ряд улиц в микрорайоне Береке хотят соединить, чтобы разгрузить главные дороги.
«У нас в городе 55 тысяч только зарегистрированных автомобилей. Поэтому среди прочих работ мы начали изымать земельные участки для организации парковок. Мы планируем в этом году обустроить 20 парковок, 19 готовы. Кроме того, обустроено уже 25 внутридворовых парковок. Большое внимание уделяем этому вопросу, чтобы машины не ездили там, где играют дети», - отметил аким.
Дворы должны благоустраиваться комплексно. Есть видение того, как этот процесс должен происходить. «Мы пытаемся грамотно распределить места во дворах для детской площадки, парковок, пешеходной зоны. Конечно, без собрания жильцов, их согласия и протоколов такая работа не начинается», - добавил Б. Жумабеков.
Дорожная инфраструктура не существует без светофорных объектов. Они должны быть современными и удобными для водителей. Так как сегодня в Петропавловске имеются участки, где часто возникают заторы, планируется улучшить работу светофоров: они будут по времени автоматически регулировать движение. «Например, Жамбыла - Букетова, Жамбыла - Интернациональная. В определенное время там образуется пробка до ул. Ауэзова, и транспорт не проходит, так как светофор работает всегда одинаково, независимо от трафика. Наша задача - разгрузить транспортные потоки», - привёл пример руководитель областного центра.
Общественный транспорт обновят, маршруты оптимизируют
Пришло время решать актуальный для Петропавловска вопрос по улучшению качества работы общественного транспорта. Местные власти осведомлены о проблеме и просьбах горожан, однако отмечают: если сферу пытаться резко реформировать, то может возникнуть неприятная ситуация, когда автобусное сообщение пострадает, а в ряде случаев и остановится. Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд, здесь много нюансов и подводных камней. В первую очередь, это связано с деятельностью перевозчиков-частников, обладающих ограниченным ресурсом, а порой и отсутствием желания сотрудничать. «Стоит отметить, что реформа транспортной сети не проводится быстро, на это уходит в среднем 2-3 года, чтобы всё обследовать и промониторить. Сейчас мы ведём переговоры с перевозчиками, чтобы они создавали хорошие условия для водителей, и те не увольнялись с работы, а были заинтересованы в ней», - добавил Б. Жумабеков.
Руководитель подчеркнул: работа будет вестись с надёжными перевозчиками, имеющими материально-техническую базу и ответственное отношение к делу. Они должны будут обеспечить надлежащий уход за новыми автобусами и наличие кадровых ресурсов. «Когда возникают спорные ситуации, мы штрафуем компании и выносим предписания, с некоторыми расторгаем договоры. Чтобы в будущем к нам не было претензий по вмешательству в деятельность частного бизнеса, что мы какие-то маршруты оставляем, а какие-то убираем, мы привлекли независимую алматинскую компанию с опытом и лицензией, которая даст нам экспертное заключение о том, как должна осуществляться работа городского транспорта», - сообщил аким города.
Фактически сеть общественного транспорта Петропавловска сегодня - это 11 перевозчиков, ежедневно предоставляющие на маршруты 260 автобусов. «Необходима оптимизация. В нашем маленьком городе порой на остановке стоят по несколько машин, идущих в одном направлении. Хотя в идеале таких накладок быть не должно. Перевозчиков неоднократно собирали на беседы и прямо говорили, что будет оптимизация маршрутной сети и некоторые компании потеряют свои маршруты. Примерно 7 маршрутов ходят уже по временным разрешениям. Перед нами стоит задача рационально подойти к вопросу, убрав лишнее, а также, согласно поручению акима области Кумара Аксакалова, приобрести новые автобусы. Этот вопрос мог бы решиться раньше, но сроки корректируются из-за пандемии. Мы уже на завершающей стадии, банк одобрил выделение средств, перевозчики готовы», - подчеркнул Булат Серикович.
О плюсах электронного билетирования: тариф останется прежним
Сегодня система электронного билетирования есть во многих городах Казахстана. Внедряется она и у нас в Петропавловске. Прежде всего аким города заострил внимание на том, что действующий с 2017 года тариф меняться не будет.
«Тариф на проезд как был 80 тенге, так и останется. Пока стоимость менять мы не собираемся. Перевозчики предлагают поднять тарифы, но мы не согласны. Да, были разговоры про 130 тенге, но эти предложения пока на стадии согласования. Однако мы знаем, что в других городах разница между наличным и безналичным расчётом есть. Этот момент требует изучения», - отметил Б. Жумабеков.
В принципе, электронное билетирование считается более выгодным и только упрощает работу перевозчиков. «Сегодня компенсацию или субсидии им никто не выплачивает, хотя во многих городах мира практикуется прямое или скрытое субсидирование. Перевозя детей, они просто берут по 40 тенге, хотя разницу мы должны компенсировать, но мы поставили условие: должны быть учёт и прозрачность. Без электронного билетирования мы не видим их фактических доходов, а значит, нет основания для выделения субсидий», - разъяснил Булат Серикович. По словам руководителя, уже через неделю алматинской компанией будут предоставлены первые материалы по положению дел в областном центре.
Новые автобусы с установленными в них валидаторами и навигаторами позволят исключить человеческий фактор. Система будет сама отслеживать, сколько автобусов выходят на линию, всё ли в порядке. Уведомления о нарушении отправит программа, а не специалист отдела ЖКХ, и перевозчик обязан будет незамедлительно отреагировать, иначе это приведёт к расторжению договора.
Цифровизация нужна не только общественному транспорту, но и другим сферам, например, жилищно-коммунальному хозяйству. К примеру, все мы знаем, что при городском акимате создана и действует система «iKomek», которая собирает все обращения граждан, поступившие по номеру 109. Учитывает она, к примеру, и ордера, которые выдаются подрядчикам для проведения земельных работ. «Для каждой компании прописывается срок восстановительных работ. Если к положенному времени ордер не закрыт, отображается просрочка. В будущем мы хотим сделать так, чтобы самой компании и полиции одномоментно отправлялось уведомление о нарушении сроков и принимались меры, вплоть до штрафов», - сказал Б. Жумабеков.
Раньше все обращения были письменными, сейчас всё гораздо проще - можно сфотографировать нарушение и отправить снимок специалистам, но те еще не привыкли оперативно реагировать на все запросы. Ситуацию надо менять, считает аким Петропавловска, и такая работа сегодня ведётся. Накопленная база данных не будет зависеть от текучки кадров и объективно покажет картину происходящего в городе. Будут зафиксированы все «болевые точки», выявлены сезонные, повторяющиеся проблемы. Всё будет делаться быстрее. Кроме того, в системе обязательно будет отражена очередность всех важных работ. Аким города сообщил, что уже имеется программа мероприятий по благоустройству на 2021 год. Скоро она появится в открытом доступе.
Модернизация - в перспективе
Есть старая проблема, которую, к сожалению, в этом году не удалось решить. Речь о модернизации ЖКХ. Это очень востребованная программа, но она требует отдельной строки финансирования. Городскому бюджету её просто не потянуть, так как жилой фонд Петропавловска старый и требует больших вложений. Как отметил руководитель областного центра, заявлений на ремонт крыш, подъездов, внутридомовых сетей сегодня много, однако, так как работы пока ведутся только на возвратные средства, мы запросили транш из республиканского бюджета на сумму более 2 млрд тенге. Надеемся, что в следующем году вопрос решится положительно. Здесь также установлена строгая очерёдность.
В то же время запланированные работы по благоустройству парков и скверов областного центра близятся к завершению. Их рассчитывают завершить к 10-15 октября. Останется вопрос по городскому парку, где реконструируют стадион «Динамо». «Там процесс немного затягивается из-за того, что изначально заложенная сумма средств оказалась недостаточной. Мы решили сделать «Динамо» полноценным стадионом, чтобы жители микрорайона Жас Өркен, который сейчас застраивается, имели к нему доступ. Здесь будут практически все виды спортивных объектов: для тенниса, волейбола, скейтборда и так далее», - прокомментировал аким города.
За деревьями проследит подрядчик
Отвечая на вопрос журналиста о планах на озеленение областного центра, Булат Жумабеков сообщил, что в 2021 году будет изменён сам механизм работы подрядной организации. Планируется, что теперь компания не просто высадит деревья, а в течение года будет самостоятельно поливать и удобрять их, ухаживать за посадочным материалом. Чувствуя ответственность, подрядчики сохранят то, что посадили, а приживаемость саженцев в связи с этим возрастёт, надеются местные власти.
Обновление зелёного фонда города необходимо. «От горожан нам поступают многочисленные обращения по спилу аварийных деревьев во дворах. Когда приезжаешь на место, на первый взгляд дерево кажется здоровым, но потом при сильном ветре оно ломается и становится опасным, неудовлетворительное состояние становится очевидным. То же происходит и на улицах, поскольку наши деревья примерно одного времени посадки», - отметил Б. Жумабеков. Поэтому назрел вопрос инвентаризации насаждений.
Затем аким города поделился результатами эксперимента по высадке крупномеров. «На ул. Уалиханова-Мусрепова на участке в один квартал были посажены 6-7-метровые сосны. Сейчас специалисты за ними наблюдают. Компания, проводившая посадку, дала гарантию стопроцентной приживаемости. Если это действительно будет так, мы бы хотели перейти на крупномеры. У нас в городе появилась машина, которая может их пересаживать с комом земли. Думаю, это будет один из лучших выходов. По предварительным подсчётам, можно сделать вывод, что стоимость более частой посадки маленьких деревьев и посадки крупномеров примерно одинакова», - заключил Булат Серикович.
От журналистов также поступил вопрос о сохранении Мещанского леса. Глава областного центра согласился с тем, что природные лесопосадки не нужно вырубать. В перспективе возможно внести предложение о включении этой зелёной зоны в перечень не попадающих под застройку. Это должно быть отражено в генеральном плане города.
В завершение беседы Булат Жумабеков остановился на микрорайоне Солнечный-2 и ответил на поступившие вопросы. Этот пилотный проект реализуется уже третий год. Долго не решалась проблема с подключением электроэнергии - откладывался запуск северной подстанции. Пока не были завершены все работы, это было нерентабельно. Пришлось вначале выстроить все сети и провести освещение. Сейчас свет в микрорайоне есть, дорогу к нему подсыпали. «Компании, которые там работают, мы привлекли к устранению недостатков. Устранение недоделок позволяет продлить гарантию и ответственность подрядчика за качество. Запланированные дома там достроим, дальше будем работать только по возведению инженерных сетей», - уточнил аким Петропавловска. Кстати, до Солнечного-2 будет ходить автобус, городские власти договорились с перевозчиком и будут субсидировать его затраты
Похожая работа ведётся в микрорайоне Южный за объездной дорогой. Там также планируют предоставить людям участки после того, как устроят инфраструктуру.
***
Журналисты поблагодарили акима города Булата Жумабекова за информативную встречу и поинтересовались актуальным для всех вопросом о готовности Петропавловска к возможной второй волне коронавируса. Позитивная новость в том, что местная исполнительная власть выступила с предложением о введении отдельного специалиста, отвечающего за город, при областном управлении здравоохранения. Напомним, что уже много лет у нас нет горздрава, что при решении проблем сказывается на оперативности связи населения и чиновников. Булат Серикович сообщил, что город готовится, был сделан мониторинг прошедшего периода, выводы. Областью зарезервированы необходимые деньги для проведения комплекса мероприятий и закупа лекарств.