Ольга ШУМАКОВА: «НЕФРОЛОГИЯ - ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ!»
- Подробности
- Дата публикации 05.07.2019 10:35
- Категория: Общество
«Проспект СК» продолжает рассказ о работе больниц и врачей региона. Героиня этой публикации Ольга ШУМАКОВА - врач, детский нефролог высшей квалификационной категории, заведует отделением нефрологии областной детской больницы вот уже на протяжении 6 лет. Ольга Константиновна окончила государственную медицинскую академию по специальности «Педиатр» в столице. Общий стаж ее работы составляет 21 год. В этом году в преддверии Дня медицинского работника Ольга Константиновна получила нагрудный знак «Денсаулық сақтау ісінің үздігі» («Отличник здравоохранения»).
- Почему Вы выбрали профессию врача?
- Я из семьи врачей. Наша семья богата специалистами различного медицинского профиля. Учась в школе, я не хотела быть медиком, потому что видела, как родители бесконечно дежурят, пропадают на работе, уезжают на учебу на долгие месяцы, но все-таки поступила в медицинский институт. У каждого человека в жизни есть своя задача, и стать врачом, наверное, было моей миссией. В августе 1997 года врачом-интерном пришла в детскую областную больницу, с тех пор здесь и работаю. Я сразу определилась с местом работы - отделение нефрологии. Во время учебы на экзаменах мне часто попадались вопросы именно о почечных заболеваниях. Возможно, это было предзнаменованием. На сегодняшний день многие стороны этой профессии мне знакомы, доступны, владею многими схемами, методиками лечения. Сейчас смело могу сказать, что нефрология - это моя жизнь. За весь период трудового стажа я только 5 лет работала вне отделения - была заместителем главного врача по лечебной работе.
- Чем работа Вашего отделения отличается от других? Чем интересна?
- Нефролог - емкая профессия, она требует знания не только болезней почек, но еще и кардиологических, эндокринологических, ревматологических заболеваний. Поражение почек может возникнуть при многих недугах, которые, к сожалению, напрямую нефрологи не лечат. Поэтому знать нужно очень много, помимо своей специализации.
Насчет интересного… У врача не должно быть таких мыслей: «Это мне интересно - я буду этим заниматься, а это неинтересно - этим не буду». В человеческом организме лишних органов нет. Все взаимосвязано. Поэтому, если что-то неинтересно - лучше не быть врачом. Потому что не получится найти интерес только в одной сфере. В нашей профессии невозможно выучить все на всю жизнь. Вначале мы учимся в институте 7 лет, а потом - постоянные специализации, повышения квалификации, конгрессы. Все меняется, подходы к лечению совершенствуются, выявляются новые редкие заболевания, разрабатываются методы их лечения. Поэтому «застоя» в здравоохранении быть не должно.
- Почему детское отделение?
- Я поступила на факультет педиатрии, потому что мама - педиатр. Да и сама я ближе душой к детям. У взрослых на многое влияет образ жизни. Порой они хотят вылечиться, но не могут поменять свою жизнь, даже если это необходимо. Поэтому сложно с ними. С детьми, конечно, ничуть не проще, потому что педиатр должен быть еще и очень хорошим психологом, ведь мы занимаемся и детьми, и с их родителями. Родители тоже бывают разные: внимательные и не очень, гиперактивные и пассивные. Врачу нужно найти подход к ним, чтобы они доверили ему своего ребенка, прислушивались.
Не могу сказать, что детей легче лечить. Маленького ребенка лечить сложно, потому что он не может сказать, где болит - просто плачет или спит. Великое дело в педиатрии - наработать интуицию. Настолько, чтобы видеть, в чем проблема у пациента уже тогда, когда он только заходит в кабинет: лицо, кожа, походка.
- Какова Ваша главная цель как врача и руководителя?
- Цель врача - лечить и спасать. Когда видишь счастье в глазах родителя, который мог потерять ребенка, то понимаешь, что ты сохранил счастье в семье. По-моему, в профессии врача нет ничего важнее, чем сохранить жизнь, тем более ребенка. Я сама мать. Я всегда отношусь к пациентам так, как к своим родным детям.
Как руководитель… Врачей у меня в отделении нет, я работаю одна. У нас два профиля: нефрологический и гастроэнтерологический. Весь процесс нахождения пациента в больнице - это работа всего коллектива. У каждого свои задачи. Заведующий - мозг отделения. Медсестры и санитары - это руки, исполнение назначений врача, а еще это чистый пол, стены, накормленные и опрятные дети. От руководства отделения зависит атмосфера в коллективе. Хочется, чтобы персонал всегда развивался. Я всегда стимулирую медсестер на то, чтобы они повышали свою категорию, поступали в медицинский институт на сестринское дело, чтобы у них было высшее образование. Говорю им, что должен быть прогресс, движение вперед, иначе будет откат назад. Я горжусь тем, что за годы моей работы с данным коллективом медсестры, санитары уходили только на пенсию или в связи с переменой места жительства, текучести кадров не было. Считаю, что в этом есть и моя заслуга: значит, у меня получилось сплотить коллектив, поставить общую цель и идти к ней вместе. Главная цель руководителя - качество оказания медицинских услуг, доброе отношение к пациентам и их родителям, любовь к своей профессии.
- Приходят ли в Ваш коллектив молодые специалисты, практиканты?
- Медперсоналом отделение обеспечено на 100%. С врачами, конечно, проблема. В связи с открытием высшей школы медицины в СКГУ есть надежда на то, что молодые специалисты начнут устраиваться у нас. А пока если и приходят, то только на две недели на практику, но это не помощь. Вот если бы они приходили ко мне на полгода - другое дело. Если они будут оставаться здесь, то это очень хорошо, потому что медиков не хватает. За год в больнице было только четыре врача, и то это были специалисты из Карагандинской медакадемии, которые были здесь на годовой стажировке.
- Каким количеством коек обеспечено отделение?
- Коек в отделении 33, из них 23 - нефрологические и 10 - гастроэнтерологические. Есть еще 5 коек дневного стационара.
- Чем занимается отделение нефрологии с гастроэнтерологическими койками?
- Наш основной профиль - детская нефрология. Чаще всего встречаются заболевания воспалительные: мочевые инфекции, пиелонефрит, гломерулярные заболевания, бывают врожденные пороки развития мочевой системы. У нас в больнице на базе отделения хирургии есть урологические койки, и пациенты с врожденными заболеваниями проходят лечение у уролога. В последнее время стала «омолаживаться» патология - мочекаменная болезнь. Есть дети, которым диагноз МКБ ставится уже в 10 месяцев, в полтора года. Заболевание связано со многими причинами: наследственный фактор, качество питьевой воды, питание.
Все остальные патологии - гастроэнтерологические. Боли в животе у детей - это вторая жалоба после болезней органов дыхания. Поэтому отделение занимается дифференциальной диагностикой болей в животе у детей.
- Сколько человек в год принимаете?
- Примерное количество пролеченных больных в круглосуточном и дневном стационаре - около 800-850 человек в год.
- Что такое Школа нефролога?
- В связи с нехваткой детских нефрологов назрела необходимость организовать Школу нефролога. Не для того, чтобы выучить новых нефрологов, а чтобы повысить уровень знаний у врачей первичного звена (врачи общей практики, педиатры) и у некоторых врачей узких специальностей (детские инфекционисты, эндокринологи, неонатологи). В апреле текущего года мы провели первое заседание на базе детской областной больницы. Школу посетило больше 30 докторов, были и врачи общей практики, и педиатры, и врачи из районов. Мы работали по нескольким направлениям: приготовили презентации по злободневным и актуальным вопросам детской нефрологии, разбирали ситуационные задачи, анализировали клинические случаи. Получили хорошие отзывы, всем очень понравилось. Действительно, эта Школа будет жить, поскольку у докторов первичного звена есть необходимость получать такие знания. На первую половину июля запланирована вторая Школа, она будет проходить в рамках телемедицины для того, чтобы районы привлекли максимально большее количество своих докторов к прослушиванию информации. Естественно, руководитель из района не может отпустить всех своих врачей, чтобы они участвовали, ведь некоторые районы расположены далеко от города. Всю информацию о Школе нефролога и презентации можно посмотреть на официальном сайте детской областной больницы. Каждый врач сможет зайти, скачать эту презентацию и применить в своей работе.
- Что Вы можете назвать врачебной победой?
- Перитонеальный диализ. Чего мне это стоило, знает только моя семья. Основная масса больных, которая проходит через нефролога, обращается с жалобами, получает рекомендации, выздоравливает и уходит домой. А что делать, когда у тебя есть опасность потерять пациента?..
Первый наш перитонеальный диализ был сделан в январе 2018 года. Я помню все по дням: что делала, что чувствовала, как себя вела. Первые 5 дней ночевала в больнице, не уезжала домой, не ела. И итог, когда ребенок выздоровел и ушел домой, я считаю своей врачебной победой. В такие моменты понимаешь, что ты пришел сюда не зря. А вообще, когда ты состоишься как врач, когда начнешь понимать больных, их проблемы, к чему они могут привести, то твоя работа становится каждодневной победой. Только с опытом она у каждого разная. После института одного больного вылечить - это уже супер. А когда ты еще и спас пациента от смерти, то эта победа совсем другая. Уровень победы у всех врачей разный.
- Перитонеальный диализ - почему эта тема важна?
- Потому что она спасает жизни. Есть некоторые состояния в нефрологии, которые могут начаться крайне агрессивно, проявиться или осложниться прекращением работы почки. Такое явление называется острой почечной недостаточностью. Это быстрое, мгновенное отключение мочевой системы от своих основных задач. Почка не работает, организм начинает отравляться теми веществами, которые должна была вывести почка (азотистые шлаки). Когда происходит этот процесс, не помогают никакие таблетки и капельницы. Нужно выполнять функцию почки каким-то другим способом. На сегодняшний день таких способов заместительной почечной терапии существует три: гемодиализ («искусственная почка»), перитонеальный диализ, трансплантация почки. С января 2018 года в детской областной больнице успешно применяется перитонеальный диализ. Основная суть этого метода - очистка крови в организме болеющего человека от азотистых шлаков пу-тем введения определенных растворов в брюшную полость, где почечную функцию выполняет брюшина. Она очень сильно кровоснабжаема и благодаря введению раствора может очищать кровь от токсинов. «Искусственная почка» (гемодиализ) - это аппарат, который стоит вне человека, он забирает кровь, очищает и возвращает в кровеносную систему человека. А перитонеальный диализ происходит в теле самого человека.
В 2018 году в областной больнице пролечено 5 детей с острой почечной недостаточностью, которым проводился перитонеальный диализ. Все благополучно выздоровели, их родители счастливы. Метод замечательный и адаптирован для детей младшей возрастной группы до 3-4 лет. Малыши проще переносят такой процесс лечения, чем гемодиализ. Этот способ у нас тоже есть, аппарат находится в отделении реанимации. В прошлом году он был использован при лечении ребенка 12 лет. На сегодняшний день в детской областной больнице успешно проводятся оба эти метода заместительной почечной терапии. Раньше мы таких детей отправляли в Алматы или Нур-Султан. Но не всегда можно было успешно перевезти пациента - бывало, что состояние ребенка ухудшалось на глазах, он мог в любой момент стать нетранспортабельным или даже умереть прямо в дороге.
- Какая помощь оказывается пациентам с хроническими заболеваниями?
- С целью регистрации и динамичного наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями почек в республике уже на протяжении 15 лет сформирована определенная информационная система АИС ХПН (Автоматизированная информационная система с хронической почечной недостаточностью). В эту систему вносятся все пациенты любого возраста с определенными заболеваниями: пациенты с ХПН (5 детей с ХПН из СКО), гломерулярные больные (около 60 детей). Хроническим пациентам лечение оказывается на должном уровне. В стране разработаны стандарты оказания этой помощи, протоколы, многие пациенты, нуждающиеся в постоянной дорогостоящей длительной терапии, обеспечиваются ею бесплатно.
- С какими медицинскими центрами, клиниками контактирует отделение?
- На базе Национального центра материнства и детства в Нур-Султане проводятся курсы повышения квалификации. Это наш главный ориентир, на который мы равняемся, Центр нас курирует. Туда мы отправляем детей со сложными, проблемными заболеваниями. Эта клиника сделала большой прорыв в трансплантации почек. Перитонеальному диализу мы научились именно там. Еще мы контактируем с Институтом педиатрии и детской хирургии в Алматы. Но в основном за-рубежные врачи приезжают на мастер-классы в Национальный центр материнства и детства. Если есть дети, нуждающиеся в таком лечении, мы отправляем их по квоте туда. Были случаи, когда дети были прооперированы прямо на мастер-классах. У нас по нефрологии ежегодно проводятся очень интересные конгрессы. В РК существуют две ассоциации: врачей-нефрологов и трансплантологов и детских нефрологов. Мы произошли от взрослой нефрологии. Посещаем все нефрологические конгрессы. В прошлом году такой проводился в Боровом, в позапрошлом - в Актау. Каждый раз получаем новые знания, делимся опытом с другими докторами.
- Какие у вашего отделения перспективы?
- Перспективы неплохие, и очень хочется, чтобы они были, они порождают интерес, стимулируют строить планы. К сожалению, некоторые задумки пока невозможно реализовать, поскольку есть определенные сложности с оснащением. Не все оборудование, которое можно внедрить, зарегистрировано в РК. Это касается того, что предназначено для детей, которые не держат мочу, таких достаточно много. А мы пока не можем их обследовать, потому что данной аппаратуры в стране нет.
- Как обстоит дело с цифровизацией?
- У нас уже несколько лет ведутся электронные истории болезни. С ними проще, потому что зачастую у врачей плохой почерк, и когда мы писали выписки от руки, пациент все время спрашивал: «А это какое слово?». Сейчас с этим нет проблем.
- Какова потребность в специалистах Вашего профиля в регионе?
- Потребность есть и существует давно. Сейчас в детской областной больнице вакантна одна ставка врача-нефролога. Если бы врачи-нефрологи были и в поликлиниках, то было бы очень хорошо. Больные поступают непростые, над ситуациями нужно думать. А тут врач в постоянной беготне, ему нужно быть в нескольких местах одновременно: и на приеме, и в отделении и так далее. Поэтому хотелось бы, чтобы детские нефрологи появились и в поликлиниках как консультанты.
- Как строится работа с отдаленными районами?
- Я являюсь внештатным детским нефрологом в СКО давно, поэтому моя работа с районными врачами очень тесная. Мы общаемся при помощи социальных сетей. У нас есть группа, в которую мы можем отправлять информацию или получать ее.
- Как попасть пациенту в отделение? Оказывается ли экстренная помощь?
- Попасть в отделение совсем не сложно, мы оказываем как плановую, так и экстренную помощь. Если ребенок заболел и у него действительно состояние острое, он обращается в приемный покой, сдает минимальный объем лабораторных исследований, по которым уже ставится предварительный диагноз, и без проблем госпитализируется в отделение нефрологии. Если пациент имеет хроническое заболевание и состоит на диспансерном учете, ему рекомендуется госпитализироваться на профилактическое лечение. Больной обследуется в поликлинике, сдает определенные анализы и поступает сюда в рамках плановой госпитализации через специальный портал. Основная часть урологических операций проводится планово.
- Что бы Вы посоветовали родителям детей, столкнувшихся с заболеваниями почек?
- Это, конечно, огромная часть моей работы - советы родителям. Как жить с ребенком, у которого патология почек уже есть? Это избегание переохлаждений, рациональное питание, амбулаторный контроль участкового врача, контроль анализов, наблюдение у специалистов. Конечно, при каждом заболевании советы разные. Основное - не пропадать из виду, регулярно показываться специалисту. 75% из всего, что встречается в детской нефрологии, можно вылечить до полного выздоровления при регулярном наблюдении и соблюдении всех рекомендаций врача. Во взрослой жизни эти дети никогда и не вспомнят, что раньше болели.
Раушан ГАБДУЛЛИНА