КАК ВАШ ТРУД ОЦЕНИТЬ, ВЕТЕРАНЫ?
- Подробности
- Дата публикации 11.05.2017 04:23
- Категория: Общество
И снова наступает великий праздник - День Победы. По главной улице нашего областного центра нескончаемым потоком льется река горожан, несущих таблички с фотографиями своих родственников. Многие воины той священной войны уже ушли из этой жизни, но оставили память на века. В живых остались единицы ветеранов, но не каждый способен поучаствовать в грандиозном шествии. Один из них - почетный юбиляр Петропавловска Николай Сергеевич БОРОВСКИЙ, 5 мая отметивший свое 90-летие. Большую часть Великой Отечественной войны ветеран трудился в колхозе, но эта тяжелая работа была не менее важной, чем служба на передовой позиции. Свою лепту вложил тогда каждый подросток, оставшийся в тылу. Последние месяцы войны провел Николай Сергеевич на фронте, где обучался обслуживанию спецоборудования самолетов.
Всё - для фронта, всё - для Победы!
Когда началась война, юный Николай учился в пятом классе, кое-как ему удалось окончить в итоге 6 классов. Отец ушел на фронт, и у матери под крылом осталось четверо детей...
«Во время войны нам было по 14 лет, работали в колхозе. Остались одни женщины, старики и мы, пацаны. Сеять ходили вместе с матерями, с сумочками с пшеницей. Сеялок тогда не было, работали на быках да коровах, лошадях», - вспоминает Николай Сергеевич.
Сеяли осенью рожь, она вызревала рано, а летом начинали косить «лобогрейками». «Действительно лоб греет», - смеется мой собеседник. Эта простейшая жатка получила такое название не случайно - сбрасывание срезанных колосьев с платформы производилось вручную, что требовало большого физического напряжения от рабочего, выполняющего эту операцию. А рабочими-то были малолетние мальчишки, которым пришлось сразу возмужать и повзрослеть…
…Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность - сырьем. Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия, более чем в ста крупных городах - также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы. Колхозники карточек вообще не получили и остались вне системы нормированного обеспечения - без соли, сахара и хлеба - фактически на одной картошке с собственного огорода, что подтверждает рассказ Николая Сергеевича.
«Косить было трудно: лошади или быки тащат, а ты сидишь и работаешь вилами. Мальчишкам силы не хватало отбросить, ели-то совсем мало… В деревне никаких карточек не было - что «свистнешь», то и будешь есть. Хоть было тяжело, но всегда держали корову и поросят: молоко пили все лето, это и спасало. В огородах сажали много картошки, выживали как могли… Сейчас молодежь не хочет работать - дай им сразу 100 тысяч, а нас тогда никто и не спрашивал», - продолжает ветеран.
Сегодня хочется преклониться перед этим колоссальным трудом тех, кто остался в тылу. Полуголодные подростки, дряхлые старики, женщины с малыми детьми на руках заменили тогда крепких мужчин и достойно справлялись с этой нелегкой ношей, обеспечивая фронт всем необходимым. Эти строки Алексея Лоскутова как нельзя лучше раскрывают подвиг всех тыловиков:
Вы сражались за нашу Отчизну
В грандиозной Второй мировой,
На работах в тылу надрывались -
Тоже фронт, только он трудовой.
Все для фронта, для нашей Победы -
Главный лозунг во время войны.
Фронт и тыл, напрягая все силы,
Поднялись на защиту страны.
И слились в единении великом
Фронт военный и фронт трудовой,
Чтобы выстоять в битве с фашизмом,
С бронированной грозной ордой.
Принял тыл из подростков и женщин,
Из способных к труду стариков
Все работы в хозяйстве народном
Тяжелейших военных годов.
Все мечты и все планы забыты:
Ведь пылает войной горизонт.
И подростки в цехах и колхозах
Заменили ушедших на фронт.
И в колхозе мальчишка-подросток -
Горе-грузчик в четырнадцать лет.
И, конечно, работа такая
На здоровье оставила след.
Как ваш труд оценить, ветераны?
Как вам все удалось пережить?
И в войне небывалой, в разрухе
Смерть и горе смогли победить!
Вы для славы Великой Державы
Не жалели себя никогда.
Будут помнить вас вечно потомки,
Ветераны войны и труда!
Война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять и победить.
Первым делом - самолёты
Но не только в тылу пришлось поработать герою нашей публикации - в ноябре 1944 года 17-летним парнишкой он был зачислен в ряды Красной армии.
«Привезли в Петропавловск, потом в деревню Алкино (Башкортостан). С месяц пожили в землянке, а затем нас отправили на восток в «телятниках» по 60 человек в одном вагоне. Стояла уже зима с лютыми морозами, кормили нас еле-еле, лишь бы не умерли… Трудно было, но все выжили. Останавливали эшелон, отправляли нас в баню, чтобы вши не завелись, и дальше везли. Так и добрались до Владивостока, где нас распределили по гарнизонам», - рассказывает Николай Сергеевич.
Николая отправили на аэродром Унаши в Приморском крае, где изготавливали «кукурузники». Обслуживали производство в основном женщины.
«Сейчас самолеты-«кукурузники» металлические, а раньше их обтягивали материалом и красили, чтобы не промокали и не пропускали воздух. И мы помогали. Еще лед кололи, возили для деревни, где располагался гарнизон, холодильников-то раньше не было», - вспоминает мой собеседник.
Затем его вместе с другими фронтовыми товарищами переправили на остров Русский - броню Владивостока, куда никто не мог подойти, со всех сторон остров надежно охранялся. Чтобы попасть в саму часть, где находилось училище, призывникам пришлось пройти пешком порядка 20 километров. Училище носило название ШМАС - школа младших авиационных специалистов. Изучали здесь военное оборудование: как осуществлять проверку приборов, готовить самолет к вылету. Технический состав отвечал за приборы в самолетах, расписывался в журналах.
«Когда начинался вылет, приходили на платформу, также и встречали летчиков, расспрашивали, как работали приборы. Если все нормально - хорошо, а если нет - ищешь неполадку и не уйдешь, пока не отремонтируешь, на ночь не оставишь самолет неготовым. Иначе никак», - продолжает рассказ участник Великой Отечественной.
Все мы помним героев неба - летчиков-истребителей и чтим их боевые подвиги. Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Григорий Речкалов, Кирилл Евстигнеев, Арсений Ворожейкин - их имена золотыми буквами вписаны в историю советского народа. Именно они сбили рекордное количество вражеских самолетов, совершив огромное количество вылетов, каждый из которых мог оказаться последним… Но никакая отвага и жажда победы не помогли бы этим героям, не будь рядом с ними технического состава. И пусть их фамилии не так известны, но их труд не менее значим. Надо отметить, что все самолеты, вылетавшие с Русского острова, благополучно возвращались в часть…
«Мы и жили очень дружно. Обслуживающие каждый самолет - как одна семья: техник, инженер, штурман, летчик, стрелок и радист. Всё делали сами. Самолеты готовили к зиме - утепляли моторы, летали каждый день. Зимой техник просыпался раньше всех - часов в 5, лампы были большие, надо было налить туда ведро бензина и нагреть моторы, иначе не взлетит… Спали на крыше, подушки из казармы забирали и устраивались там, а в 8 утра шли на построение… Рядом протекала хорошая речушка Сучан, пойдем туда - луку нарвем, потом в столовую. Утром - пару ложек каши и стакан чаю - и иди до обеда… Но летный состав кормили хорошо», - говорит Николай Сергеевич.
Кроме того, разгружали корабли с продуктами. Ночью солдат будили, и они шли разгружать. Пока доставляли провизию, открывали мешки с мукой - тем и были сыты…
День Победы Николай Сергеевич встретил на Русском острове, в мае как раз закончилось обучение в ШМАС. Салюты загремели так, что повылетали все окна в здании - весь остров ликовал и радовался от души...
Заграничная служба
«А потом приехали «покупатели», приглядели, «купили» и повезли нас в свои части, распределили по эскадрильям. Когда закончилась война с фашистами, заселили весь Восток, все долины были забиты воинскими частями. Началась война с Японией, мы уже освоили самолеты - дальние бомбардировщики. Но эта война была короткой - месяц - и дело с концом. Самолеты наши списали, срок службы их уже закончился, в Иркутске получили новые. Потом стали каждую ночь проводить допросы: откуда мы, кто родители - никто не говорил, зачем, но так продолжалось целый месяц», - делится воспоминаниями ветеран.
К слову, Николай Сергеевич награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Японией», «За освобождение Кореи» и многочисленными юбилейными медалями. Его дальнейшая служба проходила в Китае, в провинции Циндао. Сегодня этот «зеленый остров» с мягким климатом является любимым приморским курортом китайцев.
«В сентябре перекрасили три самолета, потом нас погрузили в «Дуглас» и перевезли в часть поближе к Владивостоку, никуда не выпускали. Все жили вместе - и летный состав, и мы. Потом привезли в сам Владивосток, в штаб округа, переодели в гражданское и отправили в Харбин (Китай). Там жило много русских эмигрантов», - рассказывает Боровский.
На второй день долетели до Пекина, где солдаты срочной службы смогли прогуляться по городу. Затем уже отправились в конечный пункт небольшого путешествия - городок Циндао.
«Собрали самолеты из упаковок, проверили на работоспособность. Служба была интересной: для обучения курсантов начали изготавливать макеты самолетов, оборудовать классы. Наши летчики учили китайских своим маневрам. Ходили все в китайской форме. В отпуске за 7 лет ни разу не был - не пускали», - говорит Николай Сергеевич.
Жизнь прожить - не поле перейти
Демобилизовали его в январе 1952 года и то после долгих выяснений обстоятельств и допросов. Вернувшись в Петропавловск, Боровский устроился грузчиком на завод имени Куйбышева, а потом уже перешел в цех слесарем-сборщиком и 44 года отдал родному заводу, причем 4 из них - после выхода на пенсию. Выпускали в те времена водоналивные катки, свеклопогрузчики, прессы для камыша, военную технику: мелкие ракеты, глубинные бомбы.
На этом предприятии (ныне АО «ЗИКСТО») и сегодня встречают ветеранов тепло и душевно - устраивают концерты и чаепития к различным праздникам. Не забывает своих подопечных и городской Совет ветеранов - председатель С. Тасеменова всегда приглашает на мероприятия. На День Победы Николай Сергеевич каждый год выходит на парад, говорит, вниманием не обижают, но в этом году здоровье уже не позволяет - придется остаться дома (шутка ли - спуститься с четвертого этажа и подняться обратно в таком почтенном возрасте). А на День благодарности в этом году в гости к ветерану заходил лично аким города Марат Тасмаганбетов, пожелавший ему крепчайшего здоровья и долгих лет жизни…
Вот уже 45 лет участник Великой Отечественной войны делит все радости и горести с любимой супругой Людмилой Алексеевной, которая тоже в свое время была труженицей тыла. Живут с 1967 года в доме, построенном для работников завода, квартирка небольшая, но ветераны не жалуются. Стены в зале украшают многочисленные снимки внуков, недавно приезжавших к дедушке с бабушкой из Омска со своими малышами. А вот своих фотографий военных лет у юбиляра практически не сохранилось, да и некогда было фотографироваться, благо, в памяти остался этот рассказ…
…Буквально на прошлой неделе Николай Сергеевич отметил 90-летний юбилей, и кому, как не ему, сказать: «Жизнь прожить - не поле перейти».
«Всякое бывало за эти долгие годы: и плохое, и хорошее, жили «нежирно», но всем всегда были довольны», - заключает Николай Сергеевич.
Всю свою жизнь герой публикации честно трудился на благо Родины и своей семьи: и в военное, и в мирное время. Мы, в свою очередь, присоединимся ко всем поздравлениям и пожелаем дорогому ветерану здоровья, неиссякаемого оптимизма и внимания со стороны потомков. Ведь он заслужил его своим трудом как никто другой.
Татьяна ДЕЛЛЬ