ПОТОМУ ЧТО БЕЗ ТАКСИ И НИ ТУДЫ И НИ СЮДЫ
- Подробности
- Дата публикации 04.08.2016 09:36
- Категория: Общество
Все больше петропавловцев при необходимости с общественного транспорта пересаживаются в такси, благо, уровень жизни сегодня нам это позволяет. Однако уровень обслуживания нас, пассажиров, готовых выложить денежки за комфорт, только ухудшается. Грязный салон авто и неприятный запах внутри - проблема «бородатая». Привыкнуть к этому невозможно, но мирились до сих пор как-то… А заключительной точкой для развязывания «войны» с недобросовестными таксистами Петропавловска стало то, что в последнее время уже и заказать машину стало большой проблемой.
Свободных машин нет
Как известно, к хорошему привыкают быстро, вот и петропавловцы привыкли к тому, что в большинстве случаев заказанный ими автомобиль в срок приезжает к условленному месту, а за его рулем их ожидает неконфликтный водитель. Но этим летом картина сильно изменилась: многие стали жаловаться на услугу такси, в частности, на затяжные ожидания при заказе такси по телефону. Наш город небольшой, не мегаполис, и в нем работают 7 специализированных компаний, оказывающих услуги по вызову такси. Однако вдруг этого стало явно недостаточно. Диспетчеры некоторых таксомоторных парков, не справляясь с потоком заявок, просто-напросто не поднимают лишний раз трубку. А если другие звонки и принимают, то соединения с диспетчером приходится ждать не меньше десяти минут. Но и это гарантии не дает, что к месту назначения клиент вообще прибудет. Все чаще, вместо долгожданного звонка с информацией о марке и номере автомобиля, жителям областного центра сообщают, что «свободных машин нет», затем спрашивают, будут ли те «ожидать еще 5 минут», которые зачастую превращаются в полчаса, а то и больше. А порой, приняв заявку, выяснив, что свободных машин нет, диспетчер просто вовсе не перезванивает ожидающему клиенту.
Молодая мама из Петропавловска с такой ситуацией столкнулась лицом к лицу буквально недавно, о чем без промедлений написала на своей странице в одной из социальных сетей. Она позвонила в службу такси и, как обычно, стала ожидать, когда ей перезвонят. «Полчаса никто не брал заявку, - негодует жительница нашего города. - Потом заказ взяли в конкурирующем парке, сказали, что такси подъедет через 5 минут. Спустя 10 минут я перезвонила им уже сама и получила ответ, что у моего водителя сел аккумулятор... А уведомить никак нельзя?» Наверняка многим петропавловцам, обращавшимся к услугам такси, такое положение знакомо.
«Иллюминаты» с шашечками
Что же все-таки произошло? Есть причина, и наши читатели попросили узнать ее и разобраться в этой насущной проблеме. Длительное ожидание автомобиля в таксопарках объясняют тем, что лето и для таксистов - время отпусков, а еще хорошая возможность подзаработать в других городах, потому диспетчерские службы из-за отсутствия доброй части своих работников не могут справиться с небывалым ростом заявок (!). Подобные объяснения, по мнению горожан, кажутся недостоверными, если учитывать то, что в прошлые годы в летний период такой проблемы не возникало. Кто-то даже всерьез задумался: а не сговор ли это?
Можно и так сказать. В гонке за клиентами компании цены на свои услуги снижают просто до смехотворных, что водителей такси не устраивает, и они бойкотируют нерентабельные поездки. Поговаривают, что такой саботаж может повлечь за собой повышение стоимости услуги.
Михаил (полным именем мужчина представляться не пожелал) - таксист с десятилетним стажем. Заявки отбирает тщательно по той причине, что не хочет «убить» машину на плохих дорогах. Он учитывает стоимость, дальность поездки, район и качество дорожного полотна. «На такую избирательность в заявках вынудили низкие цены. По некоторым адресам выезжать невыгодно, поэтому жду вызова подороже в те районы города, где дороги хорошие», - признался мой собеседник. Это и немудрено: потратить на ремонт автомобиля можно больше, чем заработать, поэтому таксист ждет более удобных заявок на ближние адреса. И так, кстати, поступают многие водители такси, в чем, собственно, и заключается «заговор». Микрорайон «Береке», Рабочий поселок, окраины города почти не обслуживаются в сложившейся ситуации.
Казалось бы, представители таксомоторных компаний заботятся о том, чтобы перемещения на такси по городу и за его пределы не влетали в копеечку, однако нам-то известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями… Горожане недовольны.
Поезд подождет
Моя коллега, к примеру, хотела провести отпуск с пользой: решила отправиться на это время к сыну, который живет в соседней стране, на семейное торжество - годовщину свадьбы. Поезд с платформы отправлялся в 5 часов утра. Она привыкла, что машину можно вызвать на определенное время, и села с вечера реализовать задумку, но эта услуга, как оказалось, теперь недоступна. Расстроенная, с мыслью, что закажет машину утром, легла спать. Между тем причины для настоящего расстройства ее еще только ожидали…
Раннее утро. На часах - половина четвертого. Женщина, как и все жители провинциальных городов, рассчитывала свое время не торопясь. Целый час был в запасе до отправления поезда. Однако он ушел на звонки то в одну, то в другую службу такси, где говорили, что свободных машин нет, просили подождать еще и еще. Несмотря на то, что знали о заявке на вокзал, понимая, что поезд ждать не будет. Она не ожидала, что вызвать такси в городе, который сами его жители прозвали «городом таксистов», будет неимоверно сложно. А если учесть то, что дама она уже немолодая, в путешествие собралась с багажом из трех увесистых сумок, ей необходимо было пораньше приехать на железнодорожный вокзал, чтобы беспрепятственно добраться до нужного вагона.
Оставалось не больше 20 минут. Паника повышалась с каждой минутой, отчего сердце стало выдавать неровный стук. Женщина отчаялась и уже не верила, что такси прибудет. Решилась разбудить знакомого в столь ранний час с просьбой о помощи. Он подоспел как раз в тот момент, когда к подъезду наконец-таки подъехало такси. Через несколько минут машина привезла женщину на вокзал. К чести таксиста, который сам случайно увидел вызов, он еще и помог моей коллеге донести сумки до вагона поезда, где она готова была разрыдаться. Посадка состоялась на последних минутах отправления состава. Поездка в поезде на дальние расстояния - и так своего рода стресс, а здесь еще городское такси сделало такой кардиоподарок. Преодолев приключения с посадкой на поезд и дорогу, пожилая женщина, встретившись с родными, неожиданно потеряла сознание. Оказывали срочную медпомощь. Стресс дал о себе знать. Кстати, вернувшись обратно, домой она отправилась на общественном транспорте, не желая больше иметь дела с нашей службой такси.
Не нравится - шагай пешком!
И это далеко не единственный из вопиющих случаев таксистского произвола в нашем городе. Вот, к примеру, молодую маму однажды и вовсе не довезли до пункта назначения, высадили на дороге с младенцем на руках. Скорее всего, и специального кресла для перевозки детей в автомобиле оборудовано не было. Как выяснилось, девушка является частым клиентом услуг перевозчиков, однако с настолько хамским обращением в такси встретилась впервые.
Мужчина остановился, не доезжая до нужного адреса, и попросил молодую маму вместе с ребенком выйти из машины. «Когда я села в его грязную машину, сделала замечание, что обычно мы не садимся в грязную машину, но сейчас поедем, так как опаздываем», - поделилась она. Начала готовить деньги за проезд - 270 тенге, хотела передать их водителю, на что он отреагировал фразой: «Стоимость - 300 тенге». Девушка не растерялась, включила запись разговора с диспетчером, где было четко слышно: 270, а не 300. Вследствие чего таксист остановил машину и приказал девушке идти пешком.
«Мне не жалко 30 тенге. И 50, и 500... Мне неприятно, когда меня пытаются обмануть, а ему приятно ездить на грязной машине, обманывать на 30 тенге и высаживать женщину с ребенком», - заключила она.
Прочитав об этом инциденте на ее странице в соцсетях, каждый в первую очередь примерил ситуацию на себя, потому под записью развернулась активная дискуссия. Жительница Петропавловска так прокомментировала ситуацию в целом: «В нашем городе нет такси в его достойном и нормальном понимании, а есть простые «бомбилы», которым в большинстве своем наплевать, что ты куда-то опаздываешь или тебе тяжело добираться с ребенком на общественном транспорте. Хотят содрать с тебя побольше денег, а если ты живешь не в центре города, то вообще сиди дома или пользуйся автобусом, потому что к таким, как ты, «такси» в этом городе не ездит!» Жестко, но по существу.
Другая жительница областного центра решила охарактеризовать представителей этой профессии следующим образом: «Почти у всех наших таксистов грязные машины, в них сломанные ручки, при этом в зубах водителя сигарета (ему безразлично, каково клиенту), ну и в довесок ко всему в качестве музыкального сопровождения - шансон. Это просто убивает».
Девушкам вторит и один из горожан: «Необходимо поднимать сервис во всех сферах услуг. Город маленький, а беспорядок, как в миллионнике. Существует закон о таксомоторной услуге, но до сих пор мы заказываем такси какое попало, водитель непонятно какой, медицинского освидетельствования не проходят, машина на ладан дышит. В общем, полный бардак».
Таксисты против… таксистов
Ни для кого не секрет, что, наряду с официально оформленными таксистами, в городе успешно функционируют и нелегалы, так называемые «бомбилы». Раздосадованные клиенты, не дождавшись машины от таксопарка раз-другой, пересаживаются к ним. А чем не альтернатива: отпадает необходимость подолгу ожидать автомобиля, когда достаточно подойти к ближайшей обочине, где их не так уж мало, либо на крайний случай выйти на дорогу с поднятым вверх пальцем. Однако не все так просто.
Сами таксисты, имеющие лицензию, объединились в ОО «Союз перевозчиков пассажиров», чтобы бороться с «бомбилами», отбирающими у них значительный кусок хлеба. Главная цель - вывести нелегальных водителей такси из тени и заставить играть по правилам. Вместе с сотрудниками дорожной полиции и представителями других ведомств уже третью неделю они совершают рейды по улицам города.
Схема проста: члены союза вызывают такси и просят водителя проехать по тому участку дороги, где предварительно расположились полицейские. Стражи дорожного порядка останавливают машину и проверяют наличие необходимого пакета документов. В него, кстати говоря, помимо водительского удостоверения, техпаспорта и свидетельства о регистрации транспортного средства, должен входить и страховой полис о гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажиром. Безопасность клиентов - на первом месте.
Необходимо отметить, что из порядка пятидесяти водителей такси, проверенных во время рейдов, полный пакет документов сотрудникам полицейского ведомства смогла предоставить лишь незначительная часть - 10 процентов. К слову, в скором времени таксистов, работающих неофициально, будут штрафовать на сумму от 50 тыс. тенге. По словам председателя ОО «Союз перевозчиков пассажиров» Амира Баязитова, в ходе рейдов попадались и такие «кадры», которые оказывали (а может, и до сих пор оказывают) услуги такси, не имея водительского удостоверения вообще, не говоря уже о страховке. Тогда о какой культуре обслуживания пассажиров может идти речь в таких условиях?! Безопасность под сомнением - это факт.
Ожидать ли перемен к лучшему?
Ответ на этот вопрос есть у членов союза. Они обещают североказахстанцам обеспечить качество и безопасность перевозок: только опытные и лицензированные водители, знающие город, чистые автосалоны и приятный ненавязчивый аромат, опознавательные знаки, страховка на пассажиров и т.д. Союз также знает способы решения вопроса с нелегальными таксистами. Из-за пристального к ним внимания со стороны правоохранительных структур есть вероятность, что часть «бомбил» переквалифицируется в лицензированных водителей такси и будет работать согласно закону. В связи с этим невольно подумалось: наконец-то занялись столь насущным для горожан вопросом о качестве пассажирских перевозок в такси, и это не может не радовать.
Вообще в Петропавловске не все в порядке со сферой обслуживания пассажирского транспорта: то ветерану ВОВ заявляют, что удостоверение принадлежит не ему, то школьника выкидывают из автобуса в мороз из-за не понравившейся кондуктору монеты номиналом в 20 тенге. Хамство водителей и кондукторов нормой не назовешь. Но, похоже, прижилось у нас надолго. Подобные проблемы добрались и до такси. Кто даст гарантию, что водитель прошел полное медицинское освидетельствование, его состояние здоровья позволяет трудиться и не повлияет на безопасность движения? А в целом ситуация не станет опасной для жизни пассажиров, по сути, заложников ситуации? Кто даст гарантию, что автомобиль исправен и не станет причиной ДТП, в результате которого будет потеряно здоровье или сама жизнь? Существует еще ряд вопросов относительно этой проблемы.
А пока нам, простым горожанам, остается только возмущаться в соцсетях и уповать на городские государственные структуры, потому что ситуация с оказанием услуг такси - это не частный вопрос, а проблема, которая требует разрешения. Петропавловск - не частная вотчина, и в нем должны действовать законы государства, а общественность уже включилась в эту работу. Людям не все равно, как жить.
Ерлан ОРАЗОВ