СЕМЬЯ - НЕ ПОЛЕ БИТВЫ, ИЛИ ПОЗОР ТИРАНАМ!

На сегодняшний день актуальность темы бытового насилия очевидна. Каждый человек на протяжении жизни хоть единожды, но сталкивался с этим бичом современного общества: будь то разлад в семье, крики, раздающиеся за стеной в соседской квартире, или скандал, развернувшийся прямо посреди улицы. В Казахстане, к слову, бытовое насилие является одним из самых распространенных видов преступления. Так, по официальным данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, только в нашей области за прошедший год было зарегистрировано 10637 инцидентов, а сколько еще жертв решили «не выносить сор из избы» - приходится только гадать.

 

Масштабная проблема насилия в семье

Домашнее насилие причиняет боль, которая гораздо сильнее, чем видимые отметины синяков и шрамов. Реже насилию в семье подвергаются мужчины. В основном же издеваются мужчины над женщинами, к этому они прибегают, пытаясь оказать давление на своих жертв и продемонстрировать свою силу над ними. Чаще бытовые издевательства проявляются именно на физическом уровне: рукоприкладство, изнасилование, ножевые ранения - страшные и неприемлемые для семейных отношений проявления злости и недовольства, однако всем известные и разрекламированные, благодаря многочисленным ток-шоу.

Само существование насилия в семье, как утверждают психологи, говорит о том, что больны не только деспотичные мужчины и терпящие их женщины, но и общество в целом. Агрессивное поведение многих мужчин, избивающих своих жен, - причина неправильного воспитания в семье - ячейке общества. Скорее всего, они видели безобразные сцены у себя дома, где отец не раз применял силу по отношению к матери, которая в свою очередь принимала это как должное и делала вид, будто семья дружна, когда на самом деле она переживает кризис. Поэтому, повзрослев, они считают, что женщина должна повиноваться мужскому превосходству, и, как правило, становятся слепками отцов - такими же тиранами в своем доме.

А женщины, доведенные до безысходности, перестают осознавать цену своей личностной свободы, а порой и жизни. Они вынуждены прощать мужчинам факт избиения, так как часто виновными в причине мужской агрессии считают себя, и надеются, что это был последний раз, и он исправится. Кроме того, сами жертвы жестокого обращения предпочитают не предавать огласке подобные эпизоды повседневной жизни и таким образом дают «зеленый свет» череде последующих издевательств, что совершенно развязывает руки насильнику, у которого, впрочем, возникает чувство собственной безнаказанности. А все это в дальнейшем вполне может привести к преступлению.

Тирания - уклад жизни?

В нашей стране, где в основном существует патриархальный уклад жизни, случаи домашней тирании в отношении женщин, к сожалению, учащаются. Если верить словам директора Центра изучения общественного мнения Гульжан Алимбековой, примерно половина казахстанок когда-либо были жертвами физического насилия со стороны мужчин. Причем этот показатель практически не зависит от места жительства, уровня образования, национальности, возраста и других демографических признаков.

«Физическое насилие в отношении женщин в семье составляет треть случаев от всех насильственных действий в отношении слабого пола, - заявляет она в своем исследовании. - Ему подвергались 28 процентов женщин, состоящих в супружеских отношениях, а каждая шестая женщина, состоящая в браке, страдает от физического насилия со стороны мужа, по крайней мере, раз в полгода».

Любовь до гроба

Как видим, ситуация с домашней тиранией на сегодняшний день набрала невиданные обороты и стала настолько неподконтрольной, что можно смело организовывать подпольные клубы «кухонных бойцов», тогда как женщин, способных откровенничать на тему семейного издевательства, представить сложно. Однако с нами своей историей осмелилась поделиться осужденная РГУ «Учреждение ЕС-164/6» - женской колонии, расположенной в областном центре. Беседа с ней показала, что насилие в семье - это вовсе не удел каких-то мифических женщин другого круга, не какие-то единичные инциденты, изредка попадающие в фокус общественного внимания, не сюжеты криминальной хроники или светские сплетни, как кажется многим.  Это системное явление. Самая настоящая беда, от которой страдает значительная часть наших согражданок и от которой ни общество, ни государство их порой не защищают. Тогда защищаться приходится самостоятельно - и иногда такая самооборона приводит к случайному убийству обидчика. Здесь следует отметить, что насилие со стороны женщины систематическим, целенаправленным, постоянным бывает крайне редко. Обычно, как сообщила Тамара Прокофьева, начальник отдела воспитательной работы с осужденными, такие преступления совершаются в состоянии аффекта, в порыве защитить детей, родителей и себя от тирана. По ее словам, женщины прибегают к физическому насилию, только когда чувствуют себя загнанными в угол и отчаялись предотвратить дальнейшие истязания. Как результат, наказанной остается жертва, став непреднамеренным убийцей своего мучителя. Замечу, четверть от всего контингента колонии составляют именно такие женщины. Средний их возраст - 30-35 лет, за совершенное преступление в среднем им приходится платить 7-10 годами отбывания срока, которые просто выпадают из жизни.

Убила, защищаясь

39-летнюю Н. с гражданским мужем познакомили общие знакомые. Женщину он искал с мягким характером и своим домом, не менее значительным требованием была и немногочисленная семья. Начиналась их история любви, как обычно: Н. признается, что все было прекрасно, она испытывала безмерное счастье от совместных отношений. Мать и 17-летний сын были только рады. Но в одночасье ее жизнь изменилась. Голос поник, женщина рассказывала о произошедшем сквозь слезы, борясь с незабытыми еще переживаниями, разъедающими душу. Однажды, придя с работы на обед, недавно любящий муж вдруг превратился в тирана, извергающего ругательства и распускающего руки. Ежедневные побои продолжались около года, дело доходило и до поножовщины. Не раз она обращалась в правоохранительные органы, но насильника выкупали влиятельные друзья. Одной из главных причин таких скандалов было желание, чтобы свой дом Н. переписала на него. Ей угрожали, что в случае отказа пострадает мать, а последней каплей стало заявление гражданского мужа: «Мне понравился твой сын».

Что случилось в тот роковой день, Н. помнит плохо - таким образом сработал защитный механизм ее организма: частично стер воспоминания, причиняющие боль. «Я дала понять ему, что между нами больше не может быть ничего общего, и уехала к маме, - поделилась она. - Но этот человек в покое меня оставлять не собирался. Дома кинулся на маму. Ножик… Меня пытался задеть… И получилось убийство».

Уже третий год Н. отбывает наказание в женской колонии. За совершенное преступление ее приговорили к 13 годам лишения свободы…Однако женщина продолжает жить, поддерживать отношения с родными, каждый день созваниваясь по телефону с матерью (с ней, кстати, все в порядке) и сыном, который закончил колледж. Признается, что скучает по дому, а по истечении срока постарается вернуться к обычному руслу жизни. Но дальнейшая жизнь будет другой…

Уйти нельзя остаться

Вопрос о бытовом насилии в нашей стране поднимается не один десяток лет, однако проблем за эти годы меньше не стало, ситуация только усугубляется. Примером тому могут послужить случаи, периодически сотрясающие Казахстан, о которых невозможно молчать. И это лишь верхушка айсберга.

- В Шемонаихе - городе Восточно-Казахстанской области - мать повесила троих маленьких детей и покончила с собой из-за того, что в течение 11 лет ее избивали муж, его брат и тесть.
- В Астане муж облил бензином и поджег свою бывшую жену-учительницу у ворот школы, в которой она работала. Все произошло на глазах ее учеников. Женщина умерла, у них с супругом было четверо детей.
- В поселке Жосалы Кызылординской области женщина умерла после того, как муж привязал ее к лошади и проволок по земле.
- В Туркестане мужчина убил жену, пятилетнюю дочь и двух братьев, ранил свою мать и сына.
Подобные ужасающие истории мы узнаем только из сводок криминальных новостей и с экранов телевизоров, когда помогать, к сожалению, уже поздно. А почему бы - извечный вопрос - не помочь себе самой и не уйти от насильника? Легко сказать, а когда доходит до дела, все оказывается не так-то просто.

Зачастую жертвы домашнего насилия просто не обращаются за помощью потому, что им больно, тяжело, а главное стыдно делиться своим горем с посторонними людьми, поэтому проблема остается нерешенной. Женщине страшно подумать, что случится с ней, если соседи и родственники узнают о том, что муж систематически ее избивает. «Если кому расскажешь, убью», - этот страх насильник формирует в сознании жертвы годами.

Еще одной преградой является главное и самое опасное заблуждение, которое существует в обществе, что причина кроется в действиях пострадавшего партнера, а насильник был «спровоцирован». Отсюда автоматически возникает ошибочный вопрос «за что?» и тенденция искать оправдание агрессору. «Что я опять сделала не так?» «Какой мой поступок вызвал его злость?» (Истинных ответов на эти вопросы нет, так как вопросы априори неправильные). И жертва, увязнув в болоте предрассудков, в случившемся начинает винить себя. А раз, по ее мнению, виновник - она сама, то и проблему должна решить самостоятельно, без посторонней помощи.

Однако необходимо запомнить, что причины для систематического насилия нет и не может быть - в этом виновата лишь склонность насильника к агрессии и проявлению своей власти над партнером. А скорее всего он просто тот самый «кухонный боец», который руку смеет поднять только на женщину, а конфликтов с мужчинами избегает в силу своей трусости и физической слабости перед ними. Тогда вернее о таких мужчинах будет говорить: «Бьет, значит… слабый».

Немаловажным при решении этой проблемы становится и то, что просто-напросто некуда идти, негде жить, как правило, все готовы помочь на первое время, а потом... Женщина зависима от мужчины в финансовом плане. Сложнее уйти, если есть совместный ребенок. «И вообще мы с мужем стали друг другу родными». К тому же, процесс развода, раздела имущества и определение места жительства ребенка, график встреч ребенка с родителями, алиментные отношения - долгая и изнуряющая процедура. Потому не все решаются уйти от мучителя навсегда, приходится возвращаться под одну с насильником крышу.

Выход есть…

Сегодня проблема бытового насилия одна из наиболее обсуждаемых в казахстанском информационном пространстве и в стране в целом. Но надо бы не просто обсуждать ее, а реально повлиять на ситуацию.

После недавнего инцидента с известным продюсером Баян Есентаевой, которую чуть не убил муж, госсекретарь Казахстана Гульшара Абдыкаликова предложила ужесточить наказание за бытовое насилие. Она предлагает рассмотреть вопрос об изменении и дополнении статей Уголовного и Административного кодексов, а также действующего законодательства по вопросу усиления ответственности лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в отношении женщин и детей. Важным моментом, по словам госсекретаря, является и создание эффективного механизма взаимодействия правоохранительных и других госорганов, НПО для обеспечения помощи жертвам насилия и их реабилитации.

А пока ее предложения не одобрят и нововведения не вступят в силу, женщины будут продолжать страдать от рук своих агрессоров. К слову, только с начала текущего года более 1000 североказахстанок обратились с заявлениями в правоохранительные органы, а двоих… уже не спасти. Но жизни других жертв бытового насилия еще можно - и нужно - сохранить, что и стараются делать следующие организации.

В нашей области проблемами насилия в отношении женщин занимается первая и до сих пор единственная общественная организация «Центр поддержки женщин». По словам руководителя центра Алины Орловой, обратившиеся к ним не остаются со своей бедой один на один. Здесь можно получить психологическую консультацию и юридическую помощь, телефон горячей линии: 52-98-86.

Пусть специализированного по данной проблеме государственного органа у нас пока нет, но есть стабильная уверенность в том, что в помощи не откажут старшие инспекторы группы по защите женщин от насилия МПС: по области - майор полиции Кайсар Канафин (тел. 61-25-30), по городу - капитан полиции Татьяна Колесникова (тел. 50-41-87). Такой же инспектор работает и в районе Шал акына. А можно пойти традиционным путем, написав заявление местному участковому инспектору.

Главное - помнить о том, что выход есть всегда - даже из самой, казалось бы, сложной ситуации. А обществу необходимо осознать, что домашнее насилие - это преступление. Мы должны кричать на всю страну, чтобы ситуация в Казахстане относительно семейных издевательств изменилась, чтобы мы (а мы тоже пострадавшие), когда наблюдаем сцены насилия или слышим стоны и шум драки в соседней квартире, звонили на 102, а не добавляли громкость телевизора и не читали сказку о добром герое своему ребенку. Каждому из нас необходимо изменить сознание, добившись нулевой терпимости к тем, кто позволил себе издевательства в семье. Нужно добиться всеобщего порицания семейных дебоширов. Умалчивать об этой проблеме нельзя.

Семья должна быть островком мира, любви и покоя, а никак не полем битвы. Поэтому, если отношения внутри нее становятся похожими на войну, то следует задуматься: а нужен ли такой «брак» или же лучше уйти от мужа-тирана?

Ерлан ОРАЗОВ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.