ЗАИКАНИЮ - НЕТ!

Практически каждый из нас слышал о заикании, но не все задумывались над тем, насколько непросто приходится людям, страдающим от него. Ведь в самых типичных ситуациях, будь то диалог в магазине или очереди, приходится тщательно подбирать слова, и процесс общения превращается в настоящую муку. Вместе с тем известные всему миру люди: Цицерон, Элвис Пресли, Мерлин Монро, Роберт Рождественский, Жерар Депардье, Брюс Уиллис и другие - смогли преодолеть заикание и стать успешными. Причем их деятельность, как можно заметить, зачастую связана с выступлением на публике. Словом, заикание содержит в себе немало различных нюансов. И накануне Международного дня заикающихся людей (отмечается 22 октября) мы побеседовали с логопедом высшей категории городской детской поликлиники, дефектологом, Монтессори-педагогом Гульзат МАХМЕТОВОЙ и руководителем центра развития речи, логопедом, нейродефектологом, фонопедом Еленой ПЕТРОВОЙ.

Только «вершина айсберга»

- Гульзат Казмановна, заикание - болезнь или временный недуг?

- Это болезнь. От заикания страдает от двух до четырех процентов детского населения. Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи. Оно выражается в судорожной характеристике. Судороги локализуются в дыхательном, голосовом, артикуляционном отделах.

- Насколько распространено заикание среди других нарушений речи?

- По распространенности - на третьем-четвертом месте. Хотя заикание встречается реже, чем другие нарушения речи, оно требует совместных усилий от специалиста, ребенка и его родителей.

- А причин заболевания - множество?

- Прежде всего нужно различать неврозоподобное и невротическое заикание. Первый тип связан с органическим поражением нервной системы внутриутробного и родового периода развития. Второй - с действием психотравмирующих факторов: испуг, изменение привычной обстановки, развод в семье, отъезд одного из родителей на длительный период и др. Однако не все дети начинают заикаться от лая собаки, скрипа тормозов или чего-то еще. В основе ослабленной нервной системы всегда выявляется биологический фактор.

- То есть можно говорить о некой предрасположенности…

- Да. У такого ребенка, как правило, наблюдается плаксивость, ранимость вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей. Тип темперамента играет главную роль. Холерики и сангвиники более склоны к заиканию, а флегматики и меланхолики - менее. В целом же заикание - это только «вершина айсберга», а «подводная часть» - нарушения со стороны нервной системы и различные психологические проблемы социального характера.

- Заиканию все возрасты покорны?

- Конечно, оно может быть приобретено и во взрослой жизни, например, после перенесенного инсульта, автодорожных травм и стрессовых случаев. Для детей самым опасным считается возраст от 2 до 5 лет.

- И чем это объясняется?

- Именно в этот период происходит бурное развитие речевой функциональной системы и формирование личности ребенка. Кстати, по статистике и на практике, от заикания мальчики страдают чаще девочек.

- А какие факторы усугубляют заболевание?

- Нарушение режима дня, питания, чрезмерная эмоциональная и информационная нагрузка - все это негативно влияет на развитие нервной системы ребенка. Должны быть контроль и поддержка со стороны родителей, если этого нет, ситуация не улучшится.

Спокойствие, только спокойствие!

- Как я понял, заикание - проблема сложная и ей занимается не только логопед?

- Действительно, здесь нужен комплексный подход, главную роль в котором играет врач-психиатр или невролог. Он работает над самой болезнью (назначает медикаменты, физиолечение), а логопед - только над симптомами. Ребенок получает медицинское лечение в отделении реабилитации и дневном стационаре нашей поликлиники. Посещает занятия логопеда, получает психологическую разрядку в кабинете психолога.

- Какие же задачи стоят перед вами?

- Я учу детей говорить плавно, на длительном выдохе, обучаю их спонтанной связной речи, без запинок. Занятия проходят в игровой форме, дети выполняют различные голосоречевые упражнения по специальным методикам, тренируют дыхание, органы артикуляции, получают логопедический массаж. Здесь большое значение имеет релаксация. Кроме этого, важно наладить связь с родителями для регуляции режима дня и закрепления полученных навыков.

- Вы упомянули специальные методики. Расскажите о некоторых из них.

- Эффективны методы Н.А. Чевелевой, В.И. Селиверстова. В последние годы с ними параллельно я применяю методику М. Монтессори. Но одна из самых современных и эффективных методик - биологическая обратная связь или БОС-терапия. Только, к сожалению, это дорогостоящая процедура. Методику применяют в реабилитационных центрах Астаны, Алматы. У нас в области БОС-логопедического нет.

- С какими трудностями приходится сталкиваться вашим юным пациентам в повседневной жизни?

- Заикающиеся дети боятся задавать вопросы, испытывают страх перед речью. У них страдает процесс речевого программирования.

- Всегда хотел узнать, почему заикающиеся люди испытывают дискомфорт при разговоре, но при этом хорошо поют?

- Хороший вопрос. Замечали, что дети с заиканием говорят чисто, когда рассказывают стихи? Это автоматизированная речь. А при пении происходит релакс голосовых складок, дыхание становится упорядоченным.

- Какая же часть ребят все-таки побеждает недуг?

- От невротического заикания излечиваются почти все дети, а неврозоподобное протекает с рецидивами в осенне-весенний период, в стрессовых ситуациях.

Создать здоровый климат

- Гульзат Казмановна, в каком возрасте ребенок уже начинает говорить?

- Примерно к году он произносит осмысленно 6-8 слов: мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля, а также звукоподражательно - ав-ав, би-би и др.

- До какого времени малышам простительны огрехи в произношении слов?

- До пяти лет - это норма. Некоторые звуки могут появиться и в шесть лет, например, [л] и [р].

- Если после этого возраста проблемы с речью остаются, то нужно обратиться к специалистам?

- Конечно, но мы начинаем работать и раньше: уже ближе к пяти годам берем ребят с нарушением произношения, с задержкой речевого развития - до трех лет. А если проблема связана с заиканием, то и с двух лет.

- Есть какие-то ярко выраженные симптомы заикания?

- Первый признак - длительная остановка, попытка что-то сказать. Второй - ребенок пытается произнести фразу на вдохе. Многократное повторение одного и того же слова - это тоже признак заикания. И здесь важно не затягивать с обращением.

- А если от заикания страдает папа или мама, как это отражается на детях?

- Когда ребенок слышит речь заикающегося взрослого, он может подражать ему. Поэтому в семье ребенок должен слышать размеренную и плавную речь.

- Какая атмосфера должна быть в доме, где проживает заикающийся ребенок?

- В семье должен быть создан благоприятный микроклимат без эмоциональных вспышек и ссор. Ребенок на все это реагирует отрицательно. Важно не перегружать его лишней информацией: не надо учить буквы с двух лет - в них пока нет необходимости. Лучше играть в обычные детские игры. А в целом в тех семьях, где царят любовь и взаимопонимание, где родители настроены позитивно, как правило, заикания нет.

Не ждать у моря погоды

В беседе с Еленой Петровой мы затронули уже другую сторону вопроса: наш разговор был посвящен проблеме заикания у взрослых людей.

- Елена, со взрослыми людьми, страдающими от заикания, наверняка сложно работать?

- Безусловно. С возрастом диапазон речевой проблемы становится все больше и больше, возникают комплексы, ощущается давление социума. Получается целый клубок. Поэтому важно, чтобы была совместная работа логопеда и пациента. Но пока человек сам не захочет победить свой недуг, как ни старайся, ничего не получится. Кстати, пользуясь случаем, хочу сказать, чтобы люди не занимались лечением заикания при помощи Интернета. Не верьте, что за три дня можно вылечиться. Никакие специалисты из Всемирной паутины, никакие компьютерные программы на это не способны - это все обман. Доверяйте только профессионалам. Ведь существуют инновационные методики, которые здорово помогают.

- Есть ли распространенные мифы, связанные с заиканием?

- Как правило, они касаются времени лечения. Еще раз повторю: заикание не вылечить за три дня. Также я бы не советовала посещать различных бабушек - так можно усугубить проблему.

- А если человек, наоборот, не стремится к выздоровлению и сам себя запер в четырех стенах. К чему это приводит?

- Такой человек теряет себя как личность, отгородившись от социума. Он не создает семью, постепенно впадает в глубокую депрессию. На занятиях я всегда говорю пациентам, что существует немало профессий, в которых речь не так уж и важна. Можно заняться творчеством: рисованием, пением - это отличное занятие! Большое подспорье - плавание, оно развивает дыхание. Главное - не замыкаться в себе и начать что-то делать.

- За сколько занятий уже можно ощутить положительный эффект?

- Это зависит от самого человека: кому-то становится лучше уже на первом занятии, а кому-то - через полгода. Иначе говоря, как только пациент раскрылся перед специалистом - с этого момента и начинается положительная динамика.

- Существуют какие-то определенные правила, которым нужно следовать, чтобы добиться результата?

- Должен быть системный подход. Если нужно ходить на занятия во вторник и четверг, то не следует нарушать этого. Нет системы - нет эффекта. Хаотичное посещение ни к чему не приводит. Многое зависит и от самостоятельной работы.

- И напоследок - ваши пожелания людям, страдающим от заикания?

- Начните себя любить и сделайте все, чтобы стать такими же успешными, как Мерлин Монро или Элвис Пресли. Главное - захотеть, и все у вас получится!

Беседовал Павел РОЩУПКИН

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.