В МИРЕ БЕЗ ЗВУКОВ - ЭТО НЕ ТИШИНА
- Подробности
- Дата публикации 25.09.2015 10:45
- Категория: Общество
Накануне Международного Дня глухих и казахстанского Дня труда я встретилась с Алмой Араспаевой, учителем-географом, и не просто учителем, а сурдопедагогом областной школы-интерната для детей с нарушением слуха. Я узнала, каково это, когда звонок звучит только для учителя.
Представьте, вы видите птицу, но не слышите ее пения, видите деревья, но не слышите шелеста их листьев. Для меня это немыслимо. Несмотря на все сложности и реалии нашей жизни, юные петропавловцы с проблемами слуха не унывают, потому что рядом с ними те, кто учить понимать и принимать этот мир без звука. Одна из них - Алма Араспаева, которая отдает все свое тепло и любовь девчонкам и мальчишкам, потерявшим слух или родившимся глухими. Это педагог с большой буквы. За ее плечами 33-летний стаж.
Понять с полуслова…
Много лет назад молодая девушка, только что окончившая педагогический институт и выросшая без родителей, искала работу. Кто-то из знакомых подсказал, что в школу-интернат для неслышащих детей требуется вожатая. Алму не смутил тот факт, что работать придется с глухими детьми - затрудненное материальное положение толкнуло ее на этот шаг. Молодая пионервожатая проводила с ребятами все свободное и несвободное время. Было все: и совместные поездки на картошку с песнями и плясками, и игры на переменах, некоторые из ребят даже делились своими секретами и проблемами. Можно было позавидовать энтузиазму девушки, не испугавшейся трудностей в общении с непростыми детьми, которые так тянулись к ней. Наоборот, они учились друг у друга. Ребята учились понимать, «видеть» звуки, вожатая - сурдообщению.
Спустя некоторое время Алма Жамаловна из статуса пионервожатой перешла в другой - воспитателя. Повышение в должности сулило увеличение рабочего времени в разы. Теперь девушка проводила на работе долгие и долгие часы, но это ее ничуть не расстраивало. Наоборот, это давало ей шанс находиться ближе к детям, стать их опорой и наставником. Не забывает Алма Жамаловна и своего наставника. Им был Михаил Поликарпович Дробышев. Особую роль в становлении педагогического характера у девушки сыграла военная закалка Михаила Поликарповича. Этим - выдержке и сдержанности, полученным им на фронте, девушке оставалось только удивляться.
Но время течет, и многое меняется. После 10 лет работы воспитателем, Алма Жамаловна поняла, что ее душа требовала большего, того, чему она училась и чего желала. Очень хотелось стать учителем, видеть интерес в глазах детей, их благодарность за полученные знания. Но для того, чтобы преподавать в стенах уже ставшей родной школы, нужно было специальное образование сурдопедагога. И целеустремленная воспитательница, сама уже будучи матерью, поставила перед собой задачу, как говорил дедушка Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться!». И вот она, взяв в охапку своих деток, заручившись помощью брата, отправилась с еще 7-ю своими коллегами на учебу, в Алма-Ату. При КазНПУ имени Абая был открыт филиал ленинградского института педологии и дефектологии. И ведь до сих пор Алма Араспаева считает чудом, что ей представилась возможность получить качественное образование на территории родной страны, что учеба не доставила неудобств и не заставила расставаться на время, хоть и короткое, со своими детьми.
«Вместе учиться и быть рядом веселее…»
Как говорится: хочешь жить - умей вертеться. И Алма крутилась. Работа воспитателем занимала у нее все послеобеденное и вечернее время, в утренние часы Алма была свободна. В то время в одном из петропавловских садиков была набрана группа из глухих и слабослышащих детей. И воспитателя попросили там подрабатывать.
Нужно поднимать и своих малышей, и «халтурка» лишней не оказалась. Но какой бы ни была та самая «халтура», девушка подошла к общению с необычными малышами крайне серьезно и с огромной ответственностью. Ведь от нее зависело то, как дети начнут познавать мир, нарушая привычную тишину, как будет «звучать» в их головках тот или иной звук. Алма с такой чуткостью относилась к каждому ребенку из той группы, что, когда наступило время им получить среднее образование, коллектив родителей лично попросили директора школы о курировании их детей Алмой Жамаловной. Не имея образования учителя начальных классов, молодой преподаватель, не задумываясь, согласилась. «Будем учиться вместе - так веселее», - подумала тогда молодая женщина.
Двенадцать школьных лет Алма вела за собой ту самую маленькую группу. Она видела все этапы их взросления, все взлеты и падения. И гордится собой. Ведь она не оставила их ни в трудную, ни в счастливую минуты. Была всегда рядом не только как учитель, но и как старший товарищ, как наставник. Многое пережито вместе. Многому она их научила, многому научили они. Даже после прощания со школой, учитель продолжает принимать активное участие в жизни воспитанников. Ведь она для тех ребят как вторая мать, кстати, с их родителями Алма Араспаева поддерживает приятельские отношения. Некоторые из ее выпускников даже пошли по стопам своего классного руководителя, поступив на естественно-географический факультет.
Помимо обучения, учителя ведь принимают участие и в разностороннем воспитании ребенка. Алма Жамаловна поделилась со мной мнением, что воспитание - это не только подача хорошего примера и закалка уважения к людям, но и становление личности и даже будущего ребенка. Улыбаясь, педагог говорит, что иногда даже выступает «свахой». Ведь людям с ограниченными возможностями гораздо сложнее в повседневной жизни, и лучше для них найти себе пару из своего же окружения.
Отдавая себя без остатка
Когда Алма Жамаловна рассказывает о работе, у нее наворачиваются слезы. Говорит, что огромное счастье видеть благодарные лица родителей, услышавших от своих детей первые слова - мама и папа. Даря добро в сердца особых детей и видя искорки в их глазах, понимаешь, что ты живешь не зря. Что дело всей твоей жизни приносит пользу людям, которые получили возможность услышать.
Своими накопленными знаниями по обучению и воспитанию неслышащих детей она щедро делится с молодыми педагогами, а ее уроки отличаются эмоциональным настроем, приобщают детей к творческой деятельности; походы и природоведческие экскурсии вызывают интерес к географии, способствуют воспитанию эстетического вкуса.
Учитель постоянно работает над повышением своего педагогического мастерства, занимается самообразованием, изучая и исследуя тему «Формирование коммуникативных умений и навыков у неслышащих школьников на уроках географии». Алма Жамаловна занимается научно-исследовательской работой «Топонимика в курсе географии Казахстана» под руководством Светланы Геннадьевны Водопьяновой (кандидата географических наук), поддерживает связь с творческими лабораториями СКГУ. Ею собран материал по историческому и экономическому развитию Северо-Казахстанской области, создан стенд по Северо-Казахстанской области «Туған жерім - тектілер елі».
Семья же Алмы Араспаевой с пониманием и уважением относится к ее работе. «Главное - сохранять тишину», - улыбается педагог. Ведь если вы думаете, что на ее уроках царит полная тишина, то вы ошибаетесь. Побывав на одном из ее занятий, я ощутила огромное давление на слух. Тяжело. Трудно хотя бы от того, что многие ребята не могут произнести связных звуков и им приходится выкрикивать то, что у них получается. Представьте, а если бы вы сталкивались с этим по многу часов в день, справились бы вы? За себя могу сказать точно - я бы устала.
Говорить о том, любит ли Алма Араспаева свое дело или нет, я считаю, даже не стоит. Безграничная частичка себя, вложенная в каждого ученика, вызывает у меня восхищение. Женщина, которая несет на своих плечах труд, подвластный не каждому, безусловно, достойна уважения.
Беседовала Ольга СЕРАШ