В ПОБЕГЕ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

За достаточно короткий период компьютеры сумели так прочно войти в нашу жизнь, «укорениться» ней, что, пожалуй, в настоящий момент трудно найти человека, не знающего или не пользующегося этим «чудом техники». Но, как говорится, нет розы без шипов. С тех пор как компьютер перестал быть исключительно инструментом работы специалистов и появился практически в каждом доме, помимо пользы, он стал приносить и вред. Специалисты заговорили о компьютерной зависимости, когда человек просто «растворяется» в виртуальной реальности. Но как и почему это происходит, что движет компьютерным игроманом, сменившим реальный мир на цифровой? На эти и другие вопросы нам ответила психолог молодежного центра здоровья Зульфия Студенихина, беседа с которой пролила свет на этот вид зависимости.

Уже не просто «посиделки»…

- Зульфия Мирзарифовна, что такое «компьютерная зависимость»?

- Это непреодолимое желание человека всегда находиться возле компьютера, которое может привести к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Реальный мир для такого человека становится в определенный момент просто чужим.

- И как назвать все это: вредной привычкой или заболеванием?

- Многое зависит от стадии развития. Со временем любая вредная привычка может перерасти в болезнь, и компьютерная зависимость не исключение. Другими словами, если ее «запустить», то она может стать самым настоящим заболеванием.

- Всегда ли можно заметить эту грань?

- Ответ кроется в самом человеке. Если это сильная личность с крепкой нервной системой, которая умеет держать себя в руках, то она сможет избежать негативного влияния компьютерного мира. При другом варианте, когда личность слабая, виртуальность может одержать безоговорочную победу.

- А почему многие уходят в цифровой мир?

-На мой взгляд, виной тому - одиночество. Люди стали значительно меньше находиться рядом с близкими. Родители заняты работой, «добычей» хлеба насущного, а на детей, как правило, времени не остается. Поэтому ребенок, не получая должного внимания, ищет новые интересы в киберпространстве. Так же поступают и взрослые, которым не хватает общения.

- Вообще, какие виды компьютерной зависимости существуют?

- Чаще всего их две: интернетная и игровая. В первом случае нужно говорить о той ситуации, в которой пользователь бесцельно «бороздит» просторы Интернета: переходит от сайта к сайту или от чата к чату. Для человека становится важен не поиск полезной информации, а сам факт нахождения во Всемирной паутине. Во втором случае за монитором проводится также много времени. Но здесь преследуется уже конкретная цель: выполнить задание, найти вещи, которых еще нет ни у кого, стать выше всех в рейтинге и др. Словом, в игре пользователь может воплотить в жизнь все свои прихоти. Ведь в ней достичь всего этого гораздо проще, чем в реальности. Поэтому и немало тех, кто погружается в виртуальность с головой. Но важно помнить, что все это - просто иллюзия.

- И какой из этих видов больше влияет на человека?

- По моему мнению, игровая зависимость. Во-первых, в некоторых компьютерных «игрушках» есть достаточно высокий уровень агрессии, что может навредить неуравновешенному человеку. Во-вторых, просто пропадает общение. Если в Интернете оно хоть как-то присутствует, то в играх все замещается взаимодействием с компьютерными персонажами, которых на самом деле нет. Разрушается связь с окружающей действительностью.

- Слышал, что больше всего в виртуальности «теряются» любители ролевых игр…

- Начну с того, что не все игры вредны. Есть множество замечательных стратегий или головоломок, развивающих мышление и логику. Но и здесь нужно следить за временем, важно не «пропадать» за компьютером. Что же касается ролевых игр, то в них игрок (как видно из названия) выступает в определенной роли: воина, мага и др. Причем для своего персонажа можно выбрать любую внешность, что согласитесь, многих подкупает. А для большей реалистичности пользователь играет от первого лица (вид «из глаз»), что нередко приводит к глубокому «погружению» в роль персонажа. Такие игры сделаны, конечно, очень интересно, поэтому и «затягивают» больше других. Но я считаю, что уровень агрессивности в игре больше влияет на человека, чем жанр. Особенно, если речь идет о детской психике, которая еще не сформировалась. Игры с элементами жестокости могут ей навредить: нервная система ребенка просто «изнашивается».

Юноша бледный со взором горящим..?

- Зульфия Мирзарифовна, кто больше всего подвержен компьютерной зависимости?

- В большей степени подростки. Но, к сожалению, сейчас встречаются и дети 8-9 лет. Что касается взрослых, здесь возраст может быть самым разным. Когда человек не доволен собой, где-то не реализовал себя, то пристрастие к играм может появиться и после сорока. Возвращаясь к детям, отмечу, что игромании подвержены эмоционально нестабильные подростки, которые легко раздражаются по малейшему поводу, они замкнуты, плаксивы, истеричны. Если же говорить о гендерных различиях, то на представителей мужского пола компьютерная зависимость влияет сильнее, потому что они, в отличие от женщин, менее стрессоустойчивы.

- По каким признакам можно понять, есть ли у ребенка нездоровая тяга к компьютерным развлечениям?

- Во-первых, подросток все больше и больше «закрывается» от этого мира, стремится во что бы то ни стало уйти с любого мероприятия домой, к компьютеру. Во-вторых, попытка оторвать ребенка от игры вызывает агрессию с его стороны. В-третьих, такие дети чаще всего пренебрегают временем, личной гигиеной, домашними поручениями. Иначе говоря, вся их жизнь начинает сводиться только к одному - компьютеру, возле которого они готовы проводить и день и ночь. Кроме этого, есть и физические признаки компьютерной зависимости: истощение из-за нерегулярного питания, снижение речевой активности, общая усталость.

- К чему все это может привести?

- Вполне возможно эмоциональное «выгорание», при котором подросток перестанет контролировать собственные эмоции. К примеру, агрессия может проявиться как по отношению к окружающим, так и самому себе, что может привести и к суициду. Ведь в сознании ребенка возникает безвыходная ситуация: реализовать себя не получается ни в жизни, ни в виртуальной реальности. И как жить? Чаша эмоций переполняется и выплескивается.

- Ваши советы родителям, как избежать подобной ситуации и побороть зависимость?

- Хотелось бы начать с типичных ошибок, которых не стоит допускать. Одна из них - полный запрет на использование компьютера. Но это лишь путь к тому, чтобы стать в глазах ребенка его самым настоящим и злейшим врагом. Важно понимать, что перед тем, как отнять, нужно дать что-нибудь взамен. Другими словами, нельзя полностью изолировать детей от виртуального мира, достаточно ограничить время нахождения в нем и занять ребенка другой деятельностью: взять на прогулку, совместно сделать с ним что-нибудь по дому, пригласить друзей и устроить мини-праздник. Выбор развлечений с детьми огромен, главное - самим взрослым проявить фантазию и активность. Любите детей, не скрывайте от них родительских чувств. Также не нужно забывать и про тактильный контакт - обнимайте своих детей почаще, гладьте их по голове. И не стесняйтесь: в любом возрасте ребенку необходима ваша забота и ласка. Когда дети (да и взрослые тоже) поймут, что их искренне любят в настоящем мире, то они уже не будут сбегать в виртуальное пространство, чтобы найти в нем понимание.

Беседовал Павел РОЩУПКИН

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.