БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ НАЧНИТЕ С СЕБЯ!
- Подробности
- Дата публикации 20.03.2013 06:16
- Категория: Общество
К этому призвали североказахстанскую молодежь участники «круглого стола», посвященного вопросам терроризма и экстремизма. Казалось бы, к нашей области эти страшные проблемы не имеют никакого отношения - телефонные звонки о заложенных бомбах, как правило, являются розыгрышем горе-шутников, которым в итоге приходится нести ответственность за свою глупость по всей строгости закона. Но, по словам специалистов из областного департамента по делам религий, тенденции к проявлению экстремизма имеются и у нас. И главный объект внимания псевдорелигиозных миссионеров - молодежь. В исправительных учреждениях СКО отбывают наказание 18 членов экстремистских течений и организаций, осужденных за террористическую деятельность. И в основном это молодые люди - 20-27 лет. А ведь беды можно было избежать…
Неоправданное безумие
Ничто не может служить оправданием для экстремизма и терроризма. Но проблема агрессивного поведения молодежи становится все более актуальной в условиях нынешней действительности.
«Элементы экстремистского поведения молодых людей формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин их роста исследователи склонны включить социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых и недостаточные социальную зрелость, профессиональный и жизненный опыт, - отмечает и. о. директора департамента по делам религий СКО Абу-Бакир Карменов.
Современное молодое поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений, отсюда порой и возникают растерянность, пессимизм, неверие в будущее, растет агрессивность. «Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям в силу возрастных ее свойств. Даже в спокойные в социальном и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодых всегда было выше, чем среди остального населения», - говорит Абу-Бакир Жаксылыкович.
За годы независимости в Казахстане заметно возросла активность нетрадиционных религиозных объединений. Причина такой тенденции кроется в том, что за годы советской власти влияние традиционных конфессий ослабло. Это вызвало наплыв проповедников десятков зарубежных религиозных организаций, которые стали рассматривать Казахстан как миссионерскую «целину». Имевшийся духовный вакуум постепенно начал заполняться, в том числе и нетрадиционными религиозными течениями. На определенный успех последних повлияли высокий уровень агитационной и рекламно-издательской деятельности, а также хорошая финансовая поддержка из-за рубежа.
«Для обеспечения безопасности любого государства особую значимость представляет позиция молодых граждан, поскольку через определенное время они придут к управлению страной, ключевым позициям в экономике и бизнесе, культуре и образовании. Сегодня удельный вес молодежи в Казахстане составляет 27,8% от общей численности населения, или более 4,5 миллионов человек. Это огромная аудитория для различных организаций, которые предпринимают все усилия для вовлечения молодых умов в свои общины», - сообщает об опасности Абу-Бакир Карменов.
В силу своего возраста молодежь наиболее беззащитна перед идеями экстремистского и террористического толка. Как правило, в борьбе «за справедливость и добро» она идет на очевидные крайности. Поэтому обществу и государству очень важно уделять большое внимание молодому поколению, прилагать все усилия, чтобы оно нашло пути для своего дальнейшего саморазвития.
Радикальные силы стремятся рекрутировать молодежь, чтобы укрепить свои организации полными сил и энергии людьми. Характерные особенности экстремистских структур - политический характер и противопоставление традиционным религиям. Они создают условия для дестабилизации общественной жизни, межконфессиональных и межэтнических противостояний. То есть речь идет, по сути, о подрыве устоев нашего государства, возникновении угрозы для его независимости.
Экстремизм религиозным не бывает
«Необходимо добиваться понимания молодежью истинных задач экстремистских групп и, самое главное - угроз, которые они несут. В связи с этим очень важна роль опытных священнослужителей, которые способны грамотно и квалифицированно противостоять идеологам экстремистов. Им необходимо обладать универсальными знаниями священных книг, религиозной догматики, доктринальных положений вероисповедания, обрядов, ритуалов и иной культовой практики. Это позволит им смело оппонировать своим идейным противникам. В настоящее время немало представителей казахстанской молодежи получает духовное образование за рубежом. К сожалению, нам неизвестно, чему их там учат. По возвращении домой некоторые из них становятся адептами экстремистских течений. Не лучше ли было бы сделать ставку на то, чтобы наша молодежь получала духовное образование в собственной стране? - рассказывает о путях противостояния угрозе Абу-Бакир Карменов. - Так сложилось, что нередко казахстанские священнослужители традиционных вероисповеданий проигрывают борьбу за умы населения псевдорелигиозным учениям. Поэтому наше общество сегодня нуждается в грамотных, теоретически подготовленных, харизматичных кадрах в сфере религиозного воспитания».
В Казахстане сегодня уделяется большое внимание созданию и поддержке духовных учебных заведений, относящихся к традиционным религиям, где можно получить современное образование и теологическую подготовку. Это, прежде всего, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» в городе Алматы, который готовит высококвалифицированных имамов, теологов и переводчиков. В Алматинской духовной семинарии получают образование клирики, регенты и псаломщики. Высшая духовная семинария в Караганде выпускает католических священников. Также у нас в стране действуют девять медресе, где готовят исламских священнослужителей, а также другие духовные учебные заведения традиционных религий. Ну а помочь каждому школьнику призван курс «Основы религиоведения».
Как отмечает наиб имам центральной областной мечети «Кызылжар» Руслан Кайыргельды (кстати, выпускник Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак»), само понятие «религиозный экстремизм» ошибочно по сути: «Мы должны разобраться, что такое религия, и понять, что экстремисты - это бандиты и убийцы, не имеющие к ней никакого отношения. Ислам или любая другая религия в основе своей призывают к вере, миру, согласию, созиданию, единству, уважению старших, заботе о младших, знанию. А какая вера в основе своей призывает к тому, что делают террористы? Даже если они ссылаются на отрывки из Корана, мы не должны слепо за ними следовать. Сейчас молодежь мало читает книги, в основном ищет информацию в Интернете, а там всегда найдутся такие сайты, которые красноречиво заманивают, уводя в сторону от традиционных религий. Я призываю вас открыть глаза и не следовать слепо ни за кем». Об опасности экстремистского влияния на пользователей Интернета говорят и психологи.
Психология разрушителя
Что приводит людей в экстремистские организации? На каких струнах человеческих душ играют их идейные вдохновители?
«Человек постоянно испытывает потребность причислять одних людей к своим союзникам, других - к врагам, нуждается в принадлежности к обществу, своей социальной группе, в самоидентичности. Каждый из нас хочет быть принятым и понятым именно среди тех, кто нам важен. Но всегда ли мы понимаем и принимаем друг друга? И тот человек, который не нашел поддержки и помощи, идет в другое место. Именно этими психологическими особенностями пользуются лидеры террористических и экстремистских движений. И особую ставку они делают на молодежь в силу отсутствия большого жизненного опыта и стремления к новому и неизвестному, - объясняет старший преподаватель кафедры психологии СКГУ им. М. Козыбаева Людмила Филиппова. - Представления любого террориста, независимо от его возраста, могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, которые поддерживают неудачный брак из соображений, что это лучше, чем быть незамужней. И потеря организации для террористов - это утрата их самоидентичности».
По мере того как террорист или экстремист проникается идеологией своей организации, мир для него распадается на своих и врагов, на черное и белое, на «правильное» и «неправильное». И для него не существует неясности, не существует сомнения. Подобная логика побуждает наносить удар по обществу и врагу, кем бы он ни был. Он не разбирает - старики это, дети или взрослые. Врага определяют лидеры организации. Они намечают мишени, а также методы нападения, которые следует использовать. Сегодня существуют очень серьезные методики манипулирования, контроля поведения человека, которыми успешно пользуются представители терроризма и экстремизма. «Мне бы очень хотелось открыть у нас в университете специальный кабинет психологического консультирования, где молодежь, студентов, которые испытывают чувства одиночества, неудовлетворения, можно было бы учить контролировать свое собственное поведение, самих себя. И строить психологические барьеры против экстремистов и террористов», - высказывает свои пожелания Людмила Филиппова.
Понятно, что террористами или экстремистами становятся не сразу. По словам психолога, это, как правило, выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. На кого-то влияют личные связи с представителями экстремистских организаций. Но есть и еще одна причина, пока еще мало изученная, - виртуальная коммуникация. Многие из нас сегодня больше общаются в Интернете, чем вживую. Как отметила Людмила Александровна, сегодня 80% подростков верят той информации, которую они видят в Сети.
Нравственная вседозволенность, смещение жизненных ориентиров - все это, к сожалению, присутствует в виртуальном общении.
По мнению психологов, люди, склонные к терроризму и экстремизму, - социально дезадаптированные, малоуспешные. Они плохо учились в школе и вузе, не смогли сделать карьеру, добиться того же, что и их сверстники, всегда страдали от одиночества, у них не складываются отношения с представителями противоположного пола. Одним словом, всегда и везде они были аутсайдерами. Нигде: ни в семье, ни на работе, ни в дружеской компании - они не чувствовали себя по-настоящему, чем и пользуются экстремисты, «по-дружески» зазывающие в свои общества. А еще им свойственно стремление к поиску острых ощущений. Как правило, молодежи хочется риска и опасности. Те, у кого эта потребность особенно высока, склонны создавать свои контркультуры. И не всегда их энергия течет в мирное русло…
«Сегодня политика нашего государства направлена на формирование у казахстанской молодежи толерантности. То есть, в первую очередь, сочувствия, сопереживания тем, кто рядом. Если на вашем пути окажется человек, которому нужна помощь, то ваш шаг навстречу ему - это первый шаг к тому, чтобы вы могли быть спокойны за своих близких, за свое будущее», - так советует противостоять терроризму и экстремизму Людмила Филиппова.
Других обвинять легче
Руководитель общественного объединения «Прозрение - Көз жету» Максим Доценко советует решать проблемы экстремизма, начиная с работы над собой. «Юношеский максимализм заставляет молодых людей дойти до конца во всем, что бы мы ни делали: и в хорошем, и в плохом. Это свойство молодежи сочетается с еще одной особенностью - стремлением к справедливости и борьбе за нее. Вопрос только в том, кто и как понимает эту справедливость. И вот здесь начинаются проблемы. Можно понимать ее так же, как и большинство людей в обществе, а можно - как небольшая группа. И за это бороться. А молодой человек очень часто будет отстаивать свое до победного конца, считая, что все средства хороши, потому что он борется за высокий идеал. Часто кажется, что, когда ты жертвуешь своей либо чужой жизнью, здоровьем, интересами, это достойно похвалы, потому что ты идешь за правое дело, за которое всем можно заплатить.
Но парадокс в том, что практически все мировые религии говорят о другом подвиге - подвиге самоограничения. То есть, человек должен не идти до конца, жертвуя всем и вся, а начать с себя в первую очередь. Но труднее всего увидеть, что проблема не в окружении, а в тебе самом.
В нашем обществе сложилось так, что в «кухонных разговорах» во всех неудачах винят кого-то другого: государство, соседей, школу… Найти виноватых всегда можно. Но все мировые религии дают очень простой ответ: виноват ты сам. И, что бы ни случилось, единственное, что ты можешь изменить, - самого себя. Если каждый это поймет, то экстремизм лишится смысла, поскольку его сторонники стремятся изменить окружающую действительность, мало меняя что-то в себе».
Удивительно, ради чего люди вступают в радикальные организации, ведь большинство из них не имеет конструктивной программы. Если эти люди придут к власти, то, скорее всего, все кончится очень печально, причем и для них самих в том числе, потому что они не понимают, что дальше делать, отмечает Максим Юрьевич. Экстремисты знают, что их не устраивает, и пытаются это уничтожить своим специфическим путем насилия и агрессии. Но ради чего - абсолютно непонятно.
Ради почти мифического «светлого будущего»? Но будущее всегда конкретно. И чтобы его построить, нужна не идея, а конкретные планы, ежедневная работа, в том числе и над собой.
«Своим равнодушием, своим непониманием ситуации мы часто допускаем вещи, которые неприемлемы. Я веду курс «Основы религиоведения» в двух очень неплохих школах. И регулярно слышу фразы, содержание которых можно определить как националистическое или явно нетерпимое в отношении других религий. Причем говорят это девятиклассники, и не потому, что они агрессивны, а потому, что в их семьях эти фразы воспринимаются как норма. И они не видят в этом ничего страшного, - приводит пример Максим Доценко. - А как только мы допускаем такие вещи, мы допускаем, чтобы они делались в отношении нас».
«Беда любого общества в том, что всегда есть большое желание менять окружающих, не меняя себя. Так легче. Но нельзя избавиться от всех гадов, чтобы жизнь стала легче и лучше, потому что гады всегда в себе. Если мы это зло в себе сможем победить, тогда сможем победить и экстремизм», - подводит итог Максим Доценко.
Нам остается лишь понять и принять эти простые истины, чтобы по мере наших сил сделать окружающий мир хотя бы чуточку лучше и добрее. Естественно, начиная с себя.
Инна КАЛИМБЕТ