"НЕБЕСНЫЙ ПРИЧАЛ" ПЕТРОПАВЛОВСКА - НА ЗАМОК
- Подробности
- Дата публикации 29.01.2013 03:34
- Категория: Правопорядок
Воздушному сообщению Петропавловска снова грозит нелетная погода. После проверки аэропорта управлением ЧС по СКО было выявлено 19 грубых нарушений правил пожарной безопасности. На прошлой неделе специализированный межрайонный экономический суд СКО вынес решение о приостановлении деятельности АО «Международный аэропорт г. Петропавловска» на один год. Решение в законную силу еще не вступило.
Полеты с риском для жизни
Проверка воздушной гавани Петропавловска была организована сотрудниками ЧС еще в октябре прошлого года, по ее результатам 5 декабря в суд был подан иск о приостановлении деятельности аэропорта. Перед началом заседания судья Марат Сарсенбаев напомнил, что это дело уже рассматривалось в заочном порядке, но ввиду того, что по вине почтальонов на процессе отсутствовал ответчик, было принято решение о его повторном рассмотрении.
В очередной раз основанием для приостановления деятельности воздушной гавани нашего города послужили нарушения правил пожарной безопасности, а именно: отсутствие на путях эвакуации объемных самосветящихся знаков выхода с автономным питанием от электросетей. Также на фасаде здания нет световых указателей расположения гидрантов, плана эвакуации людей, не произведена обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом. Практически во всех помещениях аэропорта, кроме комнат, предназначенных для vip-гостей, отсутствует пожарная сигнализация, а естественный источник водоснабжения порос камышом, к которому, кроме прочего, нет еще и подъездных путей. Также в аэропорту отсутствует самостоятельная пожарная часть, а численность личного состава негосударственной противопожарной службы не соответствует положенным нормам. Не в полном объеме укомплектованы пожарные автомобили, но самое главное, там нет необходимого запаса пенообразователя, который, согласно нормам технического регламента и законодательства в области авиасообщений, должен иметься в трехкратном размере. Это, пожалуй, одно из наигрубейших нарушений правил пожарной безопасности, которое при рассмотрении этого дела особенно заинтересовало судью Сарсенбаева. Как бы представители ответчика - юрист Татьяна Шоколова и Ермек Болатбеков, начальник пожарной службы АО «Международный аэропорт г. Петропавловска», ни доказывали, что на сегодняшний день многие из предъявленных нарушений уже устранены, главный специалист правового отдела ДЧС Татьяна Дерова стояла на своем. «В таком случае, вы должны были написать заявление в департамент ЧС и мы бы инициировали повторную проверку по пунктам, указанным в исковом заявлении. Но даже если во время суда мы бы подтвердили, что часть из этих нарушений действительно устранена, то это все равно не может быть гарантией того, что из-за оставшихся нарушений завтра не пострадают люди.
В качестве причин несоответствия воздушной гавани всем пожарным нормам ответчик называл и затянувшийся процесс передачи аэропорта в собственность акимата области. По документам передача уже осуществлена, но обещанные средства на его реконструкцию еще не поступили, а собственных, чтобы приобрести пенообразователь, у аэропорта нет.
«Ваша работа связана с повышенной опасностью, вы принимаете воздушные судна, в которых находится большое количество людей. Вы должны быть готовы к чрезвычайной ситуации в любой момент, а отсутствие пенообразователя, как вы понимаете, - серьезное нарушение. А если завтра случится пожар, вместо того чтобы ликвидировать его, вы тоже будете объяснять людям, что аэропорт еще не получил обещанные средства, а потому и не приобрел необходимый запас пенообразователя?» - задал вопрос представителю ответчика судья Марат Сарсенбаев, поинтересовавшись и тем, сколько времени потребуется ответчику для устранения этого нарушения. Выяснив, что это вопрос не одного дня и даже месяца, судья принял решение удовлетворить иск управления ЧС СКО в полном объеме, приостановив деятельность воздушной гавани Петропавловска сроком на один год. В распоряжении ответчика есть 15 дней для обжалования этого решения в вышестоящей инстанции. Понятно, что за это время аэропорт со множеством проблем, которые давно уже стали для него заоблачными, вряд ли успеет решить их. Кроме нарушений правил пожарной и авиационной безопасностей, которые находятся в неудовлетворительном состоянии (последний капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы проводился в 1974 году), есть еще и долг по зарплате, исчисляемый миллионами тенге.
К слову, совсем недавно Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан были утверждены новые правила организации обслуживания пассажиров в аэропортах страны. Кроме прочего, ими предусмотрено и внедрение международных стандартов качества обслуживания пассажиров. Среди основных критериев - удобство стыковок рейсов, оборудование зон ожидания, создание условий для незатруднительной ориентации пассажиров в аэропорту. Стандарты затрагивают также деятельность предприятий общественного питания, информационное обслуживание пассажиров, обеспечение их доступа к сотовой связи и беспроводному Интернету.
Предусматриваются также нормы, направленные на создание комфортных условий для пассажиров по прохождению досмотра. По принятым стандартам время досмотра не должно превышать 7 минут с учетом очереди.
При оборудовании зон ожидания, где нет накопителя, при пиковой нагрузке пассажиров и провожающих должно быть не менее 20% сидячих мест. Если есть накопитель, для 60 % пассажиров в нем должны быть предусмотрены сидячие места. При прохождении паспортного и визового контроля время ожидания должно составлять не более 20 минут по прилету и 30 - при вылете с учетом очередей, при выполнении рейсов по расписанию. Время обслуживания прилетевших пассажиров в аэропорту не должно превышать 45 минут, при вылете - 60. В правилах также предусмотрены требования к парковкам. Путь пассажира от аэровокзала до парковки по времени не должен превышать 5 минут. Думаю, не стоит даже говорить о том, сколько всего нужно сделать нашему воздушному причалу, чтобы хоть немного соответствовать этим правилам. Что ни говори, а до международных стандартов нашему аэропорту с таким количеством болевых точек еще далеко. Будем надеяться, что выделенных государством на реконструкцию аэропорта средств хватит для решения всех его проблем.
И о зарплате
Северо-Казахстанской транспортной прокуратурой на постоянной основе проводится анализ исполнительных документов о взыскании заработной платы. Только Международный аэропорт города Петропавловска задолжал своим сотрудникам миллионы тенге, сообщила Жанна Айтуллина, старший помощник Северо-Казахстанского транспортного прокурора.
Транспортная прокуратура проверила Кызылжарский территориальный отдел судебных исполнителей департамента по исполнению судебных актов по СКО, а именно - состояние законности исполнительных производств о взыскании заработной платы работников АО «Международный аэропорт г. Петропавловска» за 2012-й и текущий период 2013 года.
С начала года в отдел судебных исполнителей поступило 155 документов по взысканию заработной платы в пользу работников воздушной гавани на сумму 30377003 тенге, из них на 10.07.2012 года в полном объеме возвращено 29968837 тенге по 149 исполнительным производствам.
На конец декабря прошлого года задолженность по зарплате в аэропорту составила 1087673 тенге по 12 судебным актам, из них 19 декабря 2012 года частично возвращено 239106 тенге, 26-го - 142992 тенге, а 21 января этого года - часть денег на сумму 273056 тенге.
На 23 января остаток долга составляет 6 исполнительных производств на общую сумму 432519 тенге. Работа в данном направлении продолжается.
P.S.: Международные массмедиа показывают и рассказывают о вопиющих случаях, когда из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности и недобросовестного отношения сотрудников к служебным обязанностям гибнут сотни людей (это ЧП в ночных клубах России и Бразилии и др.). Пора бы уже всем задуматься над происходящим. Не думаю, что кому-то из петропаловцев полет в Астану или Алматы будет дороже собственной жизни. Так и в случае с нашим небесным причалом: уж лучше тише ехать на проверенном транспорте, чем быстро, но с риском для жизни. Думаю, одного года для руководства аэропорта будет достаточно, чтобы решить все проблемы и уже со стопроцентной уверенностью в безопасности встречать и отправлять воздушные судна.
Сагынгуль САКЕНОВА