УПРЯМСТВО, СТОИВШЕЕ ЖИЗНИ...
- Подробности
- Дата публикации 13.04.2017 04:38
- Категория: Правопорядок
Убийство… Страшное слово, от которого бежит неприятный холодок по всему телу… Что заставляет человека идти на такой серьезный противоправный шаг и отнимать жизнь у другого? К сожалению, зачастую мотивом для убийства является банальный конфликт, который стало невозможно разрешить словами… В феврале 2017 года в специализированном межрайонном суде по уголовным делам СКО состоялось открытое судебное заседание. На скамье подсудимых - 29-летняя жительница села Явленки Ксения Шестоперова, признанная виновной в совершении убийства и приговоренная к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Девушка сама призналась в совершении преступления через долгих 4 года. Стойкая неприязнь к потерпевшему, его упрямство и пристрастие к алкоголю сыграли главную роль в развернувшихся печальных событиях…
Уходя - уходи…
15 апреля 2012 года Ксения приехала из Петропавловска к себе домой в Явленку. В тот год у ее родителей начал проживать их сосед Аскар Жакенов, который имел обыкновение распивать спиртные напитки, буянить, оскорблять и избивать отца девушки. Конечно, это не могло не возмущать Ксению, и каждый раз, приезжая домой, она выгоняла молодого человека из дома. Так случилось и в этот раз. Она ругалась и кричала, чтобы он немедленно покинул дом.
«Ты здесь не хозяйка!» - услышала она в ответ от пьяного соседа.
Тем не менее, вдоволь поругавшись, он все-таки решил уйти. Казалось бы, на этом история, повторяющаяся с завидным постоянством, должна была закончиться. Вечером Шестоперова собиралась уехать в город, но, вот беда, опоздала на автобус и вернулась домой. Эта роковая случайность в корне изменила сразу две судьбы…
Жакенов, не ожидавший такого скорого возвращения девушки, как ни в чем не бывало пришел обратно и улегся на кровать. Ксюша вновь настойчиво попросила его уйти. Однако на этот раз Аскар проигнорировал ее пожелание и вышел во двор. Она же решила приготовить ужин и возилась на кухне, но спустя полчаса с улицы стал доноситься шум, и Шестоперова вышла во двор, чтобы узнать, что произошло.
Преступление и…
Оказалось, что Жакенов вместе с ее отцом распивал спиртное и громко ругался, используя ненормативную лексику. Терпение Ксении было на пределе: буквально затолкав отца в дом, она вновь предприняла попытку выгнать назойливого соседа со двора. Он в свою очередь переключился на девушку и продолжал нецензурно выражаться, вдобавок ударив ее кулаком по голове. Надо заметить, что из дома девушка вышла с кухонным ножом, которым и воспользовалась. Ксения нанесла один удар в шею парня, таким образом, кухонный нож, которым только что резали мясо, стал орудием преступления… От полученного ножевого ранения Жакенов упал в кресло и стал хрипеть.
Пожалуй, на этом девушке стоило остановиться, но она продолжила - схватила полено и нанесла молодому человеку еще два удара по голове… Сосед притих и перестал подавать признаки жизни. Шестоперовой стало страшно. Она принесла зеркало и прислонила ко рту Аскара, чтобы проверить наличие дыхания. Жакенов не дышал. Желая скрыть следы преступления, девушка взяла в сарае обшивочную ткань от матраца и, натянув его на труп, как мешок потащила волоком на задний двор. Возле бани она скинула его в канализационную яму, засыпав землей и мусором.
…наказание
О произошедшем Ксения долгое время никому не говорила, потому что боялась ответственности. Хотя один раз все же проговорилась Д. Банкову в ходе очередной пьянки возле своего дома в июне 2015 года. Банков сказал девушке, что недавно встретил Аскара, на что Ксюша попросила его не врать, объяснив причину нереальности этой встречи. Она призналась, что убила Жакенова и закопала его в яме на заднем дворе своего дома. Но ее собеседник не поверил даже после предложения на спор взять лопату и копать, после чего этот разговор был прекращен.
Но все тайное однажды становится явным… Быть может, события того вечера так и остались бы скрытыми от правосудия, если бы девушка сама не дала показания. 26 октября 2016 года к Шестоперовой пришли сотрудники полиции и стали расспрашивать о Жакенове. Тогда она призналась в его убийстве и показала место, где закопала его труп. Там, спустя четыре с лишним года, и были найдены останки убитого. Причину наступления смерти установить сложно, но скорее всего ею стала черепно-мозговая травма.
Суд постановил, что во время совершения преступления девушка в состоянии аффекта или временного расстройства психической деятельности не находилась. Уровень ее интеллектуального развития соответствует норме, психическими заболеваниями не страдает. Однако среди присущих ей индивидуально-психологических особенностей можно выделить нетерпеливость, вспыльчивость, агрессивность, склонность к риску, ее высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков. По всей видимости, взрывной характер тоже сыграл свою роль…
Отметим, что во время совершения данного преступления действовал УК РК от 16.07.1997 года. Поэтому действия Шестоперовой были квалифицированы по действовавшей на тот период времени статье 96 части 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан - убийство, то есть противоправное умышленное причинение смерти другому человеку.
В ходе судебного заседания мать убитого К. Жакенова настаивала на назначении подсудимой максимально строгого наказания, предусмотренного санкцией данной статьи. Но в деле фигурировал ряд смягчающих обстоятельств. К ним, в частности, относятся явка с повинной, чистосердечное раскаяние подсудимой и противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом к совершению преступления. Суд также учел данные о личности подсудимой, которая ранее не судима, имеет награду и Почётные грамоты департамента по чрезвычайным ситуациям и акима Северо-Казахстанской области за спасение утопающего в 2013 году. К тому же Ксения имеет несколько хронических заболеваний. С учётом вышеуказанных обстоятельств подсудимой назначено наказание в размере, приближенном к минимальному.
«Суд приговорил Ксению Шестоперову признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 96 ч. 1 УК РК (в редакции Закона РК № 167-1 от 16.07.1997 года) и назначить ей наказание по указанной ста-тье в виде 7-ми лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима», - следует из приговора.
Кроме того, согласно заключению судебно-наркологической экспертизы, Шестоперова страдает хроническим алкоголизмом 2-й стадии в форме запойного пьянства, на фоне высокой толерантности, поэтому Ксении также назначено принудительное лечение от алкоголизма.
Жертва или все-таки убийца?
Подсудимая свою вину признала частично и показала в суде, что наносила Жакенову удары, защищаясь от него. Поэтому сторона защиты ходатайствовала о том, чтобы переквалифицировать действия подсудимой и признать их убийством, совершенным при превышении пределов необходимой обороны.
По версии Шестоперовой, после удара кулаком, парень занес руку, чтобы ударить ее повторно, поэтому она испугалась и ответила ножом, который оказался в руке. Действительно, в тот момент имелась серьезная причина для опасения за свое здоровье: окружающие подтверждают, что в состоянии алкогольного опьянения непрошеный гость мог вести себя неадекватно… Даже мать выкупила у Аскара его долю в их совместном доме и отдала ему деньги, потому что не хотела с ним жить из-за его постоянных пьянок. К слову, она думала, что сын уехал куда-то на заработки, и объявила розыск через полицию лишь в 2014 году…
«В пьяном виде поведение Жакенова было непредсказуемым, он мог кинуться драться, был агрессивным. После возвращения из Германии он часто приходил и ночевал в нашем доме, бил отца», - показал в суде брат подсудимой.
Далее Ксения утверждает, что после удара ножом Жакенов, сидя в кресле, сделал движение вперед, и она подумала, что он собирается встать. Тогда она снова испугалась его возможных насильственных действий, поэтому взяла в руки полено и нанесла этим поленом два удара по голове, желая тем самым не убить, а оглушить соседа.
Не переусердствуйте в защите…
Однако суд, выслушав мнение подсудимой, разъяснил ей следующее:
«Соответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства предполагает, что обороняющийся должен учитывать реальное соотношение своих сил и сил нападающего и не должен допускать причинение вреда большего, чем это необходимо для пресечения посягательства».
Суд учел, что после нанесенного потерпевшим удара у подсудимой не осталось никаких телесных повреждений. То есть с его стороны в отношении подсудимой не применялось насилия, опасного для ее жизни и здоровья. После нанесения удара ножом Жакенов сидел в кресле молча, не высказывая больше никаких угроз в ее адрес. Затем парень сделал движение вперед, которое Ксения восприняла как попытку подняться с кресла.
«Описываемые подсудимой обстоятельства свидетельствуют о том, что в момент нанесения ею ударов поленом ей ничего не угрожало. Так, потерпевший был безоружен, кроме того, он был ранен, в силу чего не представлял никакой опасности для подсудимой. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что во время ссоры с потерпевшим подсудимая Шестоперова осознавала, что её жизни и здоровью ничего не угрожает», - следует из материалов уголовного дела.
Кроме того, суд руководствовался тем, что Жакенов с самого начала ссоры был безоружен, в то время как Шестоперова, напротив, вышла в крытый двор с ножом в руке. Все удары были нанесены ей в жизненно важные органы. Данное обстоятельство указывает на то, что умысел подсудимой был направлен не на отражение нападения, а на причинение смерти потерпевшему.
«Действия подсудимой Шестоперовой К.Ю. по отношению к смертельному исходу не были совершены ни по самонадеянности, ни по небрежности, так как она предвидела возможность наступления общественно опасных последствий, нанося удары сначала ножом, а затем и поленом целенаправленно в область жизненно важных органов, и не могла рассчитывать на предотвращение этих последствий, будучи дееспособным и вменяемым лицом, что установлено заключением амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы», - следует из приговора.
В результате суд сделал вывод о том, что во время ссоры между подсудимой и потерпевшим, действия последнего хотя и носили противоправный характер, однако с его стороны общественно опасного посягательства в отношении подсудимой не наблюдалось. Поэтому переквалификации действий Шестоперовой не последовало.
Как бы там ни было, Ксения сейчас отбывает назначенное наказание, но теперь она хотя бы избавлена от мук совести, которые наверняка испытывала все эти годы, скрываясь от правосудия.
Елизавета ПЕРОВА