ПАРЕНЬ В КАПЮШОНЕ, или НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В ДЕЛЕ НАНАЕВА
- Подробности
- Дата публикации 01.02.2017 09:23
- Категория: Правопорядок
В Петропавловске состоялись еще два судебных заседания по громкому делу об избиении 23-летнего спортсмена Игоря Нанаева. На этот раз суд пытался восстановить хронологию той роковой ночи по видеозаписям камер наружного наблюдения ночного клуба «Парк Сити». Надо сказать, что начало драки объективы камер запечатлели, но затем действие переместилось в так называемую «слепую» зону. К сожалению, что происходило там, установить до мельчайших подробностей суду пока не удалось. Однако в ходе допроса еще одного из основных свидетелей - Ботагоз Амреновой, открылись новые обстоятельства по делу. Девушка утверждает, что последние удары ногами по голове Игоря Кайбаров Динаш наносил не один (к слову, ей вторит и свидетель Даниил Кузнецов), рядом стояли три парня, разглядеть лица которых Амренова не смогла. Были ли среди них остальные обвиняемые, выясняли на четвертом и пятом судебных заседаниях.
Напомним, на скамье подсудимых пять молодых людей: Кайбаров Динаш, Мендыбаев Адиль, Аскеров Жанбатыр, Еламан Олжас и Макатов Бауыржан, которые, по версии обвинения, около 3 часов ночи третьего октября прошлого года жестоко избили спортсмена Игоря Нанаева, приехавшего в областной центр отстаивать честь местного баскетбольного клуба буквально за месяц до трагедии. Однако судьба распорядилась иначе, и защищать «словесно» пришлось сначала друга, а потом, отбиваясь от группы агрессивно настроенных, к тому же, мягко говоря, нетрезвых «уличных бойцов», и собственную жизнь…
Убить за 230 секунд
Очередное судебное заседание, уже четвертое по счету, состоявшееся в Петропавловском городском суде 24 января текущего года, началось с просмотра видеозаписей камер наружного наблюдения, расположенных на здании ночного клуба «Парк Сити». Когда все процессуальные действия были завершены, председательствующий судья Михаил Гусев удостоверился в целостности конверта с видеодиском, прокурор Азамат Жансеитов ознакомил суд и стороны с видеоматериалами. На изображении вид-но, как в 02:53:43 потерпевший Александр Антропов возвращается в клуб после первого удара, который ему неожиданно в лицо нанес подсудимый Кайбаров Динаш. Камеры зафиксировали и тот момент, как спустя две минуты Антропов вместе с друзьями Игорем Нанаевым и Даниилом Кузнецовым выходят на улицу. Затем Александр решительным шагом направляется в сторону, за ним следуют и остальные. На просьбу судьи прокомментировать свои действия Антропов ответил, что полагал, будто его все еще ожидают на том месте, где начался конфликт. Потерпевший, по его словам, был убежден в этом.
Далее была продемонстрирована видеозапись с камеры наружного наблюдения, расположенной на углу здания. На ней видно, как толпа разделилась на две группы, в одной из которых оказался Игорь Нанаев, а в другой - Александр Антропов. Случилось это примерно без пяти минут три.
В группе с Нанаевым, помимо Кайбарова Динаша, оказались также Даниил Кузнецов, Ботагоз Амренова, Мендыбаев Адиль и еще два молодых человека, которые проходят свидетелями по этому делу. О чем говорили участники тех событий, сказать сложно, записи не сопровождаются звуком, однако можно предположить, что беседа между потерпевшими и подсудимыми велась явно недружелюбная. В первой группе способность вести диалог без применения силы была утрачена ровно в 02:58:18. В это время Кайбаров нанес первый удар Нанаеву, явно не ожидавшему такого исхода, так как Игорь даже не успел принять оборонительную стойку. Баскетболист попятился назад и наткнулся на Мендыбаева, который стоял за его спиной и курил. К слову, прикурить подсудимому дал не кто иной, как Даниил Кузнецов. Далее видно, как Мендыбаев задевает Нанаева рукой по голове. Здесь-то и возник спор между сторонами обвинения и защиты: был ли это целенаправленный удар или обычный толчок, чтобы парень не налетел на него? К единому мнению прийти не удалось…
Также видеокамеры зафиксировали попытки Нанаева отвечать Кайбарову, чего у Игоря так и не вышло, зато подсудимый с успехом нанес Нанаеву еще несколько ударов. Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, ранее Кайбаров Динаш занимался боксом «для себя». Поставленные и к тому же «весьма сильные», как позже доложил суду свидетель Даниил Кузнецов, удары приходились по телу погибшего спортсмена с четким попаданием. Остается только гадать, сколько выносливости было у Игоря Нанаева, чтобы продолжать бой после нескольких целенаправленных ударов в голову. Однако чуть позже, в 02:58:43, он отбежал в сторону - к группе с Александром Антроповым. На изображении видно, как остальные перемещаются следом за Игорем, а затем все пропадают из обзора видеокамер, происходит это в 02:59:25. Надо сказать, финала драки камеры наружного видеонаблюдения не запечатлели. А то, что происходило в «слепой» зоне, пока остается загадкой. Известно лишь, что в клуб Кайбаров Динаш вернулся в 03:02:06, Игорь Нанаев же в это время уже лежал в луже собственной крови неподалеку от развлекательного заведения. Таким образом, на то, чтобы избить спортсмена до полусмерти, подсудимым понадобилось не больше четырех минут, а если точнее - 228 секунд…
О попытках «мирно уладить конфликт»
После просмотра видеоматериалов свои показания суду продолжил давать друг Игоря Нанаева, свидетель Даниил Кузнецов. Он рассказал, что все это время пытался уладить конфликт мирным способом. Однако избиение как Александра Антропова, так и Игоря Нанаева продолжалось, причем, ни сам свидетель, ни сотрудники охраны вмешиваться в него не стали.
«Я пытался завести диалог с людьми, чтобы мирно урегулировать конфликт, но у меня этого не выходило. Мне кажется, изначально подсудимые и их знакомые знали, что сейчас, грубо говоря, «надают нам по щам», и никаких диалогов они вести не собирались», - заявил Даниил Кузнецов.
Кроме того, свидетель сообщил суду, что в момент драки на улицу выходили сотрудники охраны, некоторое время они находились на крыльце, а затем вернулись в здание. В зале судебного заседания было озвучено предположение, что охранники могли наблюдать развернувшийся возле стен клуба конфликт. К тому же, как доложил Кузнецов, никто из очевидцев избиения Игоря Нанаева, как и сам свидетель, к ним за помощью не обращался, сотрудники безопасности и сами не удосужились остановить драку. Впрочем, в отношении охранного агентства еще в прошлом году было вынесено процессуальное решение.
«Когда мы зашли в «темную» зону, буквально через несколько секунд вышли охранники, посмотрели, но пока все было тихо, так как парни перестали обмениваться ударами, видимо, между ними шел разговор, я точно не знаю. Когда охранники ушли, драка продолжилась», - рассказал суду Кузнецов. Он также пояснил, что не обратился к сотрудникам безопасности клуба потому, как посчитал, что это сделает кто-то другой.
«В течение нескольких минут (имеется в виду время пребывания участников конфликта в «слепой» зоне - Прим. авт.) длилась драка, в ходе которой вашего друга фактически убили. Вы не вмешиваетесь в нее, вы не видите возможности убежать, обратиться к охранникам с просьбой разнять дерущихся, вы не видите драку Антропова с другими лицами… Чем вы занимались на том месте?» - задала вопрос Даниилу адвокат подсудимого Макатова Бауыржана.
Кузнецов пояснил, что в этот момент пытался успокоить парней, добавив, что «не мог бросить двух своих друзей с толпой неизвестных ему, агрессивно настроенных людей», чем вызвал еще большее недоумение стороны защиты: «Что толку, что вы там оставались? Вы все равно ни во что не вмешивались…»
Такое поведение Кузнецов объяснил тем, что в какой-то момент впал в ступор и не знал, что делать дальше, ведь раньше, как бы это странно ни звучало, в подобные ситуации он не попадал. Кроме того, боевыми искусствами молодой человек не владеет. Оставалось только пытаться разрешить конфликт мирным способом.
Появился парень в темной куртке…
Очередной ответ свидетеля Даниила Кузнецова рождал еще ряд вопросов у сторон и председательствующего судьи Михаила Гусева. По чайной ложке в час - так можно охарактеризовать допрос Кузнецова, что, к слову, отметил и сам судья. Между прочим, у него к свидетелю возникло много вопросов относительно несовпадения показаний.
«В прошлый раз вы явно сказали: «Его (Игоря Нанаева - Прим. авт.) стали запинывать» - во множественном числе. Сегодня вы говорите, что пинал только Кайбаров», - обозначил проблемный вопрос судья Михаил Гусев.
«На том заседании я тоже говорил, что видел только Кайбарова», - утверждал Кузнецов, уточнив, что он не видел, как Нанаеву наносили удары другие лица, в силу того, что его внимание не всегда было сосредоточено на Игоре.
Однако представитель погибшего спортсмена Юрий Батырев попросил огласить показания Кузнецова, данные им в ходе проверки и уточнения на месте, отметив, что они разнятся с показаниями свидетеля, полученными в ходе судебного разбирательства.
«Как пояснил Д. Кузнецов, он увидел, что из толпы, находящейся вблизи И. Нанаева, появился па-рень в темной куртке, который нанес два удара по голове лежащего Нанаева. Далее Кузнецов уточнил, что после этих ударов тот парень куда-то скрылся. На предложение описать куртку Кузнецов пояснил, что она была темного цвета, наверное, болоньевая, без капюшона, также парень был одет в темные брюки», - зачитал представитель потерпевшего первоначальные показания Кузнецова, поинтересовавшись, было ли это на самом деле.
«Да, просто я забыл об этом… В силу шокового состояния часть воспоминаний ушла, скрылась. Да, когда я повернулся в сторону Игоря, действительно увидел, что к нему подошел человек в темной куртке и нанес несколько ударов Нанаеву в область головы. Я не знаю, был ли это кто-то из подсудимых, видел его только со спины, к тому же было темно. О дальнейших его передвижениях и действиях я не знаю. Есть ли он на видео, не могу сказать. По телосложению похож на парня, который на видео, когда последовал удар Нанаеву, надел капюшон на голову (сегодня этот человек проходит свидетелем по рассматриваемому делу - Прим. авт.)», - пояснил суду Даниил Кузнецов, отметив, что утверждать этого он не может.
«На меня давили следователи»
Затем за трибуной оказалась 20-летняя Ботагоз Амренова. Девушка отметила, что ей знакомы только трое из подсудимых - Мендыбаев Адиль, Аскеров Жанбатыр (друг) и Макатов Бауыржан (бывший одноклассник). С Мендыбаевым они встречались около двух лет, незадолго до неблагополучного похода в клуб расстались, но за десять дней до трагедии приняли решение возобновить общение, но уже в качестве друзей. Как сообщила суду девушка в своем свободном рассказе, в тот вечер она отдыхала в ночном клубе вместе с подругами. Здесь нужно отметить, что изначально в развлекательное заведение ее не пустили, однако нашелся знакомый среди охранников, который провел девушку внутрь. Около часа ночи в клуб приехали Мендыбаев с Аскеровым, которые расположились за соседним столиком.
«Мы с девочками несколько раз выходили танцевать. Потом, ближе к трем, Айгуль Каиржановой стало плохо, и мы с ней пошли на улицу, с нами пошли Мендыбаев с Аскеровым. Через некоторое время к парням подошел Александр Антропов, попросил закурить. Потом подошел к нам и спросил: «Вы же баскетболистки?» Каиржанова в это время стояла с опущенной головой, подняла ее и ответила: «Да!» Я ему не отвечала. Он приобнял ее и повел в сторону клуба. Я шла за ними, потому что Айгуль была в нетрезвом состоянии. Они остановились, разговаривали про тренера Антоненко. Потом подошел Мендыбаев и сказал: «Какие-то проблемы? Что ты с ними разговариваешь?» Ну, он нас приревновал, получается. Затем сразу подошел Аскеров, отвел Антропова в сторону, они стояли, разговаривали. Когда мы подошли к ним, нам сказали, мол, девчонки, все нормально будет. Позже туда подошел Кайбаров Динаш…» - сообщила суду о событиях той роковой ночи Ботагоз Амренова. Далее, по ее словам, Антропов вошел в клуб. Что произошло, она не поняла, не увидела и того, как Кайбаров ударил Антропова в лицо.
Спустя несколько минут на улицу вместе с Александром Антроповым вышли Игорь Нанаев и Даниил Кузнецов. Девушка утверждает, что парни сошли с крыльца и направились на место первоначального конфликта, все последовали за ними, в том числе Кайбаров с Мендыбаевым. «Кайбаров отошел с Нанаевым в сторону, я пошла за ними. Они разговаривали на повышенных тонах, Игорь руками махал. Потом туда подошли Мендыбаев, Кузнецов и парень в капюшоне, который встал за Кайбаровым. Мендыбаев, подойдя, сразу оттолкнул меня, чтобы я не лезла в мужской разговор, со словами: «Иди к Айгуль!» Я отошла к Каиржановой, но потом вернулась. И в тот момент, когда я разговаривала с Мендыбаевым, Кайбаров ударил кулаком Нанаева, который затем сделал два шага назад в сторону Мендыбаева, тот его от себя оттолкнул. Потом Игорь попытался ударить Кайбарова, но у него не получилось, потому что Кайбаров еще пару ударов ему нанес, и Нанаев убежал в сторону мусорных баков. Все пошли за ним», - рассказала свидетельница, отвечая на вопросы процессуального прокурора Азамата Жансеитова. Сложилось впечатление, будто Ботагоз Амренова была единственным адекватным человеком среди очевидцев конфликта. Она не просто беспокоилась за здоровье и жизни ребят, но и пыталась предпринять хоть что-то для того, чтобы остановить драку. Девушка в прямом смысле этого слова металась между молодыми людьми, лишь бы не случилось ничего непоправимого.
События происходили с такой скоростью, что свидетель не успевала следить за действиями каждого человека. По словам Ботагоз Амреновой, через неопределенное время она увидела суматоху, толпа образовалась на том месте, где, как позже выяснилось, Кайбаров добивал лежащего Нанаева. Девушка двинулась в их сторону.
«Мендыбаев пошел в ту сторону, и я за ним. На подходе я увидела, что там торчат чьи-то ноги, будто человек лежит или сидит на земле. Тогда я прибавила шаг и увидела, что это лежит Нанаев. Мендыбаев задел Игоря по ноге, и я оттолкнула его, сработал какой-то рефлекс», - сообщила Амренова. Прокурор Азамат Жансеитов акцентировал внимание суда на том, что девушка изменила свои показания уже на слушании в той части, нанес ли Мендыбаев удар Нанаеву или просто задел его ногой. Затем зачитал показания свидетеля, полученные в ходе дополнительного допроса:
«Мендыбаев стоял в районе туловища Игоря и нанес один удар, куда именно, я не знаю. В этот момент я оттолкнула Мендыбаева в сторону, спросив, что он делает. В ответ Мендыбаев убрал мою руку, после чего я отошла в сторону Каиржановой, а все остались там же, возле Игоря».
На это Ботагоз Амренова ответила, что предыдущие показания давала под давлением следователей, которые, по ее словам, обещали «закрыть» и ее. «Меня держали там, в ДВД, 12 часов без еды и воды - в прямом смысле. Мне уже было все равно, что говорить», - добавила девушка. Однако фамилии следователей она назвать не смогла.
«Затем я увидела, что один удар по голове Нанаева нанес Кайбаров, еще три парня в темной одежде стояли рядом, двое из которых пнули Игоря по голове. По-моему, один из них был в капюшоне. Я сразу убежала к Каиржановой. Также слышала, как Аскеров сказал какому-то парню: «Я говорил, что не надо было этого начинать». Когда вернулась к Нанаеву, увидела лужу крови. Мне какой-то парень крикнул, чтобы я повернула Игоря на бок, потому что он хрипел. Я попыталась, но мне стало страшно, и я отпустила его. Потом, держась за голову, подошел Антропов, он дал мне свой телефон, чтобы вызвать скорую помощь, - продолжила свой рассказ Ботагоз Амренова, отметив, что рядом с Нанаевым в этот момент находился Даниил Кузнецов, пребывавший в состоянии алкогольного опьянения. Он сидел возле Нанаева с бутылкой пива и говорил: «Братан, вставай!». - Затем я дождалась скорую, проводила медбрата до Нанаева и зашла в клуб. Позже какой-то парень сказал мне, что Нанаев сам дошел до машины скорой помощи, поэтому я успокоилась. Но мы ведь не знали, что все так…»
* * *
Ко всему сказанному выше стоит добавить, что на последнем заседании потерпевший Александр Антропов подтвердил размер суммы морального ущерба, заявленного им в иске, - один миллион тенге. Антропова попросили уточнить, какие именно моральные страдания он испытывает сегодня в связи с трагедией, случившейся той роковой ночью.
«Моральный вред связан с тем, что на моих глазах фактически убили моего друга, избили меня. Я претерпел очень большие физические и моральные страдания, так как на моих руках умер человек. Мне сложно об этом говорить, потому что я уже на протяжении всех этих трех месяцев не могу найти себе место. Задаю себе вопрос: «Почему все получилось так, а не иначе?» Я даже не могу посмотреть невесте Игоря в глаза. Потому что понимаю, что я был с ним вместе, а не она, в тот момент. Поэтому я и поддерживаю этот иск», - заявил друг погибшего Игоря Нанаева, отметив, что примирение с подсудимыми невозможно.
Однако слова Антропова привели председательствующего судью Михаила Гусева в недоумение. Для удовлетворения компенсации потерпевшему необходимо доказать твердость убеждений, в чем судья пока сомневается. К этому моменту обещали вернуться в ходе судебного разбирательства.
Ерлан ОРАЗОВ