ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Восстановительное правосудие - это понятие, скорее, собирательное, нежели конкретно определенное в строго юридическом смысле. В первую очередь оно подразумевает идеологию уголовного судопроизводства, нежели какие-то конкретные формы отправления правосудия.

 

Суть восстановительного правосудия заключается в построении законодательства и правоприменительной практики, таким образом, когда акцент от уголовного преследования правонарушителя смещается на возмещение материального и морального вреда потерпевшему, тем самым снижается уровень конфликтности сторон. Восстановительное правосудие не заменяет собой современную систему уголовного правосудия, хотя может менять ее реакцию на преступления в сторону смягчения, и реализуется как дополнительный метод реабилитационной работы с преступниками и жертвами.    

В криминологическом смысле - это другой взгляд на мотивацию и на методы борьбы с преступностью, который во главу угла ставит не неотвратимость уголовного наказания, а интересы жертвы и общества. Однако, это не исключительно перенос акцента на процессуальную фигуру потерпевшего, а также при этом преследуется превентивная цель.

Иными словами, в термине «восстановительное правосудие» объединяются идеология и инструментарий восстановительного правосудия, посредством которого оно реализуется. Несмотря на то, что восстановительное правосудие явление сравнительно молодое в науке и практике уголовного судопроизводства, основные его цели (примирение и общественное согласие) известны достаточно давно различным древним народам. В Казахстане, например, это отразилось в таких правовых обычаях, как бiтiм, береке и салауат.

В контексте уголовного судопроизводства восстановительное правосудие понимается через сами механизмы разрешения криминальных конфликтов. В Казахстане весомым шагом в направлении восстановительного правосудия является принятие Закона РК «О медиации» от 28 января 2011 года. Медиация является одной из форм восстановительного правосудия и в соответствии с данным законом, под ней понимается процедура урегулирования по добровольному согласию сторон спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. В рамках уголовного судопроизводства применение медиации, повлекшее заглаживание преступником причиненного вреда и примирения с потерпевшим, в одних случаю влечет освобождения его от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 68 УК РК) в других случаях дает ему на это право (ч. 2 ст. 68 УК РК).

Кроме того, в Уголовно-процессуальный кодекс РК, который начал свое действие на территории Республики с 01 января 2015 года, в целях восстановления нарушенных прав лиц ставших жертвами совершенных уголовных правонарушений введена статья 173 (Фонд компенсации вреда потерпевшим).Данная статья предусматривает, что лица признанные потерпевшими в случаях, порядке, размерах и сроки, которые предусмотрены законодательным актом о фонде компенсации вреда потерпевшим, имеют право безотлагательно получить полностью или частично государственную денежную компенсацию из этого фонда.

На сегодняшний день Парламентом Республики Казахстан рассматривается законопроект «О Фонде компенсации вреда потерпевшим», который и будет регулировать выплату денежных средств гражданам, ставших жертвами совершенных уголовных правонарушений, в связи с затратами на погребение, лечение, реабилитацию и т.д.

Надеемся, что в перспективе институт медиации, законопроект «О Фонде компенсации вреда потерпевшим получат широкое распространение в судебной практике, что послужит реализации идей формирования в нашей стране полноценной системы восстановительного правосудия.

Дастан ИСМАИЛОВ,

судья специализированного межрайонного суда

по уголовным делам Северо-Казахстанской области            

 

 

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Наличие коррупционных преступлений сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж любого государства. В этой связи борьба с проявлением коррупционных правонарушений является основным приоритетом государственной политики. За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована определенная законодательная база для борьбы с коррупционными правонарушениями. Так, данная нормативная правовая база усовершенствована 17 законами, которые приблизили национальное законодательство к существующим международным стандартам.                       

Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности. Положительное влияние на результаты борьбы с коррупцией оказывает активизация работы антикоррупционных общественных организаций и политических партий, в частности партии «Нұр Отан», которые плодотворно участвуют в законотворческой деятельности. В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции. Так, в период 1998-1999 годы приняты законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», а также Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан», которые стали действенным средством борьбы с коррупцией и определили статус, права и обязанности государственных служащих, требования к их морально-нравственному облику и деловым качествам.

В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией», которым введена конфискация имущества, добытого преступным путем и переданного осужденным в собственность других лиц; Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией» направленного на:

1) усиление ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений и правонарушений путем увеличения штрафных санкций и введения конфискации имущества;

2) возложение на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности;

3) установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленные на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений.

В заключение отметим, что данный закон призван для улучшения инвестиционном климата, повышение морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих, и повышение уровня качества проживание в Республики Казахстан.

Ерлан НАКИШЕВ,

cудебный пристав специализированного

межрайонного суда

по уголовным делам СКО                                                

 

 

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.