МЕДИАЦИЯ - АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

В ходе осуществления физическими и юридическими лицами своей деятельности, пользования своими правами и выполнения обязанностей нередко возникают жизненные ситуации, при которых затрагиваются права и свободы других лиц, которые пытаются их защитить известными им способами.

 

Большинство лиц, считающих, что их права кем-то нарушены, обращаются за защитой в правоохранительные органы и суды. Но немало и таких, которые пытаются урегулировать конфликт иными способами: совершают самоуправство, привлекают третьих лиц для устрашения и запугивания должников, применяют физическое и психическое насилие и т.п. Такие методы защиты своих действительных или предполагаемых прав нередко граничат с нарушениями закона, и как следствие - влекут установленную законодательством ответственность.

Иногда инициатива урегулировать конфликтную ситуацию (спор) исходит от лиц, которые избрали для себя способ зарабатывать на этом деньги. Нередко они, а также и лица, приглашенные конфликтующими сторонами для урегулирования спора, не имеют соответствующего образования и необходимых знаний, их деятельность никому не подконтрольна, они не несут никакой ответственности перед сторонами конфликта даже в том случае, когда своими действиями навредят им.

В целях создания для граждан и юридических лиц правовой основы для выбора способа разрешения возникшего спора (конфликта), в том числе и без обращения в соответствующие государственные органы, а также в целях упорядочения деятельности лиц, участвующих в урегулировании конфликтных ситуаций (медиаторов) 28 января 2011 года в Казахстане принят, и 5 августа введен в действие Закон РК «О медиации».

Официальному принятию закона предшествовала большая подготовительная, научно-исследовательская работа. Еще 14 лет назад, 20 сентября 2002 года Президентом Республики Казахстан был издан Указ «О концепции правовой политики Республики Казахстан». Отмечая необходимость гуманизации уголовной политики, Указ Президента РК определил, что в уголовном судопроизводстве это должно быть отражено через «более широкое внедрение института применения путем расширения перечня преступлений, подпадающих под возможность освобождения от уголовной ответственности через процедуру медиации, возмещение потерпевшему имущества и морального вреда, а также причиненного вреда здоровью».

Казахстанским ученым и законодателям понадобился не один год, что бы проанализировать и обобщить зарубежную правовую практику, изучить возможности применения медиации в специфических условиях многонациональной страны, провозгласившей построение правового государства с развитым гражданским  обществом. Одновременно пришло понимании того, что медиация может быть использована не только в уголовном судопроизводстве и других областях юрисдикции, но и в гражданском секторе общества.

Закон РК «О медиации» призван обеспечить урегулирование общественных отношений, содержит нормы, определяющие общие положения, закрепляющие:

а) правовое положение медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации;

б) порядок проведения медиации.

Законом определен круг субъектов медиативной деятельности, включающий государственные органы, ответственные за отдельные стороны организации процесса медиации. О том, кто может являться медиатором в Казахстане говорится в ст. 9 Закона РК «О медиации», согласно которому процедуру медиации вправе проводить медиатор, то есть независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями Закона РК «О медиации».

Медиация - процедура урегулирование спора между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемое по добровольному согласию.

Целями медиации являются:

1)  достижения варианта разрешения спора, устраивающего обе стороны медиации;

2)  снижение уровня конфликтности сторон.

Так медиация (от англ. mediation - посредничество) по своей сути означает содействие третьей незаинтересованной стороны двум или более другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации.

Медиация - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе, для достижения определенных целей.

Медиацию можно сравнить с «усовершенствованной формой» широко известных посреднических и примирительных процедур, следовательно, факт того, что медиация уже много веков служит делу установления мира, очевиден.

Медиация- одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны-медиатора, который помогает сторонам выбрать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов.

Наряду с медиаторами, осуществляющими свою деятельность на непрофессиональной основе, медиацию могут проводить избираемые собранием (сходом) местного сообщества для этих целей члены местного сообщества, имеющие большой жизненный опыт, авторитет и безупречную репутацию (ст. 15 Закона «О медиации»).

Медиатором не может быть лицо:

1) уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему;

2) признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) в отношение которого осуществляется уголовное преследование;

4) имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.
Важно отметить, что лица, которые в соответствии с настоящим Законом вправе осуществлять деятельность по урегулированию конфликта на профессиональной или непрофессиональной основе, во-первых, должны отвечать вышеперечисленным требованиям, во-вторых, включаются в соответствующий реестр, доступный для любых лиц, которые вправе выбрать из списка соответствующего медиатора, ознакомившись с необходимыми сведениями о нем.

Одновременно с принятием Закона РК «О медиации» были приняты и вступили в действие изменения и дополнения в Уголовный, Гражданский,  Административный, а также в Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Республики Казахстан, в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», согласно которым судьи, дознаватели, следователи, прокуроры обязаны разъяснять подозреваемым, обвиняемым и подсудимым их право на урегулирование спора в порядке медиации и последствия такого урегулирования.

Правовые последствия соглашения, достигнутого между сторонами в ходе проведения медиации и подписанного ими состоят в следующем:
- соглашение об урегулировании спора, заключенное до рассмотрения гражданского дела в суде, представляет собой сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон;
- соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении медиации в ходе гражданского процесса, незамедлительно направляется судье, в производстве которого находится гражданское дело, и оно утверждается судом в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. В таких случаях уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан;

- соглашение об урегулировании конфликта, достигнутое сторонами при проведении медиации в ходе уголовного процесса, представляет собой соглашение об урегулировании конфликта путем заглаживания причиненного потерпевшему вреда и примирения лица, совершившего преступление, с потерпевшим. Указанное соглашение незамедлительно направляется органу, ведущему уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело, и в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, является обстоятельством, исключающим либо позволяющим не осуществлять уголовное преследование.

В связи с принятием Закона РК "О медиации" в статью 68 УК и в статьи 64, 65, 71, 78, 289, 409 УПК РК внесены дополнения, указывающие на возможность осуществления процедуры медиации, кроме того УПК РК дополнен новой статьей 85 (Медиатор). Соответствующие дополнения внесены  в ГПК РК, и КоАП РК.

Согласно этим дополнениям соглашение, заключенное в рамках процедуры медиации в ходе гражданского процесса, приравнивается к мировому соглашению и функции суда по его утверждению аналогичны функциям суда по утверждению мирового соглашения. Одинаково решается вопрос и об ответственности сторон за неисполнение соглашения или ненадлежащее его исполнение.

Соглашение об урегулировании конфликта, достигнутое сторонами при проведении медиации в ходе уголовного процесса, является обстоятельством, исключающим либо позволяющим в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, не осуществлять уголовное преследование лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние. Решение об освобождении лица от уголовной ответственности принимает орган, ведущий уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело.

Так же с принятием Закона РК «О медиации» 3 июля 2011 года постановлением  Правительства Республики Казахстан утверждены Правила прохождения обучение по программе подготовки медиаторов.

Таким образом, сформирована нормативно-правовая основа для института медиации в нашей стране. Впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве существует не новый вид ответственности или способ обеспечения обязательства, а новый универсальный правовой инструмент. Этот уникальный инструмент направлен на повышение уважения к правам, свободам и самому человеку, на формирование цивилизованных гражданских и межличностных отношений, укрепление общественного согласия, на разрешение социальных, иных противоречий, конфликтов и споров путем конструктивного диалога. Учитывая политкоректный менталитет казахстанцев, верю, что медиацию ждет большое будущее. В судейском сообществе Казахстана определилось позитивное восприятие медиации как метода примирения сторон. Большинство судей отмечает, что использование примирительной процедуры в условиях хронической загруженности судов - важный и необходимый фактор, так как суды освобождаются от значительной части нагрузки. При этом роль суда возрастает по тем спорам, где стороны не достигли согласия. Применение процедуры медиации в Казахстане уверенно свидетельствует, что медиация станет частью повседневной жизни и в целом общей культуры казахстанского общества.

Дастан ИСМАИЛОВ,

судья специализированного межрайонного суда

по уголовным делам

Северо-Казахстанской области

 

 

 

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.