ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
- Подробности
- Дата публикации 05.10.2016 11:34
- Категория: Правопорядок
Институт гражданского иска в уголовном процессе является важнейшим инструментом восстановления нарушенных прав лица, пострадавшего от уголовного правонарушения. Вопрос возмещения причинённого правонарушением вреда для потерпевшего зачастую имеет гораздо большее значение, чем вопрос назначения наказания виновному лицу.
Следует также учитывать, что рассмотрение гражданского иска вместе с уголовным делом гарантирует компенсацию причинённого потерпевшему вреда в сжатые сроки, позволит ему избежать потери времени, связанной с необходимостью предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства. Полное восстановление прав потерпевшего в ходе уголовного процесса окажет положительное влияние и на повышение уровня доверия граждан как к органам, осуществляющим досудебное производство по уголовному делу, так и к суду.
Исходя из этого органы, ведущие уголовный процесс, должны относиться к вопросу соблюдения законности и прав участников процесса при предъявлении и рассмотрении гражданского иска не менее ответственно, чем к вопросам доказанности вины привлекаемого к ответственности лица, правильности квалификации его деяний и назначения ему уголовного наказания.
В то же время имеются определённые проблемы, приводящие к снижению качества рассмотрения гражданского иска, на которые следует обратить внимание.
В соответствии с требованием ст. 167 ч. 5 УПК РК гражданский иск предъявляется в письменной форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства. При этом в п. 4 нормативного постановления Верховного Суда РК «О рассмотрении гражданского иска в уголовном процессе» прямо указано, что в исковом заявлении должны быть отражены обстоятельства, указанные в ст. 148 ГПК РК.
Если обратиться к указанной норме закона, то исковое заявление должно содержать наименование суда, в который оно подаётся, фамилию, имя и отчество истца, его дату рождения, место жительства, его банковские реквизиты, ИИН, фамилию, имя и отчество ответчика, его дату рождения и место жительства, суть нарушения его прав, свобод и законных интересов, исковые требования, обстоятельства, на которых он основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти доказательства, цену иска и перечень прилагаемых к заявлению документов.
Однако на практике при рассмотрении гражданских исков в уголовном процессе приходится сталкиваться с исковыми заявлениями, содержание которых крайне лаконично, состоит из одного предложения, содержащего просьбу к суду о взыскании ущерба в определённой сумме. При этом в исковом заявлении отсутствует изложение обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также подтверждающие размер ущерба, не всегда указываются сведения о гражданском ответчике. То есть, содержание исковых заявлений не соответствует требованиям ст. 148 ГПК РК. К исковому заявлению не всегда прикладываются документы, подтверждающие предъявленные требования.
Действующее уголовное процессуальное законодательство не содержит механизма, позволяющего органу, ведущему уголовный процесс реагировать на данные недостатки и принимать меры к приведению гражданским истцом своего заявления в соответствие с требованиями ст. 148 ГПК РК.
Как следует из содержания п. 5 вышеуказанного нормативного постановления Верховного Суда РК, орган ведущий уголовный процесс сразу же после поступления искового заявления должен вынести постановление о признании лица гражданским истцом и разъяснить ему права гражданского истца, при этом закон не обязывает его реагировать на недостатки искового заявления.
В результате принятия недостаточно подготовленного и обоснованного искового заявления нередко при рассмотрении гражданского иска возникает проблема в определении размера подлежащего вреда и как результат исковое заявление оставляется без рассмотрения по мотиву невозможности провести подробный расчёт по гражданскому иску без отложения разбирательства уголовного дела.
Поэтому представляется целесообразным обсудить вопрос о возможности внесения в действующее уголовно-процессуальное законодательство нормы, обязывающей орган ведущий уголовный процесс при принятии искового заявления проверять его содержание на предмет соответствия требованиям ст. 148 ГПК РК и требовать от гражданского истца устранения недостатков искового заявления. Ну а пока такой нормы в законодательстве нет, полагаю, что должностные лица органов ведущих уголовный процесс должны разъяснять гражданским истцам необходимость приведения искового заявления в соответствие с требованиями законодательства, исходя из общего положения, обязывающего их принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела.
В соответствии с п. 8 вышеуказанного нормативного постановления орган ведущий уголовный процесс обязан вручить гражданскому ответчику копию искового заявления и одновременно разъяснить ему права гражданского ответчика, в том числе и право возражать против иска (а согласно ст. 74 нового Уголовно-процессуального Кодекса также и предъявлять встречный иск).
Однако имеющаяся судебная практика рассмотрения уголовных дел с гражданским иском даёт основание сделать вывод, что органами предварительного следствия и дознания копия искового заявления гражданским ответчикам не вручается и их процессуальные права им не разъясняются, чем существенно нарушаются их законные права и интересы.
Данная проблема связана с тем, что указанные органы в отдельных случаях до сих пор относятся к гражданскому иску как к второстепенной части уголовного процесса.
В соответствии с требованием ст. 73 УПК РК гражданским истцом признаётся физическое или юридическое лицо, предъявившее иск о возмещении имущественного или морального вреда, причинённого уголовным правонарушением или деянием невменяемого. В свою очередь потерпевшим в уголовном процессе признаётся лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непосредственно уголовным правонарушением причинён моральный, физический или имущественный вред. Поэтому, как правило, гражданским истцом является потерпевший. В то же по делам, где ущерб причинён несовершеннолетнему или лицу, которое в силу своих физических и психических недостатков не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы, право предъявления гражданского иска принадлежит их законным представителям.
В свою очередь гражданскими ответчиками могут быть привлечены наряду с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым родители, опекуны, попечители, а также лечебные учреждения социальной защиты населения за ущерб, причинённый уголовно наказуемыми деяниями несовершеннолетнего, а также владелец источника повышенной опасности, то есть организация или гражданин осуществляющие эксплуатацию принадлежащего им на праве собственности, оперативного управления или по другим основаниям источника повышенной опасности за ущерб, причинённый этим источником.
Это нужно учитывать и разъяснять потерпевшей стороне право на предъявление иска к надлежащему ответчику.
Органы досудебного расследования при выяснении обстоятельств дела ограничиваются установлением размера ущерба, непосредственно влияющего на квалификацию деяний виновного. К примеру, по делам о хищении чужого имущества ограничиваются установлением стоимости похищенного имущества, не выясняя размер ущерба, причинённого повреждением или уничтожением имущества в процессе совершения хищения (к примеру, размер ущерба от повреждения дверей и запирающих устройств в результате незаконного проникновения в хранилище и отыскания похищаемого имущества). Или по делам об угоне в случае повреждения транспортного средства, к примеру, в результате перегрева двигателя или иного повреждения автомашины. Хотя такой ущерб также причинён непосредственно уголовным правонарушением и в соответствии с требованием ст. 166 УПК РК вопрос о его возмещении может быть рассмотрен в уголовном процессе. По делам, относящимся к подсудности нашего суда не всегда приобщаются документы, подтверждающие размер затрат на погребение погибшего.
Отсутствие доказательств размера указанного ущерба при наличии спора влечёт оставление соответствующего иска без рассмотрения с передачей его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. При таком варианте окончания производства по гражданскому иску полного и своевременного восстановления нарушенных уголовным правонарушением прав и законных интересов потерпевшего не происходит.
В целях решения указанных проблем органы досудебного расследования должны надлежащим образом разъяснять потерпевшим необходимость правильного оформления и предъявления иска, приобщения необходимых документов, подтверждающих размер ущерба, надлежащим образом выполнять свои обязанности по вручению гражданским ответчикам копии искового заявления и реально разъяснять им их процессуальные права, а в случае поступления ходатайств оказывать сторонам содействие в получении доказательств в части гражданского иска. В свою очередь суд при предъявлении иска в ходе судебного разбирательства также должен выполнять указанные обязанности и предоставлять обеим сторонам равную возможность в реализации их прав.
Сергей ВИКТОРЕНКО,
председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Северо-Казахстанской области