Назира САДВАКАСОВА: «ТВОРИ И ДЕЛИСЬ, ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ!»
- Подробности
- Дата публикации 21.05.2021 12:26
- Категория: Культура
Каждый автор должен делиться своим творчеством и своим неповторимым опытом, считает художница и учитель искусства НИШ г. Петропавловска Назира САДВАКАСОВА. Делиться можно самыми разными способами: на уроках, с помощью социальных сетей и выставок. Недавно в ТРЦ Dostyk mall состоялась экспозиция Алии Мукушевой и Назиры Садвакасовой «Твори даже тогда, когда всё хорошо». Ну а с корреспондентом «Проспекта СК» художница поделилась своим взглядом на творчество в личной беседе, рассказала о подготовке к выставке и планах на будущее.
Творческое становление
Назира начала задумываться о творческой специальности ещё будучи подростком. Отправной точкой стала программа «Школа ремонта». Девочке было интересно делать дома перестановки и изучать дизайн, но Назира училась в деревне, где не было возможности посещать кружки. Тем не менее, в восьмом классе моя собеседница начала рисовать сама и поняла, что ей необходимы базовые академические навыки. А дальше был колледж культуры им. Акана серэ и академия «Кокше», в общей сложности 7 лет художественного образования, которые заложили основу академического рисунка и композиции. Затем Назира поступила в магистратуру в г. Ополе (Польша) по направлению «педагогика и психология».
«Мне тогда казалось, что в художественном искусстве я уже всё изучила, хотя это совсем не так, - признается героиня публикации. - У меня был большой перерыв в творчестве, когда я вообще ничего не рисовала. Устроилась в Нур-Султане в компанию, которая занимается дизайном интерьера. Мы расписывали мебель и стены, делали декоративную штукатурку».
Учитель или наставник?
Затем Назира узнала, что в Петропавловске открывается НИШ, прошла конкурсный отбор и уже шестой год работает учителем искусства . Предмет «Искусство» преподается по программе Кембриджского университета - охватываются все сферы искусства: дизайн одежды, архитектура, ландшафтный дизайн, кино, анимация. Программа построена так, что дети изучают и пробуют себя в разных направлениях.
На вопрос, чувствует ли себя Назира на своем месте, моя собеседница отвечает, что ей комфортно не в роли учителя, а в роли наставника. Педагог старается научить детей, которых действительно интересует искусство, мыслить нестандартно, находить новые, креативные решения в своих работах. Такие ученики сами выделяются - подходят к учителю, интересуются. Это обычно дети, которые успевают развиваться качественно в разных направлениях, и педагог старается поддержать, направить и подсказать. Недавно к Назире обратилась девочка, которая хочет организовать персональную выставку своей коллекции одежды. Художница ставит цель проводить больше детских выставок вне школы, на городских площадках. Ведь экспозиция - это как раз самый естественный способ поделиться творчеством с другими.
Выставка «карантинизмов»
К слову, выставка «Твори даже тогда, когда всё хорошо» Алии Мукушевой и Назиры Садвакасовой стала своеобразной экспериментальной площадкой и презентацией работ, написанных в период карантина. У художниц даже была идея озаглавить экспозицию «Карантинное время» или «Карантинизм», но потом вперед вышла мысль «Рисуй, что бы ни было». Поэтому итоговое название имеет двойной смысл: твори и когда плохо, и когда всё хорошо.
«Моя коллега Алия предложила организовать выставку в ТРЦ Dostyk mall. Мы часто устраиваем вместе творческие авантюры: записываем уроки, проводим мастер-классы. Я человек, легкий на подъем, поэтому сразу согласилась, - вспоминает Назира. - Все организационные моменты решили очень быстро, буквально за неделю. Хотя на нашем пути встречались и проблемы - не получалось привезти и расставить мольберты. Мы даже почти опустили руки, но всё уже почти было готово. Нас поддержала администрация школы, которая выделила мольберты. Мы сами нашли «Газель», привезли, занесли, расставили, обклеили... Кажется, что организовать выставку очень просто, но на деле это совсем не так. Есть много нюансов, которые нужно учитывать, чтобы подача для аудитории была качественной. Для этого желательно иметь опыт или очень сильно захотеть».
От цветов к абстракции
Сегодняшние картины Назиры наполнены абстракцией и сюрреализмом, хотя ещё год назад её увлекали совсем другие сюжеты. Направление творчества изменилось как раз в период ограничений. Художница вспоминает, как накупила холстов, села писать маслом, но что-то пошло не так. Точнее, совсем не пошло. Начали приходить совсем другие образы, не похожие на что-то привычное.
«Меня спрашивают: «О чём твои работы?» Их действительно бывает сложно по-нять. Большинство людей ценят и покупают более прямолинейную живопись: портреты, пейзажи, натюрморты. Хотя сейчас есть и те, кто переходит на абстракцию. Одну из последних картин я продала студентке Назарбаев университета, семья которой недавно купила квартиру. Это современная, уверенная в себе девушка, которая хорошо разбирается в интерьере, стиле. Когда она разместила картины, сфотографировала и от-правила мне. Все составляющие хорошо смотрелись в одной композиции. Для меня это очень важно, потому что, когда я что-то создаю, стараюсь примерить это к интерьеру, понять, как это будет смотреться в определенных стилях, на какого зрителя это будет работать», - считает героиня публикации.
Главное - поймать момент
Для Назиры важнее не результат, а сам творческий процесс. Если ты счастлив в моменте искусства, то, что получается, является уже второстепенным. Но получается в итоге то, что на самом деле нравится художнице, поэтому она радуется и от процесса, и от результата и транслирует свою философию с помощью различных каналов. А самые оригинальные идеи, как это обычно и происходит, приходят случайно: «Главное - словить и запечатлеть момент, когда пришла мысль. Через наброски, элементы и компоненты, потом собирается композиция. Перелистывая скетчбук, их можно собрать воедино. Несколько работ на выставке как раз были составлены из элементов, которые я перенесла в объемный формат».
Именно так, практически случайно, на свет появилась и любимая работа Назиры - абстрактный коллаж с вырезкой из старой книги «Нарочно неумело». Художница только что купила скетчбук и линеры - ручки с чернилами на водной основе. Открыла блокнот, захотелось попробовать что-то нарисовать. Тонкие линии ложились на лист как будто сами собой. А на дворе - март, в воздухе уже пахнет весной! Назира попыталась передать в этом коллаже весенние мотивы. Добавляла вырезки и высказывания. За каждой такой работой - большой труд: автор подбирает формы и цвета, не зная, с чего начать и как расположить элементы. У Назиры есть и недоделанные работы, а в будущем художница планирует оформить выставку по коллажам и абстрактной теме, сейчас находится на стадии разработки идей: «Когда у меня есть бумага и форма, я наклеиваю и думаю, что же будет дальше. Оставляю на время, но потом возвращаюсь, смотрю на работу по-другому и могу продолжить».
Семейный творческий тандем
К занятиям творчеством Назиру когда-то подтолкнули члены ее семьи. Каждый из них выбрал для себя интересное направление: папа мастерит мебель, мама любит экспериментировать с блюдами, особенно из теста, старшая сестра вяжет, брат создает каминные комплексы, средняя сестра шьет одежду и авторские украшения.
«Родители всегда поддерживали любые наши начинания. Помню, я ехала к подруге на свадьбу, попросила папу заехать на поле. Мы вместе с родителями вышли и начали собирать колоски пшеницы, которыми я хотела оформить столы. Потом я ехала с этой охапкой в столицу, - добавляет Назира. - На карантине я приехала домой в деревню, но стола у меня не было. Мы с мамой придумали из дивана рабочее пространство, папа смастерил мне стол, я его перекрасила. У нас всегда получается такой семейный тандем, причем делаем всё сразу, не откладывая».
Назира с улыбкой рассказывает о своей особенной работе - портрете младшей племянницы. Художница писала его на планшете, и, конечно, ей было очень любопытно проследить за реакцией именинницы. Подарок вручили с включенной видеосвязью с любимой тётей: «Мне этот хвостик не нравится! Хочу другую резинку! В следующий раз нарисуй по-другому!» Пожалуй, это самый привередливый «заказчик» Назиры. Остальные обычно остаются вполне довольны:
«Когда люди покупают, картина ещё находится в упаковке. Поэтому какими-то эмоциями могут поделиться потом, когда уже есть расположение в интерьере дома. Некоторые пишут отзыв или звонят, - отмечает художница. - Но даже когда выкладываешь работы в “Инстаграм” и не получаешь обратной связи, не понимаешь, понравилась ли картина, откликнулась ли она кому-нибудь. Я волнуюсь и ощущаю ответственность, когда нажимаю на кнопку «Опубликовать». Это моя артистория, которой я делюсь с другими, не с целью похвастаться, а чтобы вызвать у кого-то эмоции или желание тоже попробовать. Меня радует, когда пишут: «Я посмотрела твои работы, и мне тоже захотелось сделать подобное» или «Мне стало интересно, и я изучила новое». Тогда я понимаю, что моя публикация на что-то натолкнула человека, и это дает мне силы продолжать выставлять работы. Хотя иногда я задаюсь вопросом: для чего я это делаю? Заметила, что я и сама стала чаще комментировать чужие работы. Это несложно, а для человека может значить очень много и помогает продолжать творить и делиться. Ученикам тоже показываю на своем примере, как это просто - сделать комплимент работе другого».
Рецепт вдохновения
Творческую атмосферу для Назиры создает, в первую очередь, место, где она находится. Если это некомфортное пространство, хаос, то и работать в нем неудобно. К тому же, помогают настроиться на нужный лад музыка или подкасты, в которых люди делятся своими историями - из них можно сделать неожиданные для себя выводы.
«Я слушаю самую разную музыку. В последнее время это Мария Чайковская, Земфира, «Океан Эльзы». Если говорить о художниках, то меня вдохновляют Ван Гог, Матисс, Пикассо, из современников нравятся молодые, смелые в выражении Мария Каштанова и Маша Титова, - продолжает героиня публикации. - Начинающим художникам я бы посоветовала не стесняться, быть смелыми в своих творческих решениях, пробовать разное. Если что-то нравится, остановиться на этом и развиваться в одном-двух направлениях. Когда фокусируешься на чём-то одном, стараешься улучшить свои навыки, изучаешь ещё глубже и становишься профессионалом в этом».
Назира идёт по жизни с девизом «Всё к лучшему!» Художница любит работать в команде, потому что считает, что любой проект, выполненный в коллаборации с несколькими людьми, даст более качественный результат. Поэтому впереди - командная выставка абстрактных коллажей в столичной галерее: «Хочется, чтобы творчество развивалось и было кому-то нужно», - заключает Назира. В свою очередь, мы хотим пожелать нашей героине побольше креативных идей и их удачного воплощения в жизнь!
Татьяна ДЕЛЛЬ