Там, где была она, был Рай

Эту цитату Адама из книги Марка Твена вспомнил герой нашей публикации. Она пришлась как нельзя кстати, ведь тема нашей беседы - под стать празднику прекрасной половины человечества. Женщина - мать, учитель, подруга, коллега, муза и берегиня рода. Как много образов умещается в этом хрупком сосуде любви! «Ищите женщину», - говорят французы и находят её везде. Она - повод для начала военных действий и великих свершений, муза,  вдохновляющая мужчину на подвиги и успех. О роли женщин и женских ролях рассказал актер русского драматического театра им. Н. Погодина, руководитель молодёжной театральной студии Ринат ИСМАИЛОВ. 

 

Знакомство с первыми  женскими образами

С чего начинается жизнь любого человека? Конечно, с маминых рук, её улыбки и нежного голоса. Тогда же начинает формироваться и мужской взгляд на женский образ. И первый, и самый главный, из них - образ Мамы.

«Я помню один фрагмент, который характеризует то, что является главным в моей жизни. Меня 8-летнего положили на два месяца в больницу в другом городе. И вот я сквозь слёзы вижу уходящую вдаль, уезжающую домой маму... - вспоминает Ринат. - Позже, спустя много лет, когда я уже окончил школу, мама рассказала мне, что боялась обернуться. Боялась, что я увижу слёзы на её лице. Она шла и плакала от того, что её сынок впервые остался один, без родителей на целый месяц… Мама в душе своего ребёнка навсегда остаётся самым близким, самым родным и милым человеком».

А потом в сердце юноши находится место для первых чувств к противоположному полу. Возможно, это ещё не то, что принято называть любовью, скорее, наивная влюбленность, которая, однако, запоминается на всю жизнь!

«Первая любовь в 14 лет! Невероятно острое и сильное чувство, которое жжёт в груди, словно острый кинжал в сердце. Задыхаясь от нехватки воздуха в лёгких, ты словно живёшь одним её именем, одним её взглядом! И та девочка - придуманная твоим воображением, представляющаяся тебе ангелом - навсегда останется образом Любви», - продолжает делиться воспоминаниями мой собеседник.

Первое осознанное понимание женских образов прививают детям на уроках литературы. Но многие ли внимательно слушают то, о чём рассказывает учитель? Напротив, школьники обычно считают эти уроки самыми скучными часами учёбы. Каково же было удивление актёра, когда в армии перед сном ему вспоминались именно эти моменты: «Час за часом, урок за уроком. Я вспоминал неспешное хождение между рядами нашей учительницы литературы и русского языка в 32-ой школе, дорогой Валентины Васильевны Мищенко. И её уроки, удивительно содержательные и вызывающие глубокий интерес к самостоятельному чтению. Валентина Васильевна стала для нас классическим воплощением образа Учителя! Умная, мудрая, ироничная, уважающая ученика и уверенная в нашем успешном будущем».

Об изменчивости и вечных ценностях

Во все века женская красота покоряла мужчин: они бросали всё к ногам возлюбленной, слагали стихи и писали картины, пытаясь увековечить свою музу. Женщины вдохновляли мужчин, заряжали их своей особенной энергией любви. Так было раньше. А сейчас? Новое время диктует новые правила: женщины уже давно перестали быть слабым полом - напротив, представительницы прекрасной половины человечества хотят стоять на одной ступени с мужчинами на всех лестницах жизни. 

«Несомненно, образ женщины-музы сто лет назад и сейчас - совершенно разные понятия. Я думаю, первый остаётся притягательным для многих мужчин. Раньше женщины, в том числе благодаря литературным источникам и живописи, выглядели более сдержанными, глубокими, умными, в конце концов. Было больше некоторой «закрытости» в одежде, в общении. Как известно, то, что немного недоступно, скрыто от глаз, всегда вызывает больший интерес, чем «шумная открытость», - отвечает герой публикации.

Но есть и то, что остаётся неизменным - вечной ценностью для Рината является искренность во всём: мыслях, чувствах, поступках. А что же современная женщина? Может ли она вдохновлять? Конечно! И мой собеседник тоже черпает вдохновение в этом образе, хотя и не раскрывает имя своей музы: «Назвать не могу - очень личное. Но скажу прямо и открыто - есть! Есть уникальные женщины. Более того, они даже сами не подозревают, что мы видим в них, какой интерес они вызывают, на какие поступки нас вдохновляют, - замечает Ринат. - Любимые женщины, девушки в моей жизни - это, возможно, сильнейший мотиватор для реализации самого себя в этом мире. Даже в таких пустяках, как приготовить ужин для любимой. Не говоря уже о чём-то большем, когда твои мечты и цели двигают твою жизнь, в том числе и для того чтобы любимый человек был счастлив. И желательно рядом с тобой!».

Актёр считает, что главная черта современной женщины - это многозадачность.

Сегодняшние дамы живут в более быстром темпе, чем в прежние века. Но это не должно женщине мешать быть ухоженной и интересной, быть внимательной и любящей матерью, принимающей самое активное участие в жизни ребёнка, быть лидером на работе, иметь то, что называется хобби. «Но всё это, пожалуй, касается не только девушек, но и парней», - добавляет Ринат.

Не чужд актеру и вечный образ хранительницы очага, создающей тепло и уют. Это и есть, по мнению Рината, главная роль женщины. Вспоминается богиня Берегиня из славянской мифологии, которая олицетворяет плодородие, женские и материнские силы, оберегает свой род от всякого зла.

«Этот образ кажется мне очень цельным. Берегиня опирается в своей жизни на фундамент исторической памяти предков. Сила идёт именно оттуда. Такая женщина в настоящем действует не спонтанно, отдавшись чувствам (хотя они крепки и искренни), а осознанно и ответственно. Она точно знает, к чему приведут нынешние действия её семью и её саму через несколько лет», - считает руководитель молодёжной студии.

Чувства невозможно купить, но можно сыграть

И, конечно, интересен профессиональный взгляд актёра на сценические женские образы! Какие они? Абсолютно разные! По мнению Рината, в обычной жизни мужчине сложно воспринять образ женщины в полном   объёме. Это происходит в течение длительного времени, когда девушка раскрывается в тех или иных обстоятельствах. На сцене всё иначе - время сжато максимально ёмко.

«Образы, которые создают наши актрисы на сцене, - влюблённые и ненавидящие, растерянные и ищущие себя в огромном и растерзанном мире, - отмечает Ринат Исмаилов. - Один из самых ярких образов, который мне очень дорог - это Элеонора, которую сыграли замечательные актрисы театра Марина Черняк и Екатерина Олькова в постановке «Амилькар. Человек, который платит». Этот спектакль надо смотреть дважды: на Марину и на Екатерину отдельно. Потому что это две женщины, две судьбы. И каждая из них идёт своим путём. Благодаря этому, и я в образе Амилькара проживаю совершенно две разные судьбы в, казалось бы, одних и тех же обстоятельствах».

Удивительно, но один и тот же образ можно наполнить по-разному. Внутри каждой из актрис, играющих Элеонору, сплав из страхов, любопытства, порой даже гротеска, которые выражаются в поведении и в отношениях. Но затем они открывают Амилькару своё сердце, наполненное таким огромным океаном Любви, что он просто тонет в нём, неспособный поверить в истинные чувства. А ведь именно любовь и хотел купить главный герой, заставив разыгрывать для него ежедневный спектакль, чтобы хотя бы за деньги почувствовать себя любимым мужем и отцом. Приобрести те самые «чудодейственные тридцать шесть градусов человеческой теплоты»… Но чувства невозможно купить или взять в аренду...

Ринат вспоминает другой спектакль - «Жених поневоле», в котором зрителю открываются четыре женских образа. Самый важный для актера - образ супруги его персонажа - Людмилы: «И вновь одну роль играют две актрисы. И снова - это два разных спектакля. Мягкая, нежная, однако невероятно цельная Людмила, сыгранная актрисой Ириной Полещук. И отчаянно мечущаяся между отцом и мужем, на грани нервного срыва - актриса Марина Черняк. Прекрасны и образы, воплощённые Людмилой Шустовой и Людмилой Шалаевой. Мудрость, забота, и невероятной глубины любовь, которую сохранили эти женщины и которой они готовы делиться».

Озорная, красивая, очаровательная - так описывает Ринат Исмаилов образ Жаклин в комедии «Гарнир по-французски» в исполнении актрисы Татьяны Фомиченко. Жаклин сводит с ума всех мужчин на сцене и в зрительном зале!

«И куда же без Вильяма, нашего Шекспира! - восклицает актер. - Джульетта, леди Капулетти, Кормилица, Королева Маб - вот уж где кипят страсти: открыто, неподдельно, искренне! В один миг в течение спектакля Джульетта (Елена Вахрина, Евгения Гончаренко) из милого и шаловливого ребёнка превращается в зрелую и решительную женщину. Синьора Капулетти (Ирина Полещук) - волевая, властная и мстительная женщина. В то же время она любящая мать и заботливая жена. А кормилица Джульетты (Марина Черняк, Екатерина Олькова) - «из простых». Не обремененная предрассудками общества, она сразу же поддерживает свою подопечную, понимает чувства, переполнившие её юную душу».

Женщина живёт сердцем

Ринат признается, что работать на сцене с партнёршей очень интересно. Не всегда это легко, ведь здесь важны не только профессиональные навыки, но и личный, человеческий фактор. «Самое главное отличие - женщина работает через своё сердце, а мужчина включает голову. А уж дружба между  мужчиной  и  женщиной существует, это несомненно! Мы - разумные существа и вполне способны оценивать не только внешнюю красоту женщины, но и её глубокий внутренний мир, умение создавать гармонию во всём».

Говорят, что счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой. Но каждый человек сам решает, нужен ли ему для счастья в до-ме кто-то ещё, кроме него самого. Кому-то комфортно пребывать в одиночестве. Тем более творческому человеку, живущему в мире своего воображения, зачастую именно оно и необходимо. Другим хватает домашнего питомца - котёнка или пёсика. А герою публикации для счастья нужна полная семья. Ринату необходимо делиться с близкими радостью, заботой, смехом и слезами.

«Женщина, как бы банально это ни звучало, - загадка. Разгадать её не под силу ни одному мыслителю и философу. Не стоит даже пытаться это делать. Надо просто наслаждаться каждым мигом присутствия в нашей жизни  этих  удивительно  красивых, трогательных, заботливых существ, имя которым - женщина», - заключает актёр.

Татьяна ДЕЛЛЬ

 

 

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры