Небанальный взгляд В. Коноплёва на пушкинскую историю

Накануне 220-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина корреспондент нашей газеты встретился с человеком, посвятившим себя поиску памятников поэту. Герой интервью - Василий Георгиевич КОНОПЛЁВ, профессиональный филолог. В своё время он окончил педагогический институт. Работал учителем, директором школы, отмечен знаком «Почетный работник образования». Параллельно с учебно-воспитательной работой занимался журналистской, литературной и исследовательской деятельностью, издавал книги. Союз писателей России отметил его медалью Лермонтова. Однако главным делом своей жизни он считает создание коллекции изображений и сведений о памятниках Пушкину. Об этом написана книга «Есть сердце, где живу я», создана выставка, посвящённая этой теме.

 

- Василий Георгиевич, в 2014 году Вы открывали свою выставку «В граните, гипсе, мраморе и бронзе» о памятниках Пушкину в областном музее изобразительных искусств. И какова судьба той выставки спустя пять лет?

- Выставка по-прежнему существует. Из временно экспонируемой в музее она превратилась в постоянно действующую и передвижную. За это время она побывала в Астане, Павлодаре, Москве и вместе с ней я успел посетить Нур-Султан.

- Вот как? И когда же это произошло?

- С 29 апреля по 3 мая в нашей столице проходил Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Там я и показал часть свой выставки с изображением памятников Пушкину.

- Нельзя ли подробнее рассказать об этом?

- Подобный международный форум у нас в стране проводился впервые. Предыдущий проходил в Испании пять лет назад. Этой зимой ответственная за организацию Конгресса в Казахстане Элеонора Дюсеновна Сулейменова, профессор университета имени аль-Фараби, предложила мне представить выставку участникам Конгресса, а это ведь сотни людей со всего мира. Кто ж откажется от такого предложения?! В столице меня тепло встретили сотрудники посольства России в РК. Помогли установить экспонаты в Евразийском университете имени Л.Н.Гумилёва, где проходили семинары, дискуссии и заседания учёных-русистов.

- Выставка имела успех?

- Ну, говорить о собственном успехе я не стану. Об этом должны судить зрители. Я же понимал, что моё присутствие на Конгрессе в большей степени сопутствующее, но интервью у меня брали, на камеру снимали и вопросы задавали.

- И я тоже задам. Многое ли изменилось на Вашей выставке за пять лет?

- Во-первых, самих памятников в мире стало больше. В это просто трудно поверить, но за прошедшие пять лет ещё восемьдесят раз устанавливались скульптурные монументы, посвящённые великому поэту. И тридцать раз это происходило за пределами России. Естественно, что новые картины с изображением свежих памятников появились и у меня. Во-вторых, в связи с тем, что я единственный экскурсовод на своей выставке, а по воле судьбы нахожусь в Петропавловске теперь не так часто, как хотелось бы, стало мне обидно, что картины висят в закрытом пространстве и их подолгу никто не видит. Вот я и принял решение подарить все экспонаты, всю выставку Первому городскому общеобразовательному лицею.

- Почему лицею?

- Он для меня родной! Много лет назад (если быть точным - двадцать восемь) я вместе с первым директором лицея Александром Сергеевичем Слухаевским стоял у истоков создания этого учебного заведения. Что бы ни говорили сегодня о трудностях и разрухе девяностых годов, для нас это было время удивительных открытий и счастливого общения! Всё было впервые. Всё то, что сегодня в общем и среднем образовании уже подхвачено многими или ещё иным предстоит освоить. Начиная с таких мелочей, как музыкальный звонок и учебный рейтинг, и столь значимых для лицейского братства обязательств, как «Декларация прав, чести и достоинства лицея» и анкета «Учитель глазами ученика». Сейчас никого не удивишь, что в школе есть свой гимн, флаг и эмблема. Но скажите, где еще вручают звёздные дипломы учащимся и педагогам «Учитель года» и «Лицеист года»? Во многих ли учебных заведениях гордо повторяется подобный слоган: «Хочешь быть первым - учись в Первом!» В каких ещё школах ученикам за выдающиеся успехи выплачивают стипендию? На последний звонок всем выпускникам лицея вручается маленький колокольчик. Такой обычай иногда можно увидеть и в других школах, но там не осознают, что это дань уважения Царскосельскому лицею. Перед первым, пушкинским, выпуском большой чугунный колокол, который созывал мальчишек на занятия, с восторгом разбили вдребезги и осколки его разобрали на память. Не забывая об этом, наши лицеисты приходят 25 мая к памятнику поэту, а ведь именно 25 мая по старому стилю и есть настоящий день рождения Пушкина. Приходите в этот день и вы к бюсту Пушкина и услышите дружный перезвон колокольчиков. Это лицеисты навсегда прощаются со школьной жизнью. Так кому же ещё, как ни лицею, я могу доверить изображения памятников Пушкину?

- И как же Вы теперь без неё, без своей выставки?

- Я хорошо подготовился к этим переменам. Я придумал параллельную виртуальную выставку. В 2016 году с помощью сына Сергея, достаточно продвинутого специалиста в области программирования, я открыл собственный интернет-сайт, который так и назвал - pamyatnikpushkinu.ru. Там систематизированы все известные на сегодня памятники А. С. Пушкину. Любознательный посетитель сайта может узнать, сколько монументов было установлено в таком-то году, как выглядели памятники, сколько их появилось в той или иной стране, да что в стране, в любом городе, селе и кто авторы скульптур. Вот, к примеру, Вы знаете, сколько пушкинских монументов было установлено в нашей области?

- ???

- Не мучайтесь, если откроете сайт, узнаете - четыре. Три из них благополучно сохранились до сих пор. А сколько всего в Казахстане? Двадцать шесть! А в Америке? Семнадцать! А в Африке? Восемь! Или, допустим, сколько памятников поэту появилось в двадцать первом веке? Триста!!!

- Вы меня просто ошеломляете числами и фактами! Ну, тогда скажите, а известно, сколько всего памятников Пушкину есть в мире сегодня?

- А это вопрос философский. Я же не учёный и не занимаюсь наукой. Поэтому точных данных у меня нет. То, чем я увлекаюсь, можно назвать коллекционированием, правда, почему-то никто ещё не придумал названия такой деятельности, как собирание и систематизация сведений о памятниках. А ведь они, как и люди, появляются на свет и исчезают по разным причинам. В лучшем случае остаются о них сведения и изображения, а в худшем - только подзабытая легенда. Или вот такой факт. Открыли, к примеру, в небольшом городке Апатиты - это Мурманская область - памятник поэту и раструбили об этом во всевозможных СМИ. А почему? Да потому что воздвигли его на средства, выделенные популярным телеведущим Малаховым, а создал памятник известный скульптор Церетели. В день установки и я узнал из прессы о свершившемся и сразу приплюсовал монумент к своей коллекции. А вот другой случай. В довольно-таки крупном металлургическом городе Норильске тоже установили памятник и, надо сказать, что с точки зрения искусствоведческой он не менее художественный, чем апатитский. Но вот узнал я об этом и внес в свои списки спустя несколько лет после открытия. Это к вопросу о реальном количестве. Памятник, быть может, где-то в уединённом месте и стоит, но о нём пока мы не знаем. И всё же на Ваш вопрос я отвечу. До марта этого года, по моим подсчётам, в мире тысяча девять раз устанавливали памятник знаменитому поэту. И вот недавно приходит радостное известие, что в Индийском океане на небольшом острове Маврикий в городе Порт-Луи на мраморный постамент вознесли бюст Пушкина, исполненный знаменитым скульптором Михаилом Аникушиным. Итак, на сегодня это тысяча десятый памятник.

- Вы так увлечённо рассказываете о памятниках, можно слушать как страстный монолог в театре. Интересно было бы узнать о Ваших необычных находках.

- Вот, кстати, занимательная тема: памятники и театры. Я Вам расскажу совершенно неожиданную историю об установке памятника Пушкину в сибирском городе Кемерове. Он там был установлен в 1954 году. Местные эстеты давно уже приметили, что памятник поэту очень уж не соразмерен площади, на которой стоит. К художественному качеству исполнения претензий нет. А вот масштабности как-то не хватает. Было время, когда предлагали фигуру увеличить в размерах. Однако родственники скульптора, к тому времени уже умершего, возражали.

А теперь о главном. 1949 год. Страна отмечает 150-летие со дня рождения поэта. Повсюду прокатывается волна юбилейных торжеств. Повсеместно устанавливаются памятники Пушкину. По моим подсчётам, в том году их появилось около пятидесяти. В Кемерово было принято решение присвоить имя поэта новой площади и тоже установить на ней памятник. Но проходит год, другой, третий… А памятника нет. Вот уже 155-летие прошло, а памятника нет. Безобразие! Неисполнение партийного решения! Могут и головы полететь. И вот однажды один из кемеровских функционеров, посещая Москву, побывал в Малом театре. Поднимается он по лестнице, а навстречу ему монументальный Пушкин, и смотрит сверху вниз. Впечатляюще! Ну, разузнал чиновник у директора театра, кто скульптор, как с ним связаться. Оказалось, что это знаменитый Матвей Манизер. Академик, Народный художник, лауреат трёх Сталинских премий, автор десятков памятников по всей стране. И, кстати, сразу готов изготовить на ленинградском заводе «Монументскульптура» бронзовый экземпляр. Как говорится, за ваши деньги с нашим удовольствием. И действительно, в кратчайшие сроки памятник прибыл на станцию Кемерово. Когда сняли транспортировочную упаковку, перед взором встречающих встал Пушкин в натуральную величину. Сняв шляпу, он протягивал руку, как будто желал поздороваться и хотел извиниться, что хоть и из бронзы, но росточком невелик. Точь-в-точь как в театральном фойе. Делать нечего, установили на кемеровской площади такого, как в московском театре.

- Вы так же подробно можете рассказывать о каждом памятнике?

- Ну, такое утверждение было бы с моей стороны слишком самонадеянным. Хотя… Каждый из монументов действительно имеет свою биографию. И я только мечтаю все их написать.

- В завершении нашей встречи расскажите об истории одного из четырех наших памятников?

- Хорошо. Вот вам история памятника из села Волошинка Северо-Казахстанской области. Это ныне Есильский район. Село многие годы являлось центральной усадьбой совхоза «Пушкинский». Я, конечно же, посетил этот населённый пункт и - о, чудо! - первым встретил меня бюст поэта. Стоит себе скромненько перед конторой. Ухоженный такой. Сразу видно, что там о нём заботятся. Однако все мои попытки узнать о времени его установки или о скульпторе оказались безуспешными. На балансе он не состоит. Единственный, кто хоть что-то вспомнил о факте установки памятника, оказался пожилой директор местной школы. Вернее сказать, восьмидесятилетний пенсионер. Он рассказал, что в 1974 году руководитель совхоза «Пушкинский» на свой страх и риск заказал в Ленинграде бюст поэта. Свою инициативу хозяйственник не согласовал ни с партийными, ни с советскими органами. И это стало причиной того, что момент установки памятника в далёком селе не освещали ни в районной, ни в областной прессе. Вот почему ни в каких архивах об этом скромном памятнике нет абсолютно никаких упоминаний. Директор совхоза давно уже умер. Документов никаких не сохранилось. Что делать? Районные краеведы разводят руками. Просят сообщить им, если что-нибудь удастся мне разузнать. И вот что теперь я могу поведать о своих разысканиях. Оказывается, подобный памятник-близнец был установлен и в городе Кузнецке Пензенской области. А там точно известно, что автором бюста является скульптор Пётр Антонович Талько. Он подарил Кузнецку памятник, идентичный северо-казахстанскому. Правда, это случилось год спустя после того, как похожий бюст появился в Волошинке. Но если в Кузнецке это мероприятие проходило в торжественной обстановке, то в Казахстане столь неординарное событие осталось незамеченным. И всё потому, что директор не посоветовался с местными властями и рассчитался со скульптором не бюджетными средствами, а хозрасчетными. В связи с этим и не рискнули тогда пригласить на открытие памятника ни прессу, ни автора. А я теперь могу считать свою миссию исполненной: справедливость восторжествовала, имя автора памятника Пушкину в селе Волошинка восстановлено.

- Удивительно интересная история. Я поздравляю Вас и с этим событием и с наступающим юбилеем Александра Сергеевича Пушкина.

- Спасибо! Пусть сотни памятников поэту, установленных во многих странах, свидетельствуют о величии русской словесности и приходят в иные страны как символ мира и добра!

Виктория РЫБКО

 

ДЛЯ СПРАВКИ:

Василий Георгиевич КОНОПЛЕВ - педагог, журналист, литератор.

Автор книг: «И звёзды вымокли в росе» - сборник поэзии, «Военные монологи» - сборник поэзии, «Намёки не на вас» - сборник поэзии, «За перегоном перегон» - публицистика, «Наречие» - словарь-справочник, «Есть сердце, где живу я» - публицистика, «Всё возможно» - проза.

***

МАПРЯЛ - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Её открытие состоялось в 1967 году в Париже. С тех пор раз в пять лет ученые и учителя со всего мира собираются вместе, чтобы обсудить проблемы преподавания русского языка. В работе Конгрессов участвуют представители 70 стран. Ежегодно МАПРЯЛ присуждает медаль А. С. Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка».

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.