Шествие по миру «Золотого человека»

В 1969 году в кургане Иссык, что находится в50 км восточнее города Алматы была сделана сенсационная находка - «Золотой человек». Это одно из величайших событий в археологии XX века и по значимости оно сопоставимо с находкой сокровищ Тутанхамона.

 

В могиле «Золотого человека» было найдено более четырех тысяч украшений, они были выполнены из золота и нашиты на одежду, обувь и головной убор. Уникальные артефакты рассказали о том, как жил человек сакской эпохи. Своим богатством и красотой исполнения они открыли потрясающий мир сакских мастеров. Также там были золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды, серебряная чаша с 26 письменными знаками, не расшифрованными до сих пор.

Сейчас эта коллекция хранится в фондах Национального музея Казахстана. Каждый экспонат вписан в энциклопедию. Многие артефакты украсили национальную государственную символику, а также стали визиткой нашей казахстанской культуры. В фондах Национального музея Казахстана хранятся бесчисленные археологические сокровища, ценнейшие артефакты и удивительные экспонаты. Его выставочные залы - это своеобразная «машина времени», которая переносит в разные этапы развития нашей страны. Теперь одним из главных его достояний является «Золотой человек».

В декабре 2017 года стартовал масштабный Международный проект Министерства культуры и спорта РК и Национального музея РК "Шествие «Золотого человека» по музеям мира". Цель проекта - ознакомление зарубежного зрителя с культурным наследием Великой степи эпохи раннего железа. Маршрут проекта включает страны СНГ, Азии, Европы и Америки. Шествие «Золотого человека» началось в Беларуси в 2017 г. В 2018 году проект был представлен во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства города Москвы, в Национальном музее Азербайджана (г. Баку), Историческом музее провинции Шэньси (г. Сиянь, КНР), в Гданьском Национальном музее (Польша) и в Национальном музее Кореи (г. Сеул). В 2019 году выставка посетила Татарстан, город Казань. А еще она запланирована в музеях Японии, Грузии, Великобритании, Испании и Турции. В 2020 году выставка переместится в музеи США, Италии, Австрии, Франции и Германии. А в 2021 году экспонаты посетят Объединения национальных музеев Гран-Пале (Франция) и Художественный музей Австрии.

Вторым временным «домом» (после Беларуси) для знатного гостя стал Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства города Москвы. 175 шедевров ювелирного искусства были представлены в залах, оформленных в стиле самобытных юрт. Выставку посетило большое количество людей - представители разных регионов России, зарубежные гости Москвы, которые в своих отзывах писали: «Никогда ничего подобного не видели! Потрясающая выставка! Действительно, ее должен увидеть весь мир. Не подозревали, какие сокровища таит эта земля, насколько велик народ, населяющий ее», «Благодарим за возможность соприкоснуться с великой культурой, древней цивилизацией, самобытным искусством безымянных мастеров Великой степи», «Полный восторг от выставки!». Всероссийский музей выразил благодарность Министерству культуры и спорта РК, Национальному музею РК за безупречную организацию выставки, проведение ее на высоком уровне. Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» в Москве достигла своей цели, открывая миру Казахстан с новой стороны, поднимая имидж нашей родины, знакомя с достоянием народа. И это только начало!

Дальнейший путь - через Каспий, в древний город Баку, в один из лучших музеев города - Национальный музей истории Азербайджана. Украшением открытия выставки стал казахский фольклорно-этнографический ансамбль «Сазген сазы». Все жители и гости города получили возможность полюбоваться зо-лотыми и серебряными украшениями сакской культуры и XIX-XX веков. Также были представлены тканые ковры - лучшие образцы казахского ткачества и, конечно же, - золото, которое две тысячи лет было скрыто под толщей земли в разных районах Казахстана, в том числе в знаменитом теперь на весь мир Иссыке. Директор Национального музея истории Азербайджана Наиля Велиханлы отметила: «Золотой человек» - это символ Казахстана, это символ независимости. Наши казахские друзья показывают «Золотого человека» по всему миру и доказывают, что на самом деле культура древних тюрков уходит в глубину древности».

После Азербайджана - курс на Восток - город Сиянь Китайской Народной республики. Казахстан и Китай - это исторические соседи, которые вносят свои леп-ты для обновления Великого Шелкового пути. Экспонат «Золотой человек» уже во второй раз в Китае. В 2013 году был представлен в Пекинском Национальном музее, где удивил своих зрителей. И радует, что такое начало нашло свое продолжение. Исторический музей провинции Шэньси открыл уникальную выставку «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» в рамках реализации международного выставочного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира». Уникальность этой выставки в том, что сюда привезли новый экспонат, никогда ранее не покидавший пределы Казахстана, - знаменитую Таксайскую принцессу. Это уникальная находка XXI века, сделанная казахстанскими археологами в Западно-Казахстанской области. Между захоронениями «Золотого человека» и Таксайской принцессы почти 3000 км, но украшения на их костюмах очень похожи. Выставку посетило очень много людей, со стороны китайской публики чувствовался неподдельный интерес к истории Казахстана.

Всемирно известный Гданьский национальный музей Польши, ставший пятой по счету экспозицией, во время второй мировой войны был сильно разрушен, но благодаря сохранившимся картинам и эскизам был полностью восстановлен. На выставке в этом городе «Золотого человека» сопровождал Сарматский воин. Погребение Сарматского воина было найдено западноказахстанской экспедицией во время археологических раскопок трех курганов в местности Аралтобе.

В Лонг-маркете (это главная пешеходная улица, исторический центр города Гданьска) с участием казахстанских музыкантов был организован большой концерт. Кюи Курмангазы, польская народная музыка на улице старинного польского города поразили зрителей. Прохожие останавливались и восторженно наслаждались мелодиями, они засыпали казахских музыкантов аплодисментами.

Три месяца «Золотой человек» находился в Национальном музее Кореи, крупнейшем историческом и культурном центре страны. Сокровища Великой степи прибыли в выставочный зал Кореи в огромных деревянных боксах. Выставочный зал был окрашен в зеленый цвет, что символизирует бескрайние степи Казахстана. Организаторы-партнеры выставки с корейской стороны решили, что самое богатое и великолепное изделие Казахстана - это юрта, и в ее сооружение было вложено очень много сил и творчества. Благодаря совместным усилиям казахстанских и корейских специалистов в выставочном зале Национального музея разместились 458 уникальных музейных экспонатов. Было отмечено, что артефакты очень высокого уровня изготовления и находятся в хорошем состоянии. Гостей выставки встречали сакские кони в парадном убранстве - реконструкция знаменитой археологической находки. Казахстанский ансамбль «Сазген сазы» создавал теплую атмосферу, исполняя на народных инструментах казахские и корейские народные мелодии. «Волшебный» стенд со сценами быта кочевников Великой степи вызвал необыкновенный ажиотаж. Можно было прикоснуться к белому изображению - и оно становилось ярким, цветным и оживало.

Шествие «Золотого человека» по музеям мира продолжается и в 2019 году. И первый в списке музеев, распахнувших двери казахстанскому собранию древности в этом году, - это Казанский Кремль. В марте 2019 года в рамках программной статьи Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» состоялось открытие выставки «Великая степь: история и культуры». Вниманию гостей и жителей Казани были представлены сокровища, среди которых сакское золото из Иссыка и Береля, находки древнетюркского периода, казахское серебро, ковры - бесценные экспонаты Национального музея РК. Огромный интерес татарской публики вызвала каменная ритуальная ступа с тюркской надписью. Ее родина - Южный Казахстан. Время создания - VI-VII века. Более двухсот предметов рассказали об истории и культуре Великой степи.

Самым ответственным моментом перед посещением каждой страны является упаковка драгоценного груза. Каждый предмет заворачивается в специальную пленку, ткань, затем помещается в пластиковый бокс и огромные деревянные лари. И самое святое - волнующий момент распаковки ящиков и таинственная церемония приема-передачи ценных артефактов. Учет ювелирных изделий и деталей проходит тщательно. Специалисты работают в белых халатах и перчатках. Нужно соблюсти все тонкости приемки ценнейших музейных экспонатов, шедевров ювелирного искусства, имеющих исключительное значение для науки и культуры.

Сегодня «Золотой человек» становится известен всему миру и является символом Республики Казахстан. «Находку века» назвали «казахским Тутанхамоном», а скульптура самого «Золотого человека» украшает площадь Независимости Алматы.

Юный царевич в золотом облачении покорил мир спустя 2500 лет после своей смерти. Его шествие по миру подобно ветру, он приносит в современный мир дыхание древней степи. Он знакомит нас, современных жителей Земли, с жизнью древних кочевников, которые оставили неизгладимый след в истории человечества. И изучать его историю - это значит прикасаться к Вечности.

Раушан ГАБДУЛЛИНА

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.