ВЛЮБЛЕННАЯ В СВОЮ ПРОФЕССИЮ

Есть на свете такие специальности, которые можно выбрать только по призванию. К таким профессиям можно смело отнести журналистику, которой и посвятила всю свою трудовую деятельность героиня нашей публикации - Почетный журналист Казахстана, Почетный гражданин СКО Раиса БИКМУХАМЕТОВА. За долгие годы работы на областном телевидении Раиса Гарифовна сумела собрать богатейший архив, а многие циклы документальных фильмов сохранила еще и в печатном варианте, выпустив книги, которые стали достоянием нашего региона.

 

Радости и трудности детских лет

«В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя!», - с грустью напевает эти строки из песни Раиса Гарифовна, вспоминая отцовский дом в Рабочем поселке по улице Белинского: «Вначале мы жили в деревянном бараке у самой железной дороги, потом построили дом, в котором, в отличие от барачной комнаты, было все необходимое для большой семьи - огород, палисадник с цветами и деревьями. Наши соседи жили очень дружно, были среди них и семьи ссыльных корейцев, немцев и поляков».

В семье Мамлютовых было пятеро детей, и у Раисы Гарифовны остались самые добрые воспоминания о своем детстве: любовь и достаток в доме, дети хорошо учились, а старший брат служил в армии. Но, к сожалению, мама Бибикамал долго болела и ушла из жизни в декабре 1962 года, когда Раисе исполнилось 15 лет. Отец Гарифулла Мамлютов остался один с детьми, а самому младшему сыну на тот момент было всего 4 года. «Я, как старшая, помогала папе во всем, особенно с ма-леньким, отводила его в садик, выполняла разные домашние дела после учебы в школе. Спустя год папа привел в дом женщину и сказал нам: «Это Мария Сергеевна, она будет жить с нами и будет вашей мамой». Я очень испугалась: мачеха! Но никогда в жизни Мария Сергеевна не сделала ничего плохого, а с нами всегда была доброжелательной и спокойной», - вспоминает моя собеседница.

Вдохновляющие педагоги

Училась Раиса в 31-й железнодорожной школе, педагогический состав которой составляли ссыльные учителя из Киева, Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Раиса Гарифовна вспоминает, что в этой школе чувствовалась какая-то особенная, светлая аура. Преподаватели привили ученикам европейскую культуру, их отличали особая манера одеваться и общаться с детьми. Повезло учащимся с педагогом русского языка и литературы Тамарой Максимовой, которая приносила журналы и знакомила ребят с новыми литературными изданиями, поэзией шестидесятников - Е. Евтушенко, Р. Рождественским, А. Вознесенским. Заметив в детях литературный дар, Тамара Георгиевна давала ученикам задание писать стихи. Так, эти уроки, пробудившие в юной Раисе литературный талант, позволили развернуться в сторону поэзии, и девочка занялась написанием стихотворений, вступила в литературное объединение «Родник» и начала публиковаться в местной прессе.

Интересно, что впервые порог телестудии Раиса Гарифовна переступила задолго до начала работы, будучи еще 14-летним подростком: «12 апреля 1961 года мама послала меня за молоком, а его тогда продавали на улице в большой цистерне у магазина. Вдруг откуда-то прозвучал голос Левитана: «Говорит Москва! Передаем сообщение ТАСС…». Оказалось, что рядом стояла машина, и из открытой двери вещало радио. Передавали сообщение о полете первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Я схватила свой бидон с молоком и, задрав голову в небо, скорее побежала домой с желанием удивить родителей этой новостью, но они уже слышали это сообщение», - рассказывает героиня публикации.

На следующий день Тамара Георгиевна дала ученикам задание просмотреть газеты и написать сочинение или стихи на эту тему. Конечно же, Раиса подготовила стихотворение и даже стала победителем конкурса юных поэтов Петропавловска. В связи с этим, девочку пригласили выступить в студии телевидения. «Помню, как во время репетиции я громко читала: «Люблю тебя, страна родная!», а меня предупредили: «Деточка, не надо так кричать, у нас микрофоны чувствительные…». У нас тогда и телевизора дома не было, на весь поселок - только у одной семьи, и все побежали смотреть, как меня показывают в прямом эфире. Судьба привела меня в телестудию. Проработав много лет, я ни разу не сомневалась в правильности своего выбора. Как говорил Высоцкий, у каждого своя колея, и я выбрала свою».

После окончания школы Раиса отправилась учиться в Алматы в КазГУ на факультет журналистики, абитуриентке даже дали удостоверение, свидетельствующее о том, что она является внештатным корреспондентом. В университете Раисе тоже повезло с великолепными преподавателями, которые буквально заразили многих студентов любовью к журналистике. «Я благодарна судьбе за такую прекрасную школу. Мы часто ходили в горы на лыжах, и наш преподаватель Марат Кирибаевич Барманкулов предлагал нам взять с собой ручные камеры и снимать интересные планы сверху. Потом мы сами проявляли и монтировали пленку, показывали сюжет в программе молодежного вещания Казахского телевидения. Мы влюбились в этот жанр, и из нашего выпуска несколько человек пошли работать именно на телевидение», - продолжает Раиса Гарифовна.

У каждого своя колея…

Вернувшись в Петропавловск, моя собеседница стала редактором детско-молодежного вещания в студии. Первыми наставниками Раисы Гарифовны были Нонна Александровна Варова и Вениамин Федорович Яковлев.

Жизнь журналистки в 70-е годы была насыщена событиями: телеконкурсы, студенческие строительные отряды, участие в фестивалях молодежных программ, дискуссии о современных проблемах, встречи с интересными людьми, ветеранами. «Мы с Муталапом Кангужиным и режиссерами готовили проблемные передачи и всегда занимали призовые места в республиканском конкурсе. Самое ценное, что даже на Всесоюзных молодежных телефестивалях работы североказахстанцев получали призы. Например, в городе Минске фильм «Сколько стоит человек» о наших земляках - участниках ядерных испытаний 1954 года, а также очерк «На родине ССО» о студенческом движении в Северном Казахстане. Редкий архивный фильм «Гагаринские строки в биографии» о поездке наших студентов на родину Юрия Гагарина стал лауреатом телефестиваля «Жолдас» в Алматы. У нас было очень много интересных поездок по области и за ее пределами, в Омск, Тюмень и другие города», - делится Раиса Гарифовна.

Помнит наша героиня и свои первые эфиры, которые раньше всегда снимали в режиме «здесь и сейчас». Но благодаря замечательной школе и собственному таланту, у Раисы Гарифовны с самого начала не было никаких серьезных проколов, а интервью всегда получались интересными и раскрывали ее собеседников с разных сторон. Однако, случались и смешные случаи: «Однажды мы снимали детскую передачу накануне даты образования СССР. Проводился конкурс «Ромашка», дети вытягивали листочки с названиями стран. Одному ребенку попался Казахстан, и мальчик с воодушевлением рассказал, что живет в Петропавловске, учится в школе, а также про своего папу, который работает на заводе им. Ленина. Такое нельзя было говорить с экрана, а эфир-то прямой! Я не знала, как увести разговор в другую сторону, задавала мальчику другие вопросы... Утром пришел цензор и спросил: «Ты что натворила, что с тобой теперь делать? Увольнять? Ладно, больше так не делай!».

Работать приходилось и в тяжелые для всей страны времена, когда из 240 сотрудников на телевидении осталось лишь 60, и журналисты учились снимать рекламные ролики, чтобы заработать на жизнь. «Во время перестройки мы снимали передачу «Говорите, я слушаю!» Возле магазина или парка выходили с микрофоном и спрашивали у людей, как им живется. А жилось тогда всем трудно! И люди начинали рассказывать, а тут из-за угла выскакивал милиционер, спрашивая с угрозой: «Вы что тут митинг устроили?!». Потом нужно было всё взвесить, выбрать нужное и дать свой комментарий, а это самое сложное в нашей работе. Сегодня на телевидении много отрицательной энергетики: ток-шоу, скандалы, интриги… Радует, что в казахстанских передачах все же нет хамства и злости, сохраняется уважительное отношение к старшему поколению. Я смотрю местные каналы, и мне нравится, как работает молодежь. Но все же мне кажется, что мы были более гуманными, совестливыми, отвечали за то, что мы говорили и показывали. Ведь чем телевидение отличается от газеты и радио? Тем, что ты говоришь одно, а вокруг тебя зритель может сам увидеть что-то другое и сделать для себя определенные выводы. Поэтому нужно взвешивать каждое слово, помня об этой ответственности».

Продлить жизнь видеоархива

Раиса Бикмухаметова работала над многими циклами документальных фильмов: «Шаңырақ» - Летопись Независимости, «Истории река», «Отцы и дети», «Из прошлого нашего города», «Репрессии - хроника и жертвы», «Патриот», «Земляки». Особенно дорог моей собеседнице фронтовой многосерийный цикл «Поклонимся великим тем годам». Раиса Гарифовна всегда участвовала в съемках парадов в День Победы, готовила репортажи вместе со съемочной группой, брала интервью у ветеранов: «Помню, как трогательно, иногда со слезами на глазах, ветераны рассказывали о своей военной молодости, трудностях, победах и друзьях, не вернувшихся с полей сражений...». У Раисы Гарифовны появилась идея - попробовать переложить цикл фильмов в книжный вариант, чтобы можно было подарить издание участникам ВОВ и их детям. Книга вышла в свет в 2000 году и сейчас украшает библиотеки города. Это событие сподвигло Р. Бикмухаметову действовать дальше, чтобы продлить жизнь видеоархива. В 2011 году была издана книга «Летопись Независимости», основанная на документальном телесериале, подготовленном к 20-летию независимости РК. До этого в 2004 году вместе с группой ученых и краеведов Петропавловска был подобран материал и издана книга об истории татар - «Татары на севере Казахстана», а в 2015 году вышло дополненное второе издание этого сборника. На презентации одной из книг ведущая задала Раисе Гарифовне вопрос: «А как насчет «Земляков»? Планируете ли написание книги?». И наша героиня поняла, что это - ее святой долг. В октябре 2018 года Раиса Гарифовна презентовала свою новую книгу «Земляки», над которой трудилась в течение трех лет, расшифровывая и корректируя записи, выбирая стопкадры... Это 38 историй о достойных североказахстанцах: участниках Первой мировой и Великой Отечественной войн, жертвах массовых политических репрессий, первоцелиннниках, ученых, музыкантах, заводчанах, журналистах.

«Мне повезло, что я успела запечатлеть эпоху, в которой мы жили, в лицах таких великих людей. Книги подарены героям и их родственникам, думаю, это большая память для них, как и для каждого из них. Общение с этими удивительными людьми обогащает, и я каждый раз поражалась, сколько сил и энергии кроется в каждом из них. Надеюсь, что и молодые люди, листая эту книгу, многому смогут научиться», - добавляет Раиса Гарифовна.

Помимо журналистики, героиню публикации увлекла и общественная деятельность - почти четверть века Р. Бикмухаметова возглавляла татаро-башкирский культурный центр «Дуслык». В 1988 году, когда только начинали создаваться национальные центры, моя собеседница ездила в Казань, а в 1989 году провела свой первый Сабантуй на стадионе завода им. Кирова. «Нас пригласили в об-ластной комитет партии, утвердили создание культурного центра «Дуслык», а меня - назначить председателем. «Ты будешь нашим флагом, а мы будем тебя нести!», - сказали мне тогда. Я связалась с казанским телевидением, и его представители скидывали концерты и уроки татарского языка, которые я вставляла в свою передачу».

Все мы - дети Земли!

Энергичная и позитивная, моя собеседница успевала реализовываться во всех сферах, в том числе, и в семье. В 1972 году Раиса Гарифовна вышла замуж за Фарита Бикмухаметова, затем родила дочку Альфию, которая сейчас проживает в США. Раиса Гарифовна часто бывает со своей семьей: дочь Альфия, зять Брайан, внучка Даниэль и внук Эрик всегда рады встрече. Бабушка иногда советует внучке: «Осваивай русский язык, вырастешь - будешь переводить мои книги», на что Даниэль отвечает: «Может быть, но у меня столько задач, столько целей и планов», а зять посмеивается: «Вся в бабушку!». Вместе с семьей моя собеседница путешествует, открывая мир и его людей. На этом творческом пути появилась еще одна книга Р. Бикмухаметовой «Все мы - дети Земли», в которой автор описывает свои мысли о пройденном, рассказывает о жизни и общих человеческих ценностях. «Впервые перелетев через океан и оказавшись в Техасе, я долго присматривалась, сравнивала. Мне было очень интересно увидеть природу, незнакомый образ жизни, людей самых разных национальностей, их быт, культуру, традиции, - замечает Раиса Гарифовна. - Наконец, я пришла к мысли, что все мы живем под одним небом, ходим по одной земле, и надо понимать и ценить то, что мы имеем. Все люди равны, независимо от цвета кожи, расы и религии. Мы должны твердо знать, что пришли в этот мир не для того, чтобы творить зло и портить природу, а, напротив, чтобы поднять уровень человеческой культуры и мироздания, чтобы дети росли, менялись поколения и были счастливы люди. Все мы - дети Земли!».

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.