О ЛИЧНОСТИ ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА
- Подробности
- Дата публикации 27.06.2018 11:34
- Категория: Культура
Дорогие земляки! Эти дни освящены празднованием 125-летия со дня рождения нашего земляка - великого Магжана Жумабаева. 25 лет назад, в тяжелейшие 90-е, мне довелось выступить на митинге, посвященном 100-летию великого Магжана. С волнением хочу поделиться сегодня своей страничкой из моего домашнего альбома. На этой фотографии - Петр Филиппович Ходеев, в то время глава администрации (так тогда именовались акимы) города Петропавловска и известный казахстанский поэт и общественный и политический деятель Какимбек Салыкович Салыков. Ну, и я, автор этих строк. «Мой Пушкин» - так называется любимейшая мною книга, автор которой - великая Марина Цветаева. «Мой Магжан», - из гордости, пожалуй, произношу я как североказахстанка. Из гордости, что именно на нашей земле родился великий Магжан Жумабаев. Мы все еще в долгу перед его памятью…
…И вновь воскресает из мрака
Поэта высокая речь,
Ведь слово высокое плаха
Не в силах в забвенье обречь.
И тянутся люди как к свету,
К ожившему чуду в стихах,
Незрим постамент у поэта,
Но жить его слову в веках.
Я думала раньше: как жаль людей, живших до Пушкина, Абая и Есенина. Они не могли знать прекрасных творений будущих великих своих соотечественников.
Но как вышло, что поколения, родившиеся и живущие уже после смерти другого великого поэта - Магжана Бекеновича Жумабаева, оказались незнакомыми с его творчеством?
И если бы не это трудное, суматошное и сумасшедшее время возвращения памяти целым народам, - и мы прожили бы жизнь, не зная ни имени, ни творчества замечательного своего земляка?
Трагические судьбы других наших соотечественников - Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Ильяса Джансугурова, репрессированных в роковые тридцатые, оказались все же счастливее, чем судьба Магжана Жумабаева, при жизни оцененного достаточно высоко.
Академик Маргулан так сказал о нем в свое время: «…поэт, который имеет для казахского народа такое же значение, как для англичан Шекспир и для русских Пушкин».
Имя Магжана возвращается к нам из тьмы забвения через многие десятилетия после трагической гибели поэта.
Многим из нас, особенно тем, кому дано оценить магжановскую лирику только в переводе на другие языки, настоящее знакомство с его творчеством еще предстоит.
Пока же мы знаем только основные вехи биографии этого великого сына казахского народа, разделившего со своим народом все его беды.
На наших полках будут стоять книги Магжана-исследователя, Магжана-просветителя, ведь его стихи, его труды адресованы каждому из нас - молодому и старому, мужчине и женщине, человеку любой национальности, ибо подлинный талант по сути своей всегда интернационален.
Творчество Магжана было и станет снова достоянием не только тюркоязычных народов, но и всех тех, кому доступно понимание высокого поэтического слова.
Великий француз Антуан де Сент-Экзюпери сказал так: «Увидишь в мире то, что несешь в себе самом». Красивый человек Магжан Жумабаев умел видеть страдающей своей душой.
Он любил свою родную землю, он любил свой народ, он мечтал о времени, когда его народ узнает, что такое счастье. Хотя, впрочем, этот блестяще образованный человек не мог принадлежать только одному народу: его знали русские и татары, башкиры и киргизы… А скольким еще предстоит открыть для себя «чистую, звонкую лирику Магжана» (выражение вдовы поэта Зулейхи). Жусупбек Аймаутов сравнивал его поэтический слог с жемчужинами, нанизанными на шелковую нить. И даже такая оценка не была самой высокой из тех, что звучали в адрес поэта в годы его короткой жизни.
Мы верим в то, что те, кто вложил немало сил в возвращение из забвения имени и творчества великого Магжана, сделают все, чтобы поэтические тома Магжана заняли достойное место среди давно знакомых нам и любимых нами творений других поэтов.
…А сегодня в нашем городе праздник, и я хочу сказать тебе, многонациональный и многоязычный город добрых людей, Петропавловск: сбереги имя Великого сына твоего, земля казахстанская, - имя Магжана Жумабаева!
/…В который раз утверждаюсь в мысли: есть нечто страшнее физической смерти. Это - забвение. За талант и непохожесть на других скольких расстреляло проклятое время свержения живых кумиров!
А после расстрела - неведомо где, неведомо когда - еще одна смерть - истребление памяти.
Мы называем Магжана великим, еще не умея оценить в полной мере подлинного величия поэта. Но это придет со временем. А то, что происходит сегодня, это только начало: мы только начинаем отдавать свой долг тем, кого никогда не должны были забывать…/
Ак-Лайлек ЖАУКИНА,
редактор газеты «Молодёжная-Жастар»
(Публикация 1993 г.,
фото из архива автора)