«ТУҒАН ЖЕР»: КОБЫЗ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УПОРНЫХ

Традиционно кочевников ассоциируют с домброй, однако у казахского народа был еще один музыкальный инструмент, менее распространенный в силу сложности исполнения. В древние времена кобыз являлся одним из атрибутов священнодействий казахских шаманов - баксы. Этот инструмент имеет причудливую форму и своеобразное звучание, которое сравнивают с пением птиц или человеческим голосом. Сегодня кобыз претерпел некоторые изменения, расширив свой диапазон и вписавшись тем самым в состав оркестра. Корреспондент нашего еженедельника побеседовал с артисткой оркестра казахских народных инструментов имени Сегіз сері Сандугаш ОНГАРБАЕВОЙ, которая играет на модифицированной версии инструмента - прима-кобызе.

 

Музыка - это судьба

Самое первое знакомство с кобызом состоялось для Сандугаш в 8 лет, когда в ее родном селе Акбастау открылась новая музыкальная школа, а в ней - первый класс кобыза.

«В нашей семье росло четверо детей, и нас всех отправили учиться в музыкальную школу, хотя родители никак не были связаны с музыкой, - рассказывает моя собеседница. - Папа был инженером, но умел играть на домбре, мама пела для себя. В то время в деревне были очень развиты самодеятельный оркестр, хор, музыкальные ансамбли».

Сначала было просто интересно посмотреть на инструмент, подержать его в руках, а потом - затянуло, признается артистка. Сегодня она не представляет себя без музыки, и куда бы она ни направлялась, внутри всегда проигрывает какую-нибудь мелодию. В конце пятого класса Сандугаш приняла участие в областном конкурсе юных музыкантов, где завоевала первое место. После чего школьница отправилась выступать на республиканском туре, который проходил в Алматы. Преподаватели заметили ее талант и предложили поступить в республиканскую казахскую специализированную музыкальную школу-интернат для одаренных детей им. А. Жубанова, где и проводился конкурс. Сандугаш решила попытать счастье и поступила. Именно в этой школе у девушки  появился первый собственный инструмент, изготовленный руками искусного мастера. Исполнительница была неразлучна с ним целых 10 лет!

После окончания школы она поступила в ведущий музыкальный вуз нашей страны - Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы. Еще будучи студенткой первого курса, Онгарбаева начала работать в Казахском академическом оркестре народных инструментов им. Курмангазы, с тех пор ее жизнь неразрывно связана со сценой и оркестром. Пришло время создать семью, которая, как вы можете догадаться, тоже стала музыкальной. Сандугаш вышла замуж за артиста театра оперы и балета им. Абая Болата Ультаракова. А в 1999 году ему предложили работать в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой.

«Мы отправились покорять столицу, где я устроилась в оркестр казахских народных инструментов. После пяти лет работы в Астане нас пригласили как специалистов в Северный Казахстан, дали квартиру. Первое время было нелегко привыкать к провинции после столичной жизни, - смеется моя собеседница. - Но мы живем здесь уже 13 лет. Теперь ни на что не променяем Петропавловск и никуда не хотим уезжать!»

Вместе с супругом Сандугаш работает в оркестре казахских народных инструментов имени Сегіз сері, а также преподает в колледже искусств. По ее мнению, занятия музыкой воспитывают ребенка, увеличивают концентрацию, дисциплинируют. Ведь играть на музыкальном инструменте всерьез, а не как известный персонаж детской книжки Незнайка, очень сложно - нужно заниматься ежедневно минимум по два часа! А усидчивость и внимательность, выработанные в период обучения, могут быть полезными в любой работе. Впрочем, дети, вы-бравшие однажды музыку, все равно  рано  или  поздно возвращаются к ней, это судьба, считает Сандугаш. Отрадно, что многие выпускники  колледжа искусств поступают затем в консерватории и продолжают быть преданными однажды выбранному пути. А некоторые все-таки  сворачивают в другую    сторону, виной тому - сложность инструмента.

Прародитель смычковых инструментов

«Кобыз - крайне сложный для исполнения инструмент, 4 года обучения в колледже - это очень мало, - признается артистка. - На фортепьяно и баяне есть клавиши, на скрипке есть гриф, а на кобызе нет никакой опоры для музыканта - струны находятся в подвешенном состоянии».

Поэтому музыканты, играющие на кобызе, - люди упорные и сосредоточенные. По словам Сандугаш, обучение игре на этом инструменте желательно начать как можно раньше - с 7 лет. «Сколько же нужно учиться?» - спрашиваю я. «До бесконечности! - отвечает с улыбкой героиня публикации. - Нет предела совершенству, музыкант никогда не может назвать себя профессионалом».

Помимо практики  каждый владелец кобыза, конечно же, знаком с историей его происхождения. Европейские исследователи утверждают, что кобыз - это самый древний в мире смычковый струнный инструмент, созданный тюркскими племенами. На западе кобыз распространился благодаря тюркам-огузам и другим народам, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке, традициям и имеющимся природным материалам. Но казахский кобыз сохранил самые древние черты: его изогнутая форма отражает связь с охотничьим и военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента. Отметим, что кобыз является прародителем многих смычковых инструментов, среди его наследников можно выделить фидель, ребек и пошет. А с созданием первого кобыза связана красивая легенда, которой поделилась со мной Сандугаш.

«Согласно преданиям, кобыз создал великий шаман и сказатель степей Коркут ата, живший в VIII-IX веках нашей эры. Коркут - легендарный отец музыки, создатель песни на земле, - рассказывает моя собеседница. - Смолоду он не мог смириться со скоротечностью человеческой жизни и решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть: в лесу - сгнившее и свалившееся дерево, в степи - ковыль, выгоревший под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркута».

Но однажды старцу приснился сон, в котором ему было предначертано изобрести кобыз. Возвратившись на родные берега реки Сырдарьи, Коркут изготовил инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы, верхняя же чашеобразная часть осталась открытой.

«Тогда Коркут натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а его имя осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей», - завершила свой рассказ Сандугаш.

Инструмент шаманов и его потомок

Интересно, что кобыз делали из цельного куска дерева (можжевельника, клена, сосны или березы). Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов, только в цельном куске хранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил. Отсюда и название инструментов: кылкобыз (кыл - конский волос) и  наркобыз (нар - одногорбый верб-люд). Позднее стали изготавливать инструменты и с металлическими струнами - жезкобыз.

«Изначально кобыз был инструментом исключительно шаманов, которые использовали его в различных ритуалах, для общения с духами предков - аруахами, - объясняет Сандугаш. - Простой народ боялся даже прикасаться к этому инструменту, так как считал, что кобыз в руках шаманов обладает волшебной способностью и силой исцелять от болезней, изгонять злых духов и менять судьбу человека».

К слову, баксы лечат людей и в наши дни: в родных краях Сандугаш удалось побывать на одном из сеансов медитации. «Есть в этом что-то мистическое, у меня даже мурашки побежали по коже!» - восклицает она. Название инструмента также намекает на его культовое назначение в прошлом и соответствует древнетюркскому слову «кобыз», которое произносилось обычно при изгнании «злого духа». Однако наряду с ритуальным характером, кобыз также связан с эпическим творчеством певцов-жырау, воспевавших героические подвиги ханов и батыров,  занимавших в кочевой среде одно из видных мест.

«В руках простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья - Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был пессимистическим инструментом», - писал Евгений Брусиловский.

Густой, насыщенный звук кылкобыза привлекал к себе интерес во все времена: впервые он использовался вне шаманского камлания Дукенулы Ыхласом. А в 40-50-х годах прошлого века кобыз был преобразован в новую, предназначенную для оркестра, разновидность - прима-кобыз, на котором и играет наша героиня.

«Реконструкцией и изготовлением музыкальных инструментов занимались мастера Э. Романенко и К. Касымов под руководством А. Жубанова. В результате первого этапа в оркестре появились кобызовые подвиды: прима-кобыз, альт-кобыз, бас-кобыз, контрабас-кобыз. В отличие от своего прародителя, прима-кобыз стал трехструнным: две струны - жильные, а третья - металлическая. Жильные струны придавали тембру инструмента мягкость и певучесть человеческого голоса, а появление металлической струны расширило его диапазон и позволило исполнять сложные произведения в составе оркестра».

Далее форма прима-кобыза была усовершенствована заслуженным учителем РК Д. Тезекбаевым и музыкальным мастером А. Першиным. Став автором кобыза новой формы, Тезекбаев добился того, чтобы у инструмента отсутствовала кожа на верхней деке, было 4 металлические струны, а его форма приблизилась к скрипичной. Действительно, на первый взгляд, прима-кобыз  очень  напоминает скрипку, отличие заключается в отсутствии грифа и способе извлечения звука - скрипку держат под подбородком, а кобыз - вертикально с опорой на сомкнутые бедра. 

Сандугаш замечает, что репертуар, специально предназначенный для этого инструмента, невелик, и его основу составляют скрипичные произведения. Помимо этого, кобызисты играют кюи в обработке. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волка, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

Настоящий семейный оркестр

Своим любимым композитором Сандугаш называет Ермурата Усенова, произведения которого она  не только слушает сама, но и передает интерес к ним своим ученикам. Вообще ей больше нравится исполнять так называемые кантиленные, льющиеся нараспев композиции.  Кроме того, артистка уверена, что у каждого музыканта обязательно должен быть свой личный инструмент.

«Я на других инструментах не могу играть, - замечает она. - Если на моем кобызе играют ученики, после них он даже звучит по-другому».

В семье Болата и Сандугаш подрастает новое поколение начинающих музыкантов. Старшая дочь Енлик закончила 7 классов скрипки, но после долгих колебаний решила отдать предпочтение спорту и добиться успехов в плавании. Учится девочка в Алматы, но когда приезжает домой, первым делом достает свою скрипку и вспоминает, как играла раньше… Если Бог дает талант, нужно обязательно его использовать, считает Сандугаш, поэтому сына, обладающего отличным слухом и чувством ритма, решили научить игре на фортепьяно. Болат Сарайкенович, в свою очередь, играет на ударных инструментах. Получился целый семейный оркестр!

Кстати, выступать в составе оркестра Сандугаш нравится больше, чем сольно - это очень волнительно и ответственно, говорит она. Совсем недавно супруги вместе с оркестром блеснули на«ЭКСПО-2017» - готовились к выступлению заранее и получили от поездки много положительных эмоций. По мнению собеседницы, такие мероприятия стимулируют исполнителей расти и совершенствовать свою технику. Как и участие в различных конкурсах, одним из которых стал для Сандугаш международный конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звезды» в городе Омске, где она заняла первое место. Пожелаем Сандугаш и ее музыкальной семье творческих успехов и гармонии, которую приносит в их жизнь искусство.

 

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.